Здавалка
Главная | Обратная связь

УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УГОЛОВНОЕ


 

ПРАВО


Эдуард ЖЕВЛАКОВ,

доктор юридических наук, профессор

ПРИНЦИПЫ

УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Л 7спешное выполнение задачи построения «7 правового, демократического, граждан­ского общества невозможно без дальнейше­го укрепления законности, правопорядка, усиления борьбы с преступностью и други­ми правонарушениями.

Вместе с тем деятельность судов и право­охранительных органов возможна лишь в строгом соответствии с законом. При его при­менении необходимо не только глубоко знать уголовное право, но и понимать основные принципы, определяющие его содержание.

Российское уголовное законодательство постсоветского периода основывается на та­ких принципах, совокупность которых выра­жает новую демократическую природу, со­держание и общую гуманистическую направ­ленность уголовно-правовой системы. Одна­ко уяснение принципов уголовного законода­тельства важно не только для понимания его сущности, целей и задач. Практическое зна­чение этих принципов проявляется при реа­лизации норм отечественного уголовного права, что особенно заметно в случае их про­тиворечия нормам международного права. К сожалению, отсутствие в стране долговре­менной стратегии уголовно-правовой полити­ки, наличие элементов волюнтаризма в ее осу­ществлении привели к тому, что законотвор­чество в области уголовного, уголовно-про­цессуального, уголовно-исполнительного, ад­министративного права последних лет не от­личается системностью, согласованностью норм, что порождает коллизии, проблемы и другие недостатки закона и, как следствие, трудности в практике его применения.

В юридической литературе принципам хотя и уделяется должное внимание, но не


раскрывается в достаточной мере их поня­тие, содержание, значение. А это очень важ­но, если учесть, что в УК Российской Феде­рации 1996 г. они впервые получили законо­дательное закрепление.

Отсутствует единство в их классифика­ции. К тому же многие работы по этому вопросу изданы в советский период и не от­ражают действующего законодательства. Так, в юридической литературе одними учеными утверждается, что принципы уго­ловного права отличаются от принципов уголовной политики, а последние следует отличать от принципов уголовно-правовой политики1. Другие полагают, что между ними никаких различий не усматривается2. Третьи считают возможным выделять так­же принципы уголовного права, законода­тельства, кодификации уголовно-правовых норм, категорий и институтов уголовного законодательства3.

Законодатель, говоря о принципах, так­же определяет их по-разному. В названии гл. 1 Общей части УК РФ он называет их принципами Уголовного кодекса РФ. Одна­ко ч. 1 ст. 1 УК РФ гласит, что уголовное за­конодательство РФ состоит из настоящего Кодекса. Новые законы, предусматриваю­щие уголовную ответственность, подлежат включению в Кодекс. Из изложенного вы­текает, что, говоря о принципах УК РФ, за­конодатель имеет в виду принципы уголов­ного законодательства.

Вместе с тем УК РФ основывается на Кон­ституции РФ и общепризнанных принципах (подчеркнуто нами) и нормах международ­ного права (ч. 2 ст. 1 УК РФ), что требует, в свою очередь, изучения, классификации,


5/2006


УГОЛОВНОЕ


 

ПРАВО


 


установления содержания этих принципов и их соотношения с принципами уголовного законодательства.

В части второй ст. 2 УК РФ речь идет уже о принципах уголовной ответственности. Возникает вопрос и о соответствии таких принципов принципам уголовного законода­тельства. К сожалению, рамки статьи не по­зволяют рассмотреть их в полном объеме.

Проводя разграничение между принци­пами уголовного права и уголовного законо­дательства, следует руководствоваться поло­жениями о соотношении понятий уголовно­го права и уголовного закона как «содержа­ния» и «формы». Хорошо сказал по этому поводу В.В. Мальцев, отметив, что принци­пы уголовного законодательства, закреплен­ные в его нормах, придают принципам уго­ловного права, входящим в ткань уголовно­го законодательства, официальную, обеспе­ченную государством силу4.

Принципы уголовного законодательства безусловно заключают в себе и положения общего характера. В своей совокупности они выражают социальную природу, содержание и общую направленность уголовно-правовой системы. Однако УК РФ в отличие от УК РСФСР (ст. 2) не содержит в ст. 2 указания на общие положения уголовного закона. Тем не менее, на наш взгляд, принципы уголовного законодательства не следует отождествлять с его другими общими положениями.

По своему содержанию принципы не­сколько уже общих положений. Последние могут охватывать и некоторые принципы, тогда как принципы не поглощают общих положений. К числу таких положений сле­дует отнести, например, задачи уголовного законодательства, его источники, основание уголовной ответственности, действие уго­ловного закона во времени и пространстве.

