Здавалка
Главная | Обратная связь

Система и основные экологические функции правоохранительных и судебных органов

ОМСКАЯ АКАДЕМИЯ МВД РОССИИ

Кафедра гражданско-правовых дисциплин

 

УТВЕРЖДАЮ

Начальник кафедры

гражданско-правовых дисциплин

к.ю.н., доцент, полковник милиции

________________ А.Д. Турышев

«24» сентября 2007 г.

 

Конюх Е.А.

 

Экологические функции правоохранительных и судебных органов

 

Фондовая лекция

 

 

Время — 2 часа

 

Специальности 030501.65 Юриспруденция

030505.65 Правоохранительная деятельность

 

Омск 2007

Рецензенты:

Болдырев В.А. — кандидат юридических наук, старший преподаватель;

Ершов О.Г.— кандидат юридических наук, старший преподаватель.

 

Лекция по дисциплине «Экологическое право» обсуждена и одобрена на заседании кафедры гражданско-правовых дисциплин «24» сентября
2007 г., протокол № 1.

 

План

§ 1. Понятие и система экологического контроля. Экологическая экспертиза.

§ 2. Система и основные экологические функции правоохранительных органов.

 

Список литературы

1. Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции» (в ред. Федерального закона от 02 октября 2007 г. № 225-ФЗ) // Вед. СНД РСФСР и ВС РСФСР. — 1991. — № 16. — Ст. 503.

2. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (в ред. Федерального закона от 24 июля 2007 г.
№ 214-ФЗ) // СЗ РФ. — 1995. — № 33. — Ст. 3349.

3. Васильев Д. Судебная защита окружающей среды // Законность. — 2007. — № 6.

4. Конюхова Т.В. Право человека на экологическую безопасность // Журнал российского права. — 2003. — № 1.

5. Отческая Т.И. Прокурорский надзор за исполнением экологического законодательства // Журнал российского права. — 2002. — № 11.

6. Сергиенко А. Надзор за исполнением законодательства об экологической безопасности // Законность. — 2007. — № 8.

7. Ястребов А.Е. Актуальные проблемы судебной защиты конституционных экологических прав граждан // Конституционное и муниципальное право. — 2007. — № 12.

 

§ 1. Понятие и система экологического контроля.
Экологическая экспертиза

 

Экологический контроль – важнейшая правовая мера обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, функция государственного управления и правовой институт экологического права. Посредством экологического контроля в основном обеспечивается принуждение соответствующих субъектов права окружающей среды к исполнению экологических требований. Весьма часто меры юридической ответственности за экологические правонарушения применяются в процессе экологического контроля или по его результатам.

Экологический контроль представляет собой систему мер, направленных на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды.

Экологический контроль как правовая мера выполняет ряд функций — предупредительную, информационную и карательную.

Роль предупредительной функции заключается в том, что субъекты экологического контроля, зная о возможной проверке исполнения ими правовых экологических требований, самостоятельно проявляют активность в исполнении требований законодательства и предупреждении нарушений. Информационная функция связана с тем, что в процессе контроля соответствующие органы и лица собирают разнообразную информацию о природо-охранительной деятельности подконтрольных и поднадзорных объектов. Карательная функция проявляется в применении к на­рушителям правовых экологических требований предусмотренных законодательством санкций.

В Российской Федерации осуществляется государственный, производственный, муниципальный и общественный контроль в области охраны окружающей среды.

 

Государственный экологический контроль

Задача государственного экологического контроля — проверка и обеспечение исполнения правовых требований по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды всеми государственными органами, предприятиями, организациями и гражданами, которым такие требования адресова­ны. Государственный контроль носит, таким образом, надведомственный характер.

Существенной особенностью государственного экологического контроля является и то, что он ведется от имени государства. Потенциально государственный экологический контроль более других видов контроля может влиять на процесс исполнения экологических требований, поскольку он как инструмент осуществления экологической функции государства может использовать не только собственные полномочия государственно-властного характера, но и прибегать к поддержке правоохранительных органов — прокуратуры и суда. Основными мерами административного принуждения при этом являются меры административного пресечения (приостанов­ление или прекращение эксплуатации экологически вредных объектов), административной ответственности (предупреждение, штраф и др.), административно-процессуальные меры (постанов­ка вопроса о привлечении к уголовной или административной от­ветственности, возмещении экологического вреда или примене­нии мер общественного воздействия).

