Здавалка
Главная | Обратная связь

Возможные представления (знания) человека о самом себе



Прежде чем читать дальше, напишите на листке бумаги (стол­биком) по пять-десять ответов на вопросы «Кто Я?», «Какая (какой) Я?». Это важно для мобилизации вашего личного опы­та и, стало быть, для лучшего проникновения в содержание последующего текста.

Каждый по своему личному опыту может, во-первых, как-то представить явления самосознания применительно к себе. Во-вторых, не исключено, что вы сталкивались и с фактами проявлений самосознания других людей. И, возможно, заме­чали иногда, что люди о себе знают не так и не то, что и как знают о них другие. Полезно, правда, принять мысль и о том, что любой из нас можете иметь о себе и неполное, и не истинное знание, хотя, казалось бы, уж кто-кто, а «я сам» («я сама») о себе знаю все и знаю достоверно. Нет. В некоторых случаях происходят невольные искажения знаний человека о себе. Скажем, не желая расстаться с высокой самооценкой, чело­век может незаметно для себя скатиться на путь обесценива­ния, недооценки других или мысленного возложения на них ответственности за свои неуспехи («мешают», «не дают мне ходу», «завидуют» и пр.). Все это может быть за пределами истины. Но человек может быть либо убежден в правильнос­ти своей позиции, либо наивно, не сомневаясь, отождествлять свою позицию с истиной.

В любом случае знания человека о себе — это регуляторы нашего поведения по отношению к себе и к внешнему миру (миру природы, миру культуры в широком смысле слова, внут­ренним мирам других людей).

Перечислим в назывном порядке некоторые разновидно­сти возможных представлений человека о себе. Это поможет вам по-новому взглянуть на самих себя, детализировать пред­ставления о себе. Правильно полагают, что без хорошего осоз­нания себя как субъекта деятельности «невозможно и разви­тие мастерства» [151. С. 78].

Известны (см., например, [89. С. 150—155], [88. С. 136—150], [151], [58. С. 142—184], и др.) многие разновидности знаний человека о себе. «Я среди людей». «Я как организм». «Я в фи­зическом мире». «Я в деятельности (учебной, трудовой, игро­вой)». «Я в прошлом, настоящем и будущем». «Я и мой опыт». «Я и мои переживания». «Я — мои возможности и ограниче­ния». «Я и не-Я» (например, что-то сделано мной, а что-то слу­чилось со мной). «Я и мое». Понятно, что этот перечень непо­лон, и что его можно в каждой позиции детализировать. Мо­жете это делать, если интересно. Подробнее о самосознании см. также [250. Т. 3. С. 79—81], [89. С. 150—155], [88. С. 136—150], [85. С. 77—87].

Хорошо, но вот «Мое...» — это в пределах образа «Я» (пред-; ставлении о себе) или уже за его границами? Субъективные границы между «Я» и «не-Я» не всегда очевидны. Выражение «мой опыт» легко принять как характеристику «Я». А «резуль­таты моей работы» — это «Я» или уже «не-Я» ? Иногда пред­ставления о внешних предметах своей собственности, о фи­нансовом «текущем счете» для человека могут выступать как остро переживаемые составляющие образа «Я». «Я — это все, что я имею». Человек, действуя в предметном мире, взаимо­действуя с людьми, узнает не только о том, что вне его, но и о себе. «Аи, да я! Оказывается, сумел (сумела)!» или «Ох, мне это пока не по силам» и т.п. Знать и думать о явлениях подоб­ного рода полезно и для понимания людей, и для саморегуля­ции, для построения жизненного трудового пути.

Знания о себе связаны с самооценкой. Человек, например, мысленно располагает себя в ряду известных ему более или менее успешных людей или «примеривает» себя к какой-то воображаемой серии возможных достижений.

Примечание (упражнение). Можете несколько «опредме-тить», «материализовать» свою самооценку или самооцен­ку других людей. Легче будет о ней думать. Начертите на листе бумаги (лучше «в клеточку» или «мил­лиметровой») десять горизонтальных отрезков по 100 мм каждый. Отрезки расположите горизонтально один под другим, как строки. Далее, имея в виду верхний отрезок, вы­полните следующую инструкцию для «испытуемого» (в данном случае — для себя). Сейчас вы, читатель, одновременно и экспериментатор, и испытуемый. Инструкция: «Допустим, на этом отрезке расположены по порядку люди всего мира. Слева — самые медлительные. Далее вправо — все более подвижные, а в правой части — самые подвижные. Где ваше место среди этих людей? Поставьте поперечную черточку в том месте, где, как вы думаете, вы должны находиться».

Далее, имея в виду последующие отрезки, можете выпол­нить подобную же инструкцию, подставив в нее вместо ка­чества «медлительность — подвижность», другие. Например, те, о которых вы подумали несколько ранее, отвечая вы для себя на вопрос «Какая (какой) Я?».

 

В качестве показателя уровня вашей самооценки можно взять в каждом случае расстояние поперечного штриха, по­ставленного вами, от левого края отрезка (в миллиметрах). Можно взять расстояние и от середины отрезка. В этом слу­чае нужно принять во внимание знак показателя «плюс» или «минус». Скорее всего, уровень самооценки по разным лич­ным качествам будет разным. Можете попытаться провес­ти подобные опыты с другими людьми (если это им интерес­но и если они согласны). При этом надо соблюсти мораль­ный принцип психологического экспериментирования — принцип неразглашения среди других людей психологичес­кой тайны (сведений о внутреннем мире испытуемого). Самооценка может быть, как минимум, трех видов. Она может быть реалистической, заниженной или завышенной. Речь идет не о «средней», «высокой» или «низкой» самооцен­ках, а о том, соответствуют ли они действительности. Чело­век может дать себе «среднюю» самооценку, тогда как он при этом недооценивает себя (фактически заслуживает оценки «высокой»). Разумеется, нет точного (как в технике, физике) «аршина» для определения уровня самооценки человека. Но в поведении, поступках обсуждаемые явления проявляются достаточно определенно. Даже в детской речи есть слова «заз­найка», «трусишка» и подобн.

Сообразно самооценке человек, в частности, претендует (пусть невольно, несознаваемо) на некоторый уровень при­знания его ценности со стороны окружающих. Это явление называют уровнем притязаний. Человек с завышенным уров­нем притязаний с большой вероятностью оказывается в си­туациях внешних (межлюдских) и внутренних конфликтов. При этом возникают нелегкие переживания («меня не це­нят!», «зажимают!» и пр.). Слишком заниженная самооцен­ка человека порождает обычно неоправданную нерешитель­ность, оказывается внутренним препятствием для реализации возможностей, развития способностей. Важным условием для самооценки, близкой к реальности, является деловое сотруд­ничество, взаимодействие с себе подобными.

Знания человека о себе (о своих личных качествах, опыте, о соответствующих возможностях и ограничениях) выступа­ют как регуляторы его активности в самых разных областях жизни и деятельности.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.