Общие положения, относящиеся к от­дельным институтам, также не укладывают­ся в рамки принципов данных институтов. Например, ст. 60 УК РФ определяет общие начала назначения наказания. При этом в ней отчетливо просматриваются как общие (справедливости, гуманизма, законности), так и специальные (дифференциации и ин­дивидуализации наказания, личной ответ­ственности, экономии мер государственно­го принуждения) принципы.

В этой связи ряд ученых справедливо воз­ражает против имеющейся в юридической литературе тенденции отождествления прин-i общих, начал назначения наказания5.


При всем различии даваемых в литерату­ре определений принципов уголовного пра­ва суть их формулировок все же одна: прин­ципы — это руководящие уголовно-право­вые идеи, отраженные в нормах права. В об­щенаучном смысле принципы (от латинско­го principium] — это исходная руководящая идея, лежащая в основе всякой организации, деятельности, мировоззрения, теоретичес­кой программы, отрасли знания, права и т. д.ь Во всех этих областях существует и действу­ет целая система принципов. Содержание принципов уголовного законодательства, как и всех его положений, обусловлено прежде всего политическими, экономическими и иными социальными условиями жизни об­щества на определенном историческом от­резке времени. Так, содержание принципа гуманизма в УК РСФСР 1960 г. выражалось в круге объектов уголовно-правовой охраны, имевшихся в социалистическом обществе (социалистическое государство, политичес­кая и экономическая система, социалисти­ческая собственность и др.), в способах и средствах защиты этих объектов, в целях и задачах, способах борьбы с преступностью. В частности, большое значение придавалось таким целям наказания, как исправление и перевоспитание правонарушителей, предуп­реждение преступлений. Достаточно широ­ко использовались меры общественного воз­действия: освобождение виновного от уго­ловной ответственности с передачей на по­руки коллективу, передачей материалов дела на рассмотрение товарищеского суда и т. д.

Иное содержание принцип гуманизма получает в уголовном законодательстве об­щества переходного периода. Статья 7 УК РФ акцентирует внимание лишь на необходимо­сти обеспечения уголовным законодатель­ством безопасности человека в этом обще­стве и на том, что наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяе­мые клицу, совершившему преступление, не могут иметь своей целью причинение физи­ческих страданий или унижение человечес­кого достоинства. Однако представляется, что такое узкое определение принципа гума­низма уже не соответствует содержанию нынешней уголовной политики государства и действующему уголовному законодатель­ству Российской Федерации.

В науке уголовного права существует и отличная от общепринятой позиция, соглас­но которой принципы — это лишь те закреп­ленные законом наиболее обшие положения,


5/2006


УГОЛОВНОЕ


 

ПРАВО


 


 


имеющие руководящее значение для данной отрасли права, которые непосредственно самим законодателем признаются в общих нормах данной отрасли права в качестве принципов7.

Непосредственно сформулированы в УК РФ лишь принципы законности (ст. 3), равен­ства граждан перед законом (ст. 4), вины (ст. 5), справедливости (ст. 6), гуманизма (ст. 7). Не­трудно заметить, что эти принципы свой­ственны не только уголовному законодатель­ству. Поэтому их логично назвать общими или межотраслевыми. Кроме того, их пере­чень — не исчерпывающий. Не будучи пря­мо указанными в уголовном законодатель­стве, ряд таких принципов вытекает из со­держания совокупности уголовно-правовых норм. Они сформулированы наукой уголов­ного права на основе анализа и обобщения этих норм и судебно-следственной практи­ки их применения. Другие смежные юриди­ческие отрасли зачастую перечисляют их принципы более полно.

Поскольку уголовное законодательство является основной формой выражения уго­ловной политики государства в борьбе с пре­ступностью, то, во-первых, содержание его принципов предопределяется уголовной по­литикой, а, во-вторых, принципы уголовно­го законодательства могут совпадать с прин­ципами государственной политики борьбы с преступностью. В этой связи можно согла­ситься с авторами теоретической модели Основ государственной политики борьбы с преступностью в России о дополнении прин­ципов уголовного законодательства следую­щими принципами: адекватного правового реагирования на каждое преступление; со­ответствия национального законодательства и мер воздействия на преступность между­народно-правовым актам8.

Вместе с тем, поскольку уголовное право не является единственной формой выраже­ния государственной политики борьбы с пре­ступностью, шире и перечень ее принципов, могущих не относиться к этому законодатель­ству. Так, к числу основополагающих начал рассматриваемой политики обоснованно от­носятся: единство и внутренняя координация всех ее направлений; оперативное реагирова­ние на новые политические и социальные ре­алии при решении вопросов о криминализа­ции и декриминализации деяний; комплекс­ный подход на основе согласованных усилий государственных органов, общественных объединений и организаций и другие9.