Государственный экологический контроль проводится в форме предупредительного и текущего. Задача предупредительного контроля -недопущение хозяйственной, управленческой и иной деятельности, которая в будущем может оказывать вредное воздействие на природу. Осуществляется такой контроль на стадиях планирования или проектирования этой деятельности, реализации проекта, ввода объектов в эксплуатацию. Текущий государственный экологический контроль осуществляется специально уполномоченными органами на стадии эксплуатации пред­приятий и иных экологически значимых объектов, в процессе природопользования.

Соответственно подразделению органов государственного уп­равления природопользованием и охраной окружающей среды на органы общей и специальной компетенции государственный эко­логический контроль можно подразделить на общий и специаль­ный. Общий экологический контроль осуществляется органами общей компетенции, специальный органами специальной ком­петенции.

Государственный экологический контроль проводится на ос­нове определенных принципов. Главные из них:

- открытость и доступность для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов природопользователей нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные экологические требования, выполнение которых проверяется при проведении государственного контроля (надзора);

- законность. Данный принцип проявляется в том, что такой контроль могут проводить лишь уполномоченные органы в пределах компетенции и полномочий, определяемых нормативными правовыми актами;

- периодичность и оперативность проведения мероприятий по контролю, предусматривающих полное и максимально быстрое проведение их в установленные сроки;

- объективность, которая основывается на достоверных полных данных о деятельности контролируемого объекта;

- разделение хозяйственных и контрольных функций. Данный принцип характерен лишь для специально уполномоченных органов государственного экологического контроля. Носивший ранее в основном доктринальный характер, в настоящее время он закреплен в ст. 65 Закона «Об охране окружающей среды». Его суть заключается в том, что функция проведения специального государственного экологического контроля не может возлагаться на органы, эксплуатирующие природные ресурсы;

- возможность обжалования действий (бездействия) должностных лиц органов государственного контроля (надзора), нарушающих порядок проведения мероприятий по контролю, определённый законодательством.

Государственный общий экологический контроль проводится президентом России, Правительством РФ, правительствами (администрацией) субъектов РФ.

Полномочия Президента России как главы государства по проведению экологического контроля регламентируются Конституцией РФ, другими актами. Такой контроль проводится в форме непосредственного контроля Президента и опосредованного — через подразделения его администрации. Непосредственный контроль Президент РФ осуществляет через подбор и расстановку на федеральном уровне кадров, имеющих отношение к решению экологических проблем в стране. По представлению Председателя Правительства РФ он назначает на должности министров, председателей государственных комитетов, руководителей феде­ральных служб.

Государственный общий экологический контроль осуществля­ет также органы исполнительной власти общей компетенции — Правительство РФ, правительства (администрации) субъектов Федерации. Экологический контроль проводится ими путем заслушивания на своих заседаниях отчетов и докладов руководителей государственных структур исполнительной власти в области природопользования и охраны окружающей среды; контроля за исполнением законов, иных нормативных правовых актов в данной сфере соответствующими органами исполнительной власти; отмены принимаемых министерствами и ведомствами актов, если они противоречат Конституции РФ, конституциям (уставам) субъектов Федерации, указам Президента РФ, постановлениям правительств.

Правительства (администрации) субъектов РФ осуществляют контроль за использованием природных ресурсов и охраной окружающей среды, радиационным состоянием территорий, соблюдением утвержденных проектов строительства, состоянием учета и отчетности на предприятиях и в организациях, находящихся и собственности субъекта РФ.

Государственный специальный экологический контроль проводится преимущественно органами надведомственной компетенции. Данный вид контроля характеризуется, во-первых, тем, что эти органы в пределах своей компетенции контролируют деятельность органов исполнительной власти, предприятий, граждан по вопросам природопользования и охраны окружающей среды. Во вторых, между субъектами и объектами этого контроля отсутствует организационная подчиненность.

