Здавалка
Главная | Обратная связь

Этапы работы над проектом



Выбор темы – это первый шаг воспитателя в работе над проектом.

При выборе тематики проекта следует ориентироваться на следующие критерии:

- доступность;

- социальная направленность;

- воспитательная направленность;

- научность;

- соответствие возрастным особенностям;

- интегративность;

- ориентация на «зону ближайшего развития».

Второй шаг – это тематическое планирование по выбранной проблеме на неделю, где учитываются все виды детской деятельности: игровая, познавательно-практическая, художественно-речевая, трудовая, общение и т.д. На этапе разработки содержания занятий, игр, прогулок ,наблюдений и других видов деятельности ,связанных с темой проекта, воспитатели особое внимание уделяют организации среды в группах, дошкольном учреждении в целом. Среда должна являться фоном к эвристической , поисковой деятельности, развивать у дошкольников любознательность. Когда подготовлены основные условия для работы над проектом (планирование, среда), начинается совместная работа воспитателя и детей.

Работа над проектом происходит в несколько этапов:

1 этап разработки проекта – целеполагание: воспитатель выносит проблему на обсуждения детям. В результате совместного обсуждения выдвигается гипотеза, которую воспитатель предлагает детям подтвердить в процессе поисковой деятельности.

2