6/201*6


При всем уважении к различным взглядам на соотношение принципов уголовной поли­тики и уголовного права все же вряд ли воз­можно согласиться с мнением о том, что прин­ципы уголовного права первичны, а принци­пам уголовной политики принадлежит подчи­ненная служебная роль10, поскольку уголов­ная политика государства, выраженная в его уголовно-правовой идеологии, предопределя­ет содержание уголовного права.

Наряду с общими по содержанию прин­ципами существуют и принципы, регламен­тирующие лишь определенный круг вопро­сов. Они присущи только определенным от­раслям права и получили название специаль­ных. Причем, на наш взгляд, не обязательно, чтобы они были сформулированы в общих нормах. Важно, что они в той или иной фор­ме отражены в нормах права и выступают как непреложные руководящие положения. При этом круг регулируемых ими вопросов может быть относительно невелик, что меша­ет придавать им всеобщее значение и воз­можность возводить их в высшую степень обобщения. Однако от этого они не утрачи­вают своей руководящей силы при примене­нии определенных норм. Так, принципы дифференциации и индивидуализации нака­зания отражены в сравнительно небольшой группе норм УК РФ (ст. 46, 48, 50, 51, 53, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 64, 65, 66, 67, 69, 70, 73 и не­которые другие). В связи с этим логично вы­делить третью группу принципов — принци­пы категорий и институтов уголовного зако­нодательства, которые представляют собой более узкое по объему образование, нежели принципы уголовного закона, которыми они обусловливаются.

Между тем по вопросу классификации принципов существуют и другие точки зре­ния. Например, популярностью пользуется разделение всех правовых принципов на три (общие, межотраслевые, отраслевые) и более категорий". Некоторые ученые вообще не согласны с делением принципов уголовного права на общие и специальные12. Иные счи­тают малоплодотворными усилия выделить отраслевые, т. е. уголовно-правовые принци­пы, в «чистом виде»13.

Вместе с тем все принципы охватывают наиболее важные узловые вопросы приме­нения уголовного законодательства. Они внутренне согласованы между собой и в сво­ей совокупности определяют единство со­держания уголовного права, его основные черты и направленность. Принципы отража-


УГОЛОВНОЕ


 

ПРАВО


 


ют также сущность уголовной политики го­сударства, правовую идеологию общества как высшую форму правосознания. При этом общие принципы пронизывают все уго­ловное право, включая и остальные более узкие специальные принципы. В отдельных институтах и нормах уголовного права могут проявляться сразу несколько общих принци­пов. Так, институт освобождения от наказа­ния отражает принципы законности, спра­ведливости, гуманизма, равенства граждан перед законом.

Обобщая изложенное, принципы уголов­ного законодательства можно обозначить как исходные, имеющие руководящее зна­чение положения, прямо закрепляемые или отраженные в нормах уголовного законода­тельства, которые определяют как содержа­ние, характер и направленность уголовно­го права в целом, так и отдельных его норм и институтов.

По отношению к задачам уголовного за­конодательства принципы выполняют слу­жебную роль. Выражая сущность и природу уголовного права, его наиболее важные чер­ты, регулируя основные вопросы уголовной ответственности, они распространяются на все или на значительную часть норм и поло­жений как Общей, так и Особенной частей УК РФ. Их надлежит принимать во внимание при осмыслении других норм, при толкова­нии уголовного закона, при коллизии и кон­куренции норм, при решении вопросов, не­достаточно урегулированных законом и в других случаях, когда возникают спорные и неясные вопросы теории и практики приме­нения уголовного законодательства. Значе­ние принципов состоит прежде всего в том, что с их помощью все многообразие уголов­но-правовых норм и институтов можно све­сти в единое, внутренне взаимосвязанное правовое явление.

Последовательное воплощение принципов в нормах уголовного законодательства и со­блюдение их в деятельности правоохранитель­ных органов способствует всемерной защите общественных отношений от преступных по­сягательств, предупреждению преступлений, воспитанию граждан в духе точного соблюде­ния законов, уважения и правопорядку.

Классификация предполагает отнесение какого-либо из принципов к той или иной группе и определение соответствующего места в ней, исходя из анализа содержания каждого из принципов и правильной оцен­ки его значения.


С этих позиций рассмотренные выше принципы логично назвать принципами со­держания уголовного законодательства.

Вместе с тем следует сказать и о других принципах. Так, существуют определен­ные принципы, на которых основывается техника структурирования самого уголов­ного законодательства, техника его коди­фикации. В свою очередь они также могут делиться на группы14.

С распадом Союза Советских Социалис­тических Республик из системы уголовного законодательства исчезли Основы уголовно­го законодательства Союза ССР и союзных республик. Однако по-прежнему в соответ­ствии с характером и назначением содержа­щихся в УК РФ норм одни из них объединя­ются в Общую, а другие — в Особенную ча­сти. При этом нормы Особенной части нахо­дятся в тесной взаимосвязи с нормами Об­щей части. Никакую норму Особенной час­ти нельзя применить, не обращаясь при этом к ряду норм Общей части. Отсюда важным структурным принципом уголовного законо­дательства становится принцип единства его Общей и Особенной частей. Однако принци­пы построения самих этих частей различа­ются между собой.