Общие положения о государственном экологическом контроле установлены Законом об охране окружающей среды (ст. 65, 66). Важные положения, касающиеся организации и проведения ме­роприятий по контролю, предусмотрены Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».

Круг органов, уполномоченных на проведение государственного надведомственного экологического контроля, широк. В систе­му таких органов входят как специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей среды, использования и охраны отдельных природных ресурсов, так и министерства и ведомства РФ, выполняющие определенные зада­чи в данной сфере, включая:

- Министерство природных ресурсов РФ;

- Министерство здравоохранения и социального развития РФ;

- Министерство сельского хозяйства РФ;

- иные министерства и ведомства РФ.

Специально уполномоченные органы проводят государствен­ной экологический контроль в форме предупредительного и текущего. При этом предупредительный контроль осуществляется применительно к различным видам экологически значимой деятельности и различными способами. Основными из них являются согласования с природоохранительными органами, дача ими заключений на проекты решений. Так, в соответствии с Лесным кодексом РФ места строительства объектов, влияющих на состоя­ние и воспроизводство лесов, согласовываются с органом государственной власти субъекта РФ и соответствующим территориальным органом федерального органа управления лесным хозяйством с обязательным проведением государственной экологической экспертизы.

Текущий государственный экологический контроль осущест­вляется специально уполномоченными органами на стадии эксплуатации предприятии и иных экологически значимых объектов, в процессе природопользования. Текущий контроль может быть плановым и внеплановым.

Важнейшим условием решения задач, возложенных на органы государственного экологического контроля, служит наличие достаточного объема правомочий государственных инспекторов по охране природы и использованию природных ресурсов. При осуществлении государственного экологического контроля инспектора в пределах своей компетенции имеют право:

- посещать в целях проверки организации, объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, в том числе объекты, подлежащие государственной охране, оборонные объекты, объекты гражданской обороны, знакомиться с документами и иными необходимыми для осуществления государственного экологического контроля материалами;

- проверять соблюдение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств контроля, а также выполнении планов и мероприятий по охране окружающей среды;

- проверять соблюдение требований, норм и правил в области охраны окружающей среды при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации производственных и других объектов;

- проверять выполнение требований, указанных в заключении государственной экологической экспертизы, и вносить предложения о ее проведении;

- предъявлять требования и выдавать предписания юридическим и физическим лицам об устранении нарушения законода­тельства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, выявленных при осуществлении государственного экологического контроля;

- приостанавливать хозяйственную и иную деятельность юридических и физических лиц при нарушении ими законодательства в области охраны окружающей среды;

- привлекать к административной ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;

- осуществлять иные определенные законодательством полномочия.

Для обеспечения защиты законных интересов субъектов экологического права Законом о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей установлены требования о порядке проведения контроля. В частности, для проведения контроля органом государственного контроля (надзора) издается распоряжение (приказ). В нем указываются лицо (лица), уполно­моченное на проведение контроля и должность; цели, задачи и предмет проводимого мероприятия по контролю; правовые основания проведения контроля, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке; срок проведения контроля.

Контроль может проводиться только тем должностным лицом лицами, которое указано в распоряжении (приказе). Его продолжительность не должна превышать один месяц. В исключительных случаях, определенных Законом, срок проведения контроля может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Контроль за выполнением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных экологических требований должен быть плановым. При этом в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя каждым органом государственного контроля (надзора) плановое меро­приятие по контролю может быть проведено не более чем один раз в два года.

Одновременно Закон предусматривает проведение внепланово­го контроля. Так, внеплановые проверки проводятся для контроля исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений в деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, обнаруженных в результате планового контроля.

Внеплановый контроль проводится также в случаях:

- получения информации от юридических лиц, индивидуаль­ных предпринимателей, органов государственной власти о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

- возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества;

- обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их экологических прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юри­дических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, свя­занные с невыполнением ими обязательных требований, а также получения иной информации, подтверждаемой документами ииными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений.

При этом решение органа государственного контроля (надзора) о проведении внепланового контроля должно быть мотивированным.

