Здавалка
Главная | Обратная связь

Конфликтующих супругов



 

Эта книга задумана автором как некая «ролевая игра»: ее читатели словно пришли на прием к семейному психологу с просьбой проанализировать состояние их брака. При этом, не так важно, в каком состоянии он пребывает в настоящее время: к разводу люди, нередко, приходят сразу из состояния «медового месяца». Важно, что замужних и женатых людей в их семейных отношениях что-то беспокоит, и вот они решили «на всякий случай» показаться специалисту. В роли этого самого «специалиста» в этой книге выступаю я, практикующий семейный психолог, доктор культурологии, профессор Андрей Зберовский.

В течение нескольких первых глав данной книги, мы чуть приоткроем «психологическое закулисье», где я наглядно продемонстрирую некоторые особенности моей собственной работы в качестве семейного психолога. При этом, сразу оговорюсь, что многие наблюдения и методики являются глубоко авторскими. Поэтому, требовать, чтобы их использовали, скажем, совсем другие психологи, к которым, например, вы пришли на прием в вашем городе, совсем не обязательно. У моих уважаемых коллег, могут быть совсем другие методики. Причем, совершенно не хуже, просто другие. Пользуясь случаем, пожелаю успеха в работе всем моим коллегам по всей нашей бескрайней России: вне зависимости от наших методик и подходов, все мы делаем большое дело: обеспечиваем личным Счастьем граждан нашей Родины. Впрочем, хватит авторской лирики. Пора за дело!

Итак, ко мне на первичный прием приходит некая семейная пара. Здороваюсь с ними, затем начинаю заполнять их персональную семейную анкету, задаю обязательную «первую десятку значимых вопросов»:

1.Имя, отчество. (Чтобы правильно обращаться к супругам).

2. Образование. (Во-первых, чтобы сопоставить уровень образованности супругов. Во-вторых, чтобы понять, соответствует ли оно характеру работы человека. В-третьих, если оно по каким-то причинам является незаконченным, сделать отметку, что данный человек склонен не доводить начатое дело до конца).

3. Должность, место и характер работы. (Разумеется, без конкретизации названия фирмы или бюджетной организации).

4. Общий стаж любовных и гражданских отношений данной пары до создания совместного брака.

5. Длительность данного брака.

6. Имели ли место предшествующие официальные или гражданские браки.

7. Количество и возраст детей (если таковые есть). В том числе от предшествующих браков и отношений.

8. Кто именно явился инициатором обращения к семейному психологу.

9. Что послужило причиной и непосредственным поводом для сегодняшней встречи с психологом, по мнению обоих супругов.

10. На присутствие каких именно проблем в семейной жизни жалуются супруги.

Пока супруги, переглядываясь, поправляя, и перебивая друг друга, начинают свой нелегкий рассказ (длительностью от 5 до 30 минут), моя задача сформировать самое общее впечатление о данной паре, о беспокоящих их проблемах. При этом, надо понимать, что семья – это не просто некий «боекомплект» из двух и более (считая детей) людей противоположного пола, это – не механическая сумма из мужчины и женщины. Семья – это наглядный пример действия философской закономерности «перехода количества в качество». Семья – это нечто принципиально совершенно иное, нежели два человека разного пола под одной семейной крышей. Но, чтобы четко понять глубоко специфический характер этой «особости», правильно начать анализировать семью одновременно:

- по линии выявления особенностей структуры личности и особенностей поведения каждого из партнеров;

- по характеру взаимодействия двух данных личностей по основным вопросам устройства жизни семьи.

Почему так, а не иначе, объясню чуть позже. Сейчас давайте попробуем понять, из чего складывается структура личности любого человека, в том числе ваша собственная. Разумеется, по данному поводу умными людьми написано множество довольно любопытных книг, но сейчас я выскажу именно свою собственную позицию, сформированную за годы практической работы.

 

Личность человека, это сложная сумма десяти факторов:

1. Наследственность: рост, вес, телосложение, физические возможности, цвет кожи, волос, глаз, генетически переданные заболевания и предрасположенности.

2. Темперамент: особенности возбуждения и торможения человека, то есть характер его реакции на окружающие события: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Плюс, промежуточные, средние между ними типы.

3. Состав семьи человека до достижения им восемнадцатилетнего возраста, характер отношений между родителями и детьми.Понятно, что полная семья с двумя-тремя детьми и хорошими межличностными отношениями между всеми ее членами, принципиально и выгодно отличается от ситуации с матерью-одиночкой и периодической сменой «отчимов».

4. Социальный, материальный статус родителей и близких родственников человека. Разумеется, это оказывает большое значение на формирование личности человека, на характер восприятия им мира и людей вокруг.

5. Интеллектуальный уровень родителей, близких родственников и самого человека. Особенно уровень образования и степень начитанности книгами человека на момент окончания школы. Начитанность и базовая общая образованность человека – это важный инструмент в работе психолога, это – некий аналог операционной системы типа «Виндоус» для компьютера. Если в голове человека «пустота», голый эгоизм, то психологу не к чему там обращаться, буквально «не за что зацепиться». Как совершенный компьютер с самым скоростным процессором – это просто железка, если в нем не установлены специальные программы, которые можно задействовать. Так и базовая начитанность человека, его знание основных ценностей общества – тот самый «человеческий Виндоус». Без всего этого – человек – просто дикий папуас. (Но это так, кстати, просто мысли вслух…).

6. Весь конкретный набор случившихся до настоящего времени психологически стрессовых для людей жизненных ситуаций, оказывающих на них длительное воздействие, а также сам характер его реакций-ответов на все эти «вызовы» в его биографии: адекватно ли «ответил» на них, компенсировал все эти стрессы и пережил их, или же психологически согнулся-сломался.

7. Собственный достигнутый уровень образования, социального и материального положения человека.Разумеется, с учетом того, каким образом, всего этого он достиг: своим трудом или «на плечах» родителей, родственников, друзей, жены-мужа, и т.д.

8. Опыт и характер общения с противоположным полом.Имелся ли опыт длительных отношений, гражданских браков, причины отсутствия данных отношений, что привело к расставанию с прежними партнерами.

9. Наличие детей и характер отношения с ними.В том числе и отношения с детьми своей «половины» от прошлых браков или отношений.

10. Наличие и характер собственных жизненных целей, само направление по которому движется в жизни данный человек.Хорошо, если они есть и крайне плохо,если их нет. Хорошо, когда человек идет к своим целям последовательно. Плохо, если человек лентяй, или флюгер.

Соответственно, в процессе выслушивания обратившихся ко мне супругов, «выуживаю» из их речи интересующую меня информацию, тут же вношу ее в свою анкету. Она очень помогает мне сформировать первое впечатление от партнеров.

Уверен, что девять из десяти перечисленных мною пунктов совершенно вам понятны и не вызывают никаких вопросов. А вот на пункте №6 я остановлюсь специально: «6. Весь конкретный набор случившихся до настоящего времени психологически стрессовых для человека жизненных ситуаций, оказывающих на него длительное воздействие, а также сам характер его реакций-ответов на все эти «вызовы» в его биографии: адекватно ли «ответил» он на них, чем-то компенсировал все эти стрессы и успешно пережил их, или же психологически согнулся-сломался». Что же это такое? Все просто: это как раз то, с чем обычно приходят люди к семейным психологам. Чтобы не быть голословным, перечислю вам тот основной «джентльменский набор», с которым приходится сталкиваться практическому семейному психологу. Это пятьдесят пять ситуаций:

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.