Здавалка
Главная | Обратная связь

Модель процесса учебной коммуникации



Предлагаемая модель сформирована с учетом подхода, предложенного в [Гаврилова] при описании процесса извлечения знаний из текстов при формировании баз знаний.

Обозначим на рис 1.2 М1 — знания преподавателя, это его модель мира. Информацию о своих знаниях преподаватель шифрует в форме текста или образов. При этом преподаватель часть понятий и отношений между ними вообще не считает целесообразным передавать, предполагая, что эта часть знаний известна студентам. То есть в процессе обучения передается только часть знаний преподавателя. Вербализуемая информация – письменный и устный текст на естественном или ином (например, математическом) языке. Образная (невербализуемая) информация – это рисунки, видео, анимация, макеты, мимика, жесты. Зашифрованная информация передается посредством сигналов, то есть физических процессов (напечатанного текста, электромагнитных волн, колебаний воздуха, световых волн и т.п.). Сигналы воспринимаются органами чувств человека и по нервным каналам передаются в мозг человека, осознаются им, то есть понимаются. Восприятие и понимание составляют процесс интерпретации информации ее приемником, в данном случае студентом. На основе интерпретированной информации у студента формируются новые понятия и осознаются отношения между ними, уточняются старые. В итоге формируется множество его знаний М2.

Сложность процесса учебной коммуникации заключается в принципиальной невозможности совпадения знаний, образующих М1и М2, из-за того, что М1образуется за счет всей совокуп­ности представлений, потребностей, интересов и опыта преподавателя, лишь малая часть которых находит отражение в передаваемой информации.

На это явление по отношению к тексту (устному или письменному) указал советский психолингвист Н.М. Жинкин. Он называл его «смысловыми скважинами». При генерации текста в нем никогда не содержится описания всех признаков объектов, о которых идет речь.

Представьте себе события в соответствии со следующим описанием:

«В комнату вошел человек в красном галстуке».

Ответьте на следующие вопросы о возникшем представлении описанного события: В комнате оказался мужчина или женщина? Человек в пиджаке? Какого цвета пиджак? Какого цвета сорочка? Глаза у человека серые или карие? Какого цвета туфли на нем?

А теперь вернитесь к тексту в кавычках. Там ведь нет ответов на поставленные вопросы. Весь воображенный вами образ – это Ваш собственный, индивидуальный образ, достроенный за счет Ваших личных предпочтений. Если представить то, что именно описано в тексте, то в комнате появится бесполое человеческое существо, на котором из одежды будет только красный галстук.

Ясно, что и автор текста, и приемник текста имели в виду, скорее всего, не это. Но вероятность того, что образы описанного объекта у автора и приемника текста совпадут, ничтожна мала.

Таким образом, все варианты множеств М2 на рис. 1.2.образуется в процес­се интерпретации информации за счет привлечения всей совокупности научного и че­ловеческого багажа каждого студента. Базовые знания у всех студентов разные. Таким образом, у каждого студента в результате интерпретации одной и той же информации сформируется своя индивидуальная уникальная модель предметной области Мi2 .

Рисунок 1.2. Схема процесса учебной коммуникации

 

Максимальная адекватность М1 и М2 достигается в случае согласованности фактического тезауруса студента и представления преподавателя о тезаурусе студента на этапе формирования им (преподавателем) информации о своих знаниях.

Конечно, адекватность М1 и М2 также зависит и от качества передачи сигналов, от качества восприятия сигналов и мыслительных процессов в процессе понимания и усвоения получаемой информации. А это во многом зависит и от бытовых условий обучения, от самочувствия студента, уровня его мотивации к обучению.

Немецкий математик Готлиб Фреге (1848 – 1925) предложил модель порождения и понимания текста. Модель предполагает наличие тесных связей между реально существующим объектом - денотатом, концептом - мыслью об этом объекте, смыслеи словом как знаком, именем объекта - сигнификатом. Мысль об объекте мгновенно активизирует у носителя языка слово, обозначающее данный объект. И наоборот, прозвучавшее слово мгновенно вызывает в сознании мысль, представление об объекте, если он знаком человеку. Восприятие, например, вид объекта вызывает у человека связь со своими представлениями о данном объекте и словом, которым объект обозначается.