Экологическим законодательством установлены некоторые особенности проведения государственного экологического контроля. Законом о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей установлен ряд ограничений при проведении контроля (ст. 8). Так, должностные лица органов государственного контроля (надзора) не вправе:

- проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции органа государственного контроля (надзора);

- осуществлять плановые проверки в случае отсутствия при проведении контроля должностных лиц или работников проверяемых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей либо их представителей;

- требовать представление документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не являются объектами мероприятии по контролю и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки;

- требовать образцы (пробы) продукции для проведения их исследований (испытаний), экспертизы без оформления акта об отборе образцов (проб) продукции в установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные государственными стандартами или иными нормативными документами;

- распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения мероприятий по контролю, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ;

- превышать установленные сроки проведения мероприятий по контролю.

Законом предусмотрены требования по оформлению результатов проведения контроля. По результатам проведения контроля должностным лицом (лицами) органа государственного контроля (надзора), осуществляющим проверку, составляется акт установ­ленной формы в двух экземплярах. Помимо таких данных, как дата, время и место составления акта; наименование органа государственного контроля (надзора); фамилия и должность лица, проводившего мероприятие по контролю; дата проведения контроля, в нем указываются: сведения о результатах мероприя­тия по контролю, в том числе о выявленных нарушениях, об их характере, о лицах, на которых возлагается ответственность за ни нарушения; сведения об ознакомлении или об отказе в ознакомлении с актом представителя юридического лица или индиви­дуального предпринимателя, а также лиц, присутствовавших при проведении мероприятия по контролю, их подписи или отказ от подписи.

К акту прилагаются акты об отборе образцов (проб) продук­ции, обследовании объектов окружающей среды, протоколы (за­ключения) проведенных исследований (испытаний) и экспертиз, объяснения должностных лиц органов государственного контроля (надзора), работников, на которых возлагается ответствен­ность за нарушения обязательных требований, и другие докумен­ты или их копии, связанные с результатами контроля.

Один экземпляр акта с копиями приложений вручается руководителю юридического лица или его заместителю и индивидуальному предпринимателю или их представителям под расписку либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении.

В случае выявления в результате мероприятия по контролю административного правонарушения должностное лицо органа государственного контроля (надзора) составляет протокол в порядке, установленном законодательством РФ об административных правонарушениях, и дает предписания об устранении выявленных нарушений.

При выявлении в результате проведения мероприятия по кон­тролю нарушений юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных экологических требований должностные лица органов государственного контроля (надзора) в пределах своих полномочий, предусмотренных законодательством РФ, обязаны принять меры по устранению выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде или имуществу, а также меры по привлечению лиц, допустивших нарушения, к ответственности.

Сферой производственного экологического контроля является производственно-хозяйственная деятельность предприятий и иных хозяйствующих субъектов. Важность его проведения и высокой эффективности обусловлена тем, что предприятия — это основная категория природопользователей. Преимущественно им адресованы правовые требования, касающиеся обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий.

Содержание производственного контроля зависит прежде всего от специфики предприятия. Экологический контроль проводит руководитель предприятия, руководители функциональных служб (главного инженера, энергетика, технолога, механика и др.) и производственных подразделений. С учетом важности производственного экологического контроля и в целях повышения его эффективности Законом об охране окружающей среды установлена обязанность субъектов хозяйственной и иной деятельности предоставить сведения об организации производственного экологического контроля в органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие соответственно государствен­ный и муниципальный контроль (ст. 67).

Главной задачей производственного экологического контроля является проверка: а) выполнения планов и мероприятий по ра­циональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды; б) соблюдения нормативов предельно допусти­мых воздействий на природу, установленных предприятию; в) выполнения иных требований законодательства об окружаю­щей среде и др.

Меры по пресечению выявляемых нарушений правовых экологических требований в рамках производственного контроля принимаются уполномоченными должностны­ми лицами. На предприятии это, как правило, — руководитель. Эффективность производственного экологи­ческого контроля во многом зависит от взаимодействия с органа­ми государственного экологического контроля. Пока такое взаи­модействие не развито. Более того, руководители предприятий и экологические службы считают своей задачей защиту интересов предприятия любым путем, в том числе посредством сокрытия фактов нарушения экологического законодательства, представления государственным органам недостоверных, сведений, а порой и прямого попустительства правонарушениям.

