Здавалка
Главная | Обратная связь

Государственный учёт природных ресурсов и регистрации природопользователей. Государственные кадастры природных ресурсов



 

Государственный статистический учёт в области природопользования и охраны окружающей среды является важным элементом государственного управления. Ведётся он как Федеральной службой государственной статистики, так и специальными государственными органами в области природопользования и охраны окружающей среды. Органам государственной статистики предоставляют информацию о состоянии окружающей среды, видах и уровнях вредных воздействий на неё как юридические лица, так и специально уполномоченные государственные органы.

Юридические лица, их филиалы и представительства, граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, обязаны представлять в Федеральную службу государственной статистики, её территориальные органы и находящиеся в её ведении организации информацию, необходимую для проведения государственных статистических наблюдений, по формам государственного статистического наблюдения на безвозмездной основе.

Основными требованиями при представлении статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, являются полнота, достоверность, своевременность.

Состав и методология исчисления показателей, круг субъектов, представляющих статистическую информацию, адреса, сроки и способы ее представления, которые указываются на бланках форм государственного статистического наблюдения и в инструкциях по их заполнению, являются обязательными для всех отчитывающихся субъектов.

Ответственным за представление статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений (соблюдение порядка ее представления, а равно представление достоверной статистической информации), является руководитель организации, ее филиала и представительства, а также лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

В соответствии со ст.13.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение должностным лицом, ответственным за представление статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, порядка ее представления, а равно представление недостоверной статистической информации влечет наложение административного штрафа в размере от 30 до 50 минимальных размеров оплаты труда.

Государственный учёт природных ресурсов осуществляется, также при помощи кадастров. Кадастры являются одним из важнейших источников информации и представляют собой систематизированную систему сведений о количественном и качественном состоянии природных ресурсов, их экономической, экологической оценки и социальном значении, а также о составе и категориях пользователей. Кадастры служат основой планирования и информационного обеспечения использования и охраны окружающей среды. На основе кадастров проводится денежная оценка природного ресурса, его продажная цена, система мер по восстановлению нарушенного состояния природы.

Единого кадастра природных ресурсов не существует. Кадастры представлены по видам природного ресурса. Таким образом различают земельный, водный, лесной государственный кадастр, государственный кадастр животного мира, государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых, государственный кадастр особо охраняемых природных территорий, государственный кадастр отходов. Как особую разновидность кадастра редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных можно рассматривать Красную книгу РФ.

Действующее экологическое законодательство закрепляет основные принципы ведения природных кадастров: соблюдение нормативных требований; непрерывность; государственный контроль за соблюдением порядка ведения кадастров; ответственность должностных лиц за правильность сведений, помещённых в кадастр. Соответственно выделяют требования, предъявляемые к самим природным кадастрам: полнота, достоверность, наглядность и доступность.

Наряду с государственными кадастрами отдельных природных ресурсов и объектов, в экологическом законодательстве предусмотрено ведение территориальных кадастров природных ресурсов и объектов. Они содержат данные о местоположении, количестве, качестве природных ресурсов, их социально-экономическую и экологическую оценку. Работу по формированию территориальных кадастров природных ресурсов и объектов на подведомственной территории организуют органы исполнительной власти субъектов РФ. Для этого они могут создавать территориальные кадастровые центры.

Регулируется ведение государственных кадастров преимущественно природоресурсным законодательством на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ. При этом общие требования предусматриваются соответствующими кодифицированными актами: Земельным кодексом РФ, Лесным кодексом РФ, Водным кодексом РФ, Законами «О недрах», «О животном мире», «Об особо охраняемых природных территориях», «Об отходах производства и потребления». Согласно этим законам порядок ведения соответствующего государственного кадастра устанавливается или специальными законодательными актами, или Правительством РФ. Ведутся кадастры соответствующими государственными органами управления и использованием и охраной природных ресурсов и объектов.

Государственный земельный кадастр - систематизированный свод до­кументированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель РФ и сведений о терри­ториальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с ними объектов.

Государственный кадастровый учет земельных участков в свою оче­редь представляет собой описание и индивидуализацию их в Едином го­сударственном реестре земель, в результате чего каждый участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других и осуществить его качественную и экономическую оценки. Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается при­своением каждому участку кадастрового номера.

Федеральным законом от 02.01.2000 № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» предусмотрен порядок ведения государственного земельного кадастра. На всей территории РФ его ведение осуществляется по единой методике и представляет собой последовательные действия по сбору, документированию, накоплению, обработке, учету и хранению сведений оземельных участках.

Кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых включает систематизированные сведения по каждому месторождению о количестве и качестве основных и совместно залегающих ископаемых, условиях их разработки, геоэкономической оценке.

Водный кадастр – свод данных о водных объектах и их использова­нии, о водных ресурсах, водопользователях. Государственный водный кадастр ведется по единой системе и основывается на данных государст­венного учета вод.

Государственный учет поверхностных и подземных вод представляет собой систематическое определение и фиксацию в установленном по­рядке количества и качества водных ресурсов, имеющихся на данной территории.

Данные государственного водного кадастра являются основой для при­нятия решений при осуществлении государственного управления в об­ласти использования и охраны водных объектов и должны представляться в определенном порядке, установленном законодательством РФ. Данный вид кадастра осуществляется специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда с участием государственного органа управления в области гидрометеорологии и мо­ниторинга окружающей среды (по поверхностным водным объектам) и го­сударственного органа управления использованием и охраной недр (по под­земным водным объектам).

Лесной кадастр содержит сведения об экологических, экономических и иных количественных и качественных характеристиках лесного фонда. Данные государственного лесного кадастра используются при государственном управлении лесным хозяйством, организации его ведения, переводе лесных земель в нелесные в целях, не связанных с ведением лесного хо­зяйства и пользованием лесным фондом, и при переводе земель лесного фонда в земли иных категорий, определении размеров платежей за поль­зование лесным фондом, оценке хозяйственной деятельности лесопользователей и лиц, осуществляющих ведение лесного хозяйства.

Кадастр животного мира – систематизированные сведения о геогра­фическом распространении, численности, видовом составе, хозяйствен­ном использовании, мерах охраны, а также среде обитания объектов жи­вотного мира.

Кадастр животного мира проводится в целях:

- обеспечения охраны и использования животного мира;

- сохранения и восстановления среды обитания животного мира.

Кадастр особо охраняемых природных территорий представляет собой свод данных о статусе, географическом положении и границах, режиме особой охраны, природопользователях, научной, экологической и иной ценности этих территорий.

Кадастр отходов включает в себя сведения об отходах с учетом их опасности, источниках образования, мерах по использованию, местах размещения и т. д. Данный вид кадастра ведется МПР РФ и его террито­риальными органами.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.