Еще несколько определений отдельных терминов:

 

Память – способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт. [Ожегов]

 

Понимание

В познавательном смысле понимание представляет собой формирование в сознании образа познаваемого объекта с учетом связей с сопряженными с ним ранее сформированными образами других объектов

В результате понимания осознаются причины явлений, появляется возможность прогнозировать ряд явлений.

 

 

Треугольник Фреге

 

Усвоение – понимание и прочное запоминание. [Ожегов]

 

Умения – это приобретение способности сознательного применения знаний в практической деятельности. [Молибог А.Г. Вопросы научной организации педагогического труда в высшей школе. М.: Высшая школа, 1971. – 295 с.]

 

Умения – способность выполнять целенаправленные (направленные на получение конкретного заранее намеченного результата) умственные и физические действия в заданный промежуток времени (мое определение).

Способность в данном определении используется в значении «потенциальная возможность», в отличие от второго возможного значения - «врожденная предрасположенность».

Второе определение обуславливает причинную связь понятий «умения» и «знания».

Навык – это быстрые и точные действия, доведенные до автоматизма и осуществляемые без непосредственного контроля со стороны сознания. Умения перерастают в навыки в результате тренировки в выполнении изученных действий. [Молибог]

Навык это умение, доведенное до автоматизма.

Вопрос: «иметь практический опыт» - это что? Иногда это называют «навыком», однако я склонен согласиться с приведенным выше определением.

 

В последнее время много говорят о таком результате обучения как компетентность. При этом под компетентностью часто понимают всего лишь умения выполнять типовые виды профессиональной деятельности. К сожалению, формирование таких умений зачастую противопоставляется фундаментальности образования. Полагается, что для успешной деятельности человеку не обязательно знать «почему», важно знать «как». В психологии под компетентностью понимают несколько иное: умение выполнять те виды профессиональной деятельности, которые требуют нахождения эффективных решений в новых нестандартных ситуациях с привлечением знаний о смежных областях, т.е. системного мышления. а такому мышлению способствует наличие фундаментальных знаний, которые академик В.Садовничий определил как дающих «понимание образованным человеком того факта, что все мы живем по законам природы и общества, которые никому не дано игнорировать. Их нарушение малограмотным и невежественным в науках человеком может быть опасно для окружающих» [В.Садовничий. Традиции и современность. // Высшее образование в России, 2003, №1 с.11-18]. Подробнее о психологических основах формирования компетентности мы будем говорить на лекции, посвященной психологическим основам научения.

В процессе обучения происходит и развитие личностных качеств человека. (Развитие – изменение (чаще связанное с совершенствованием) чего-либо во времени). Среди личностные качеств можно выделить:

· морально-волевые (упорство в достижении цели, чувство ответственности за принимаемые решения, стрессоустойчивость)

· интеллектуальные (память, активный запас слов)

· физические (мышечная сила, выносливость, быстрота движений)

 

Итог лекции:

1. Введение

Поставлена цель курса.

Определены 4 задачи курса.

Показана связь с другими дисциплинами учебного плана.

2. Основные термины и определения.

Даны определения терминам:

· термин

· образование

· обучение

· учение

· преподавание

· воспитание

· понятие

· отношения понятий

· информация

· тезаурус

· знание

· смысл

· понимание

· усвоение

· умение

· навык

Приведено различие понятий «информация» и «знания».

Знания субъекта определены как индивидуальная мысленная модель мира.

Указано на явление «смысловых скважин» практически во всех текстах.

Дано объяснение факту неполного соответствия знаний, формируемых в процессе межличностной коммуникации у приемника информации, знаниям источника информации.

Показана невозможность использования бит в качестве меры количества семантической информации.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.