Важность организации и осуществления муниципального экологического контроля обусловлена тем обстоятельством, что источники вредных воздействий на состояние окружающей среды расположены на территориях муниципальных образований многие экологические проблемы носят прежде всего локальный характер.

Требования о муниципальном экологическом контроле предсмотрены в экологическом законодательстве, законодательстве о местном самоуправлении и в иных актах.

Общие требования о муниципальном экологическом контроле предусмотрены Законом об охране окружающей среды (ст. 6 согласно которому муниципальный экологический контроль территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами в соответствии с законодательством РФ и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Важные задачи по охране окружающей среды могут быть решены посредством контроля за использованием земель на территории муниципального образования. В соответствии с Земельным кодексом РФ органы местного самоуправления играют активную роль на стадии согласования отвода земельного участка под строительство.

Во взаимодействии с территориальными подразделениями государственных органов, осуществляющих контроль за охраной и использованием земель, органы местного самоуправления не допускают самовольного занятия земельных участков; следят за соблюдением установленного режима их использования в соответствии с их целевым назначением, принимают меры кустранению нарушений земельного законодательства; обеспечивают выполнение экологических требований при отводе земель; контролирую соблюдение таких требований при размещении, проектировании строительстве и эксплуатации предприятий и других объектов.

В соответствии с Законом о недрах в компетенцию органов местного самоуправления входит контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Для реализации полномочий органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, в том числе по осуществлению муниципального экологического контроля, в последнее время в структуре этих органов создаются отделы по охране окружающей среды, вводится должность заместителя главы администрации по вопросам экологии и санитарии.

Решения органов и должностных лиц местного самоуправле­ния, принятые в пределах их полномочий, обязательны для ис­полнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами. Такие решения могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда. Неисполнение или ненадлежащее исполнение решений органов и должностных лиц местного самоуправления влечет ответственность в соответствии с законами.

Общественный контроль в области охраны окружающей среды осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды. Общественный экологический контроль осуществляется общественными и иными некоммерческими объединениями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством.

Общественные контрольные функции по проверке выполнения экологических требований реализуются в рамках общественных слушаний по результатам оценки воздействия планируемой деятельности на окружающую среду, общественной экологической экспертизы.

Важной формой осуществления общественного экологического контроля за деятельностью предприятий и государственных органов является затребование от них информации о природоохранной деятельности и состоянии окружающей среды, право на которое предусмотрено рядом законов. На основе полученной информации граждане и общественные формирования вправе обжаловать решения, действия и бездействие, нарушающие их экологические права и законные интересы, в суде. С проведением общественного экологического контроля может быть связано также обжалование в суде заключения государственной экологической экспертизы, если оно противоречит требованиям законодательства, экологическим правам и интересам граждан и общественных формирований.

 

Система и основные экологические функции правоохранительных и судебных органов

 

В систему правоохранительных и судебных органов осуществляющих экологические функции входят:

- органы прокуратуры

- органы внутренних дел

- суды

- арбитражные суды

- конституционный суд РФ.

Экологическая функция правоохранительных органов состоит в их деятельности по применению природоохранного законодательства, выявлению причин экологических правонарушений, а также планировании мероприятий по их предупреждению и устранению.

Цели и направления прокурорской деятельности определены в Законе РФ «О прокуратуре Российской Федерации». Предметом прокурорского надзора является исполнение законов местными представительными и исполнительными органами власти, министерствами, ведомствами, иными органами государственного и хозяйственного управления и контроля, предприятиями, учреждениями, организациями и объединениями независимо от их подчинённости, военными органами и организациями, общественными, политическими организациями и движениями, должностными лицами, а также соответствие законам издаваемых ими правовых актов.

В рамках этих задач экологическую функцию прокуратуры можно охарактеризовать как деятельность по осуществлению надзора за соблюдением и выполнением законов и подзаконных актов в области охраны окружающей среды, природопользования и экологической безопасности общества.