Общая часть структурно основана на принципе институциональности. При этом названия разделов Общей части отражают содержание крупных институтов, таких как: уголовный закон; преступление; нака­зание; освобождение от уголовной ответ­ственности и наказания и др. Названия глав в разделах отражают содержание раздела. Например, раздел II «Преступление» вклю­чает шесть глав: глава 3 «Понятие преступ­ления и виды преступлений»; глава 4 «Лица, подлежащие уголовной ответственности»; глава 5 «Вина» и др.

В основу систематизации Особенной ча­сти положен другой принцип — общности по характеру и социальной значимости объек­та посягательства, охраняемого данной груп­пой норм. Абстрагируясь от особенностей содержания некоторых разделов Особенной части УК РФ, можно утверждать, что по об­щему правилу она делится на разделы по ро­довому объекту посягательства, а на главы — по видовому. Исключение составляет разде­лы XI «Преступления против военной служ­бы», XII «Преступления против мира и безо­пасности человечества», в которых имеется по одной главе с названиями, тождественны­ми названиям разделов, и раздел X «Преступ-


 



G/2Q06


УГОЛОВНОЕ


 

ПРАВО


 


ления против общественной безопасности и общественного порядка», название которо­го не в полной мере отражает его содержа­ние. Кроме того, ряд глав УК РФ (в частно­сти, глава «Преступления в сфере экономи­ческой деятельности») содержит группы сходных по ряду принципов преступлений. Изложенное побудило некоторых ученых к обоснованию позиции о необходимости вы­деления межродовых, межвидовых, группо­вых объектов, а также к высказыванию раз­личных точек зрения относительно содержа­ния самого родового объекта преступлений, включенных в данный раздел.

Сами же разделы Особенной части рас­положены друг за другом в последовательно­сти, отражающей иерархию социальных ценностей (общественныхотношений), при­нятых в правовом демократическом государ­стве: личность, общество, государство. Если же сравнить структуру Особенной части УК РФ и УК РСФСР, то нетрудно убедиться, что в социалистическом государстве с командно-административной системой управления УК отражал иную иерархию охраняемых уго­ловным законом ценностей (государство, общество, личность).

Статьи Общей и Особенной частей уго­ловного законодательства также построены по-разному. Если статьи Особенной части имеют диспозицию и санкцию, то в Общей части такого деления не существует. К тому же статьи Особенной части содержат не одну, а несколько норм, что нехарактерно для статей Общей части. Нормы как Общей, так и Особенной частей расположены в раз-


личных частях и пунктах статей. Причем нормы статей Особенной части располага­ются в последовательности, отражающей возрастающую общественную опасность преступления и соответственно — строгость наказания за него.15

' Формирование государственной политики борьбы с преступностью. Материалы конференции / Под ред. А.Я. Сухарева и др. М., 1997. С. 120.

2 Там же. С. 121.

' Пудовочкин Ю.Е., Пирвагидов С.С. Понятие, прин­ципы и источники уголовного права. Сравнительно-право­вой анализ. СПб., 2003. С. 72; Мальцев В.В. Принципы уголовного права и их реализация в правоприменительной деятельности. СПб., 2004. С. 85-271.

4 Мальцев В.В. Принципы уголовного права. Волгоград, 2001. С. 107.

' Бажанов М.И. Назначение наказания по советскому уголовному праву. Киев, 1980. С. 11; Васильев Н.В. Прин­ципы советского уголовного права. М., 1983. С. 6. .

6 Ожегов СИ., Шведоеа Н.Ю. Толковый словарь рус­
ского языка. М., 1999.
С. 595.

7 Якуб МЛ. Правоведение. 1976. № 1. С. 60.

s Формирование государственной политики борьбы с преступностью. С. 20.

9 Там же. С. 121.

10 Мальцев В.В. Принципы уголовного права. Волго­
град, 2001.
С. ИЗ.

" См.. например: Смирнов О.В. Основные принципы <оветского трудового права. М., 1977. С. 35; Свердлин Г.Л. Принципы гражданского права. Красноярск, 1985. С. 65— 68; Кригер Г.А. Советское уголовное право. Общая часть. М.: МГУ. 1981. С. 18-19.

12 Якуб МЛ. Указ. соч. С. 61.

" Исмаилов И.А. Преступность и уголовная полити­ка (актуальные проблемы борьбы с преступностью). Баку, 1990. С. 142.

14 Пудовочкин Ю.Е., Пирвагидов С.С. Указ. соч. С. 66—67.


 


В/2006






©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.