Модель процесса учебной коммуникации ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Предлагаемая модель сформирована с учетом подхода, предложенного в [Гаврилова] при описании процесса извлечения знаний из текстов при формировании баз знаний. Обозначим на рис 1.2 М1 — знания преподавателя, это его модель мира. Информацию о своих знаниях преподаватель шифрует в форме текста или образов. При этом преподаватель часть понятий и отношений между ними вообще не считает целесообразным передавать, предполагая, что эта часть знаний известна студентам. То есть в процессе обучения передается только часть знаний преподавателя. Вербализуемая информация – письменный и устный текст на естественном или ином (например, математическом) языке. Образная (невербализуемая) информация – это рисунки, видео, анимация, макеты, мимика, жесты. Зашифрованная информация передается посредством сигналов, то есть физических процессов (напечатанного текста, электромагнитных волн, колебаний воздуха, световых волн и т.п.). Сигналы воспринимаются органами чувств человека и по нервным каналам передаются в мозг человека, осознаются им, то есть понимаются. Восприятие и понимание составляют процесс интерпретации информации ее приемником, в данном случае студентом. На основе интерпретированной информации у студента формируются новые понятия и осознаются отношения между ними, уточняются старые. В итоге формируется множество его знаний М2. Сложность процесса учебной коммуникации заключается в принципиальной невозможности совпадения знаний, образующих М1и М2, из-за того, что М1образуется за счет всей совокупности представлений, потребностей, интересов и опыта преподавателя, лишь малая часть которых находит отражение в передаваемой информации. На это явление по отношению к тексту (устному или письменному) указал советский психолингвист Н.М. Жинкин. Он называл его «смысловыми скважинами». При генерации текста в нем никогда не содержится описания всех признаков объектов, о которых идет речь. Представьте себе события в соответствии со следующим описанием: «В комнату вошел человек в красном галстуке». Ответьте на следующие вопросы о возникшем представлении описанного события: В комнате оказался мужчина или женщина? Человек в пиджаке? Какого цвета пиджак? Какого цвета сорочка? Глаза у человека серые или карие? Какого цвета туфли на нем? А теперь вернитесь к тексту в кавычках. Там ведь нет ответов на поставленные вопросы. Весь воображенный вами образ – это Ваш собственный, индивидуальный образ, достроенный за счет Ваших личных предпочтений. Если представить то, что именно описано в тексте, то в комнате появится бесполое человеческое существо, на котором из одежды будет только красный галстук. Ясно, что и автор текста, и приемник текста имели в виду, скорее всего, не это. Но вероятность того, что образы описанного объекта у автора и приемника текста совпадут, ничтожна мала. Таким образом, все варианты множеств М2 на рис. 1.2.образуется в процессе интерпретации информации за счет привлечения всей совокупности научного и человеческого багажа каждого студента. Базовые знания у всех студентов разные. Таким образом, у каждого студента в результате интерпретации одной и той же информации сформируется своя индивидуальная уникальная модель предметной области Мi2 . Рисунок 1.2. Схема процесса учебной коммуникации
Максимальная адекватность М1 и М2 достигается в случае согласованности фактического тезауруса студента и представления преподавателя о тезаурусе студента на этапе формирования им (преподавателем) информации о своих знаниях. Конечно, адекватность М1 и М2 также зависит и от качества передачи сигналов, от качества восприятия сигналов и мыслительных процессов в процессе понимания и усвоения получаемой информации. А это во многом зависит и от бытовых условий обучения, от самочувствия студента, уровня его мотивации к обучению. Немецкий математик Готлиб Фреге (1848 – 1925) предложил модель порождения и понимания текста. Модель предполагает наличие тесных связей между реально существующим объектом - денотатом, концептом - мыслью об этом объекте, смыслеи словом как знаком, именем объекта - сигнификатом. Мысль об объекте мгновенно активизирует у носителя языка слово, обозначающее данный объект. И наоборот, прозвучавшее слово мгновенно вызывает в сознании мысль, представление об объекте, если он знаком человеку. Восприятие, например, вид объекта вызывает у человека связь со своими представлениями о данном объекте и словом, которым объект обозначается. Еще несколько определений отдельных терминов:
Память – способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт. [Ожегов]
Понимание В познавательном смысле понимание представляет собой формирование в сознании образа познаваемого объекта с учетом связей с сопряженными с ним ранее сформированными образами других объектов В результате понимания осознаются причины явлений, появляется возможность прогнозировать ряд явлений.
Треугольник Фреге
Усвоение – понимание и прочное запоминание. [Ожегов]
Умения – это приобретение способности сознательного применения знаний в практической деятельности. [Молибог А.Г. Вопросы научной организации педагогического труда в высшей школе. М.: Высшая школа, 1971. – 295 с.]
Умения – способность выполнять целенаправленные (направленные на получение конкретного заранее намеченного результата) умственные и физические действия в заданный промежуток времени (мое определение). Способность в данном определении используется в значении «потенциальная возможность», в отличие от второго возможного значения - «врожденная предрасположенность». Второе определение обуславливает причинную связь понятий «умения» и «знания». Навык – это быстрые и точные действия, доведенные до автоматизма и осуществляемые без непосредственного контроля со стороны сознания. Умения перерастают в навыки в результате тренировки в выполнении изученных действий. [Молибог] Навык это умение, доведенное до автоматизма. Вопрос: «иметь практический опыт» - это что? Иногда это называют «навыком», однако я склонен согласиться с приведенным выше определением.
В последнее время много говорят о таком результате обучения как компетентность. При этом под компетентностью часто понимают всего лишь умения выполнять типовые виды профессиональной деятельности. К сожалению, формирование таких умений зачастую противопоставляется фундаментальности образования. Полагается, что для успешной деятельности человеку не обязательно знать «почему», важно знать «как». В психологии под компетентностью понимают несколько иное: умение выполнять те виды профессиональной деятельности, которые требуют нахождения эффективных решений в новых нестандартных ситуациях с привлечением знаний о смежных областях, т.е. системного мышления. а такому мышлению способствует наличие фундаментальных знаний, которые академик В.Садовничий определил как дающих «понимание образованным человеком того факта, что все мы живем по законам природы и общества, которые никому не дано игнорировать. Их нарушение малограмотным и невежественным в науках человеком может быть опасно для окружающих» [В.Садовничий. Традиции и современность. // Высшее образование в России, 2003, №1 с.11-18]. Подробнее о психологических основах формирования компетентности мы будем говорить на лекции, посвященной психологическим основам научения. В процессе обучения происходит и развитие личностных качеств человека. (Развитие – изменение (чаще связанное с совершенствованием) чего-либо во времени). Среди личностные качеств можно выделить: · морально-волевые (упорство в достижении цели, чувство ответственности за принимаемые решения, стрессоустойчивость) · интеллектуальные (память, активный запас слов) · физические (мышечная сила, выносливость, быстрота движений)
Итог лекции: 1. Введение Поставлена цель курса. Определены 4 задачи курса. Показана связь с другими дисциплинами учебного плана. 2. Основные термины и определения. Даны определения терминам: · термин · образование · обучение · учение · преподавание · воспитание · понятие · отношения понятий · информация · тезаурус · знание · смысл · понимание · усвоение · умение · навык Приведено различие понятий «информация» и «знания». Знания субъекта определены как индивидуальная мысленная модель мира. Указано на явление «смысловых скважин» практически во всех текстах. Дано объяснение факту неполного соответствия знаний, формируемых в процессе межличностной коммуникации у приемника информации, знаниям источника информации. Показана невозможность использования бит в качестве меры количества семантической информации.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|