Эти функции выполняются на уровне Федерации – Генеральной прокуратурой РФ в лице её соответствующих отделов и управлений, на уровне республик, краёв, областей – республиканская, краевая, областная прокуратура, на уровне города, района – городская, районная прокуратура. Ввиду повышения важности задачи, резкого увеличения числа экологических преступлений и иных правонарушений образована новая организационная форма экологического надзора прокуратуры – районные, межрайонные, бассейновые природоохранные прокуратуры.

Прокуратура осуществляет экологический надзор посредством протеста, возбуждения уголовного дела, возбуждения производства об административном правонарушении, предъявлении иска о возмещении вреда, причинённого экологическим правонарушением.

Протест – наиболее распространённая и действенная форма прокурорского реагирования. Он приносится на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, издавшему этот акт, либо в суд.

Вместе с тем прокурор при подаче протеста не вправе вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность организации, нарушивший закон. В протесте указывается юридический факт, свидетельствующий о нарушении, неисполнении закона (в виде издания неправомерного нормативного акта или совершения незаконного действия), даётся ссылка на закон, который нарушен, при необходимости разъясняется смысл нарушения.

Важная функция прокуратуры – участие прокурора в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством РФ и другими федеральными законами. Осуществляя государственное уголовное преследование, в суде он выступает в качестве государственного обвинителя; прокурор может опротестовать судебное решение. Кроме того, согласно п.4 ст.27 Закона о прокуратуре в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших. Если нарушение прав и свобод не содержит признаков состава преступления, а имеет характер административного правонарушения, прокурор принимает решение об отказе в возбуждении уголовного дела, его прекращении и возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передаёт материалы проверки или сообщение о правонарушении в орган или должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях.

Помимо указанных выше проверок и иных мероприятий, осуществляемых прокуратурой в области выявления экологических преступлений и уголовного преследования за их совершение, для обеспечения эффективности применения экологического законодательства важны координация этой деятельности с мероприятиями, проводимыми природоохранительными органами всех уровней и направлений, а также контроль за соблюдением ими правил оформления и направления материалов по фактам экологических преступлений в органы прокуратуры.

Природоохранительные органы обязаны направлять в прокуратуру для непосредственного прокурорского вмешательства и принятия предусмотренных законом процессуальных решений материалы проверок, осуществленных по линии государственного экологического контроля, в случаях, например, загрязнения поверхностных и подземных вод неочищенными и необезвреженными сточными водами, отходами и отбросами промышленных, сельскохозяйственных, коммунальных и других предприятий, уч­реждений, организаций, а равно загрязнения воздуха отходами промышленного производства, причинившими существенный вред здоровью людей или сельскохозяйственному производству

повлекшими массовую гибель рыбы.

При этом материалы, направляемые в прокуратуру, должны включать сопроводительное письмо, подписанное руководством органа, направляющего материалы, с изложением конкретных на­рушений экологического (и санитарного) законодательства, повлекших вредные последствия, с указанием размера причинённого ущерба, причин, по которым требуется вмешательство проку­ратуры. Кроме того, необходимо приложить протокол по факту нарушения, содержащий полное описание места события, границ зон загрязнения, причин, способствовавших нарушению, вредных последствий, а также ссылки па законы, ведомственные инструкции, положения и другие нормативные акты, нарушенные винов­ным, с указанием фамилии, имени, отчества и занимаемой должности лиц, действия или бездействие которых привели к нарушению экологического законодательства. К направляемым в прокуратуру документам следует приложить заключения специалистов, содержащие характеристику нарушения, размер ущерба, его обоснование, причины и условия, способствовавшие наступ­лению этого события, факты, свидетельствующие о наличии причинной связи между допущенным нарушением и наступившими

последствиями загрязнения окружающей среды, и другие данные

о конкретном виновном, сути допущенных им нарушений норм

экологического законодательства, включая нормы ведомственных

нормативных актов. Нужно также представить документы, подтверждающие нарушение требований органов государственного экологического контроля (протоколы ранее проведенных проверок, предписания об устранении нарушения и прочие документы о применении мер административного взыскания, результаты лабораторных анализов воды, воздуха, почв, фотографии, если таковые имеются, постановления о приостановлении или прекращении работ, эксплуатации объекта, сведения о принятых органами экологического контроля мерах по возмещению вреда причиненного экологическим правонарушением, подтвержденные соответствующими документами). Кроме того, в прокуратуру направляются копии ведомственных инструкций, приказов, положений или выписки из них, касающиеся допущенного нарушения.

