Здавалка
Главная | Обратная связь

Основные черты информационного общества



В последней четверти XX в. информация в жизни человеческого общества начинает играть решающую роль. Если в эпоху индустриализации машины в тысячи раз умножали мускульную силу человека, то в эпоху информатизации информационные технологии в тысячу раз умножают интеллектуальные возможности человека.

Решающая роль информации в жизни общества дает основание говорить о возможности создания информационного общества. Информационное общество все отчетливее становится объективной реальностью. Основным ресурсом этого общества являются знания, главной особенностью – формирование новой хозяйственной системы – экономики знаний, эффективность которой определяется в основном степенью развития человека, базовой парадигмой становится человеко-машинное общество, а основной характеристикой – скорость. Переход к информационному обществу обеспечивает развитым странам невиданный технологический отрыв, который в полной мере реализуется ими в процессе «приватизированной» ими глобализации, которая осуществляется в их геополитических и экономических интересах.

В информационном обществе уровень жизни населения, структура его занятости в рабочее и свободное время, система образования, рынки труда, товаров и финансов, система управления и принятия решений существенным образом зависят от теоретических знаний, информации, технологических инноваций, развития глобальных информационных и коммуникационных технологий.

Такое общество начало создаваться в развитых странах (США, Западная Европа, Япония), его укладные формы появляются в новых индустриальных странах (Корея, Тайвань, Сингапур и др.), в странах Восточной Европы и в России и даже в развивающихся странах. Создание информационного общества – очень сложный процесс, который затрагивает не только сферу экономики и технологии, но и социальные, политические и культурные отношения. Как предсказывает один из авторов концепции информационного общества И. Масуда, развитая стадия информационного общества, основанная на массовом создании знаний, сложится на Земле, вероятнее всего, к середине XXI в.

Информационное общество открывает перед человечеством удивительные перспективы, большинство из которых пока невозможно предсказать. И здесь нельзя не согласиться с американским астронавтом Карлом Саганом в том, что сегодня с большой уверенностью можно предсказать лишь то, что «самыми удивительными открытиями будут те, которые нам недостает еще мудрости предвидеть»[3].

В то же время очевидно, что информационный век ставит перед все большим количеством людей, компаний, стран дополнительные трудности, связанные с необходимостью перемен. Они либо преодолеют эти трудности и изменят себя, либо будут обре­чены на прозябание и поражение, индивидуальную и социальную апатию.

Если в 1980-е годы все решало качество, а в 1990-е – реинжиниринг, то в нынешнем десятилетии главное, по мнению Билла Гейтса, – это скорость. Под влиянием все более доступной информации скорость изменения образа жизни потребителей и их запросов становится все выше. Это требует наращивания скорости изменения качества продукции, совершенствования бизнес-процессов и оперативности управления ими. При определенном значении этих показателей произойдет изменение характера бизнеса. По мнению Билла Гейтса, в ближайшее десятилетие бизнес изменится сильнее, чем за предыдущие 50 лет, а инвестиции в электронную инфраструктуру и сферу образования являются ключом к обеспечению будущей конкурентоспособности экономики каждой страны.

Переход от индустриального общества к информационному проявляется прежде всего в перераспределении трудовых ресур­сов из сферы материального производства в сферу сетевой экономики и информационных услуг. Ожидается, что соотношение занятых в этих сферах к 2005 г. составит 1 : 3 против 3 : 1 в середине прошлого столетия. Уже в начале 1990-х годов в американской экономике инвестиции в информационную сферу превысили инвестиции в традиционные отрасли материального производства (рис. 2).

Рис. 2.Мировые расходы компаний на ИТ-продукты и услуги

Элвин Тоффлер об информационном обществе (третьей волне)[4]

1. Новая ускоренная система создания изобилия все больше зависит от обмена данными, информацией и знаниями. Она сверхсимволична. Если знаниями не обмениваются, новое изобилие не создается.

2. Новая система выходит за пределы массового производства к гибкому, приспосабливаемому, или демассифицированному, производству. Благодаря новым информационным технологиям она способна выпускать мелкие партии чрезвычайно разнообразных, даже специально приспособленных продуктов при расходах, приближающихся к стоимости массового производства.

3. Традиционные факторы производства – земля, труд, сырье и капитал – становятся менее значимыми, так как их заменяют символические знания.

4. Вместо металлических или бумажных денег подлинным средством обмена становится электронная информация. Капитал становится чрезвычайно подвижным, так что огромные фонды могут собираться и рассеиваться за одну ночь. Несмотря на сегодняшнюю огромную концентрацию, число источников капитала увеличивается.

5. Товары и услуги модуляризируются и конфигурируются в системах, которые требуют увеличения количества и постоянного пересмотра стандартов. Это приводит к войнам за контроль над информацией, на которой основываются стандарты.

6. Медлительные бюрократии заменяются мелкими (демассифицированными) рабочими единицами, временными или адхократическими командами, все более сложными бизнес-альянсами и консорциумами. Иерархия «выравнивается» или уничтожается, чтобы ускорить принятие решений. Бюрократическая организация знаний заменяется информационными системами свободного потока.

7. Численность и разнообразие организационных форм увеличивается. Чем больше подобных единиц, тем больше сделок между ними и тем больше информации должно быть создано и сообщено.

8. Рабочие становятся все менее взаимозаменяемыми. Индустриальные рабочие владели немногими инструментами производства. Сегодня самые мощные увеличивающие изобилие инструменты – это символы в головах рабочих. Следовательно, рабочие владеют основной, часто незаменимой долей «средств производства».

9. Новый герой – уже не неквалифицированный рабочий, не финансист и не менеджер, а новатор (внутри или вне крупной организации), который сочетает воображение и знания с действием.

10. Создание изобилия все больше рассматривается как круговой процесс, где отходы превращаются во ввод в следующем цикле производства. Этот метод предполагает компьютеризированный мониторинг и еще более глубокие уровни научных и экологических знаний.

11. Производитель и потребитель, разделенные промышленной революцией, воссоединены в цикле создания изобилия, которому потребитель содействует не только деньгами, но рыночной и проектной информацией, жизненно важной для производственного процесса. Покупатель и поставщик делятся данными, информацией и знаниями. Когда-нибудь потребитель тоже сможет нажимать кнопки, которые активизируют производственные процессы на расстоянии. Потребитель и производитель соединяются в «протребителя».

12. Новая система создания изобилия и локальна, и глобальна. Мощные микротехнологии дают возможность делать локально то, что раньше экономически можно было сделать только в национальном масштабе. Одновременно многие функции переливаются через государственные границы, интегрируя действия во многих государствах в одно продуктивное усилие.

В развитых странах все больший удельный вес занимают такие виды деятельности, как проектирование зданий, сооружений, машин, оборудования, научные исследования, менеджмент, финансовые операции, анализ рынков, реклама, обсуждение контрактов, выписка счетов и др., получившие название информационной работы.

Информационная работа как «преобразование информации посредством человеческого мозга или компьютерной программы», по мнению автора книги «Что нас ждет» Майкла Дертузоса, уже сейчас порождает 50 – 60% ВНП индустриально развитых стран[5].

Учитывая важность этих тенденций, многие государства приняли конкретные программы действий по формированию информационного общества.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.