Все документы или их копии, направленные в органы прокура­туры, должны быть надлежащим образом оформлены, копии заверены и переданы в органы прокуратуры не позднее месяца с момента выявления нарушения по месту нахождения предприятия, работники которого допустили нарушения. При отсутствии необходимых документов материалы возвращаются прокурором в направившие их органы государственного экологическою контроля для дооформления. По поступившим материалам прокурор принимает решение в соответствии со ст. 144—146 УПК РФ и сообщает его органам, направившим материал. В случае отказа в возбуждении уголовного дела или его прекращения прокурором должны бытьприняты меры при наличии оснований для привлечения лиц, ви­новных в совершении экологических правонарушений, к другим видам ответственности (административной, дисциплинарной, граж­данско-правовой). При несогласии с принятым прокуратурой решением орган государственного экологического контроля может обжаловать его вышестоящему прокурору.

Экологическая деятельность органов внутренних дел

Министерство внутренних дел России — одно из немногих отраслевых и функциональных структур, которое выполняет многообразные экологические функции. К числу таких экологических функций органов внутренних дел относятся: охра­на общественного порядка, борьба с правонарушениями и пре­ступностью; противопожарная безопасность, государственная служба безопасности движения; разрешительная система — вы­дача разрешений и регистрация огнестрельного и охотничьего оружия, печатей, штампов и т. д., несение службы охраны на конкретных объектах экологическою значения (водоемов с пить­евой водой).

По всем перечисленным вопросам министерство выступает как орган, наделенный надведомственными функциями, чьи приказы, инструкции являются обязательными для всех, при­частных к этим отношениям предприятиям, организациям, уч­реждениям, гражданам.

Эти задачи и функции органы милиции выполняют в таких четырех организационных формах:

охранительно-содействующей (охраняя общественный по­рядок, милиция охраняет и правопорядок в области окружаю­щей природной среды, что активно проявляется в борьбе с нарушителями правил охоты, рыболовства, лесопользования, санитарного режима);

охранительно-контрольной (охрана окружающей приро­дной среды осуществляется путем выполнения контрольной функции специально уполномоченными органами. Это относит­ся прежде всего к деятельности Департамента обеспечения безопасности дорожного движения, контролирующей работу транспортных средств);

охранительно -договорной (по договорам с предприятиями, организациями, учреждениями милиция берет на себя обязан­ности по охране объектов экологического значения — санитарно-защитных зон, водоемов, государственных заповедников);

регулятивной (регулирование экологических отношений на основе нормативных актов МВД РФ, изданных в пределах компетенции МВД РФ, обязательных для всех других предпри­ятий, организаций, граждан независимо от их подчинения).

Экологическая функция судов и арбитражных судов

Суды рассматривают и разрешают дела по возмещению экологического вреда гражданам, возмещение экономического вреда имуществу граждан.

Споры, возникающие в области охраны окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов, обеспечение экологической безопасности в связи с производственно-хозяйственной деятельностью – предмет рассмотрения арбитражного суда. Производственно-хозяйственная деятельность является основным источником деградации окружающей среды. Эколого-хозяйственные споры подразделяются на договорные (нарушение условий договора подряда на капитальное строительство в части сооружения очистных устройств), внедоговорные (загрязнение, уничтожение природных объектов, истощение природной среды) и управленческие (об отмене решений вышестоящих органов, о признании их недействительными и о возмещении причинённого вреда).

Особое значение в судебной практике имеют руководящие разъяснения по вопросам применения законодательства, в которых Пленум Верховного суда РФ и Пленум Высшего арбитражного суда РФ дают судебное толкование законодательных норм. Такие объяснения обязательны для всей системы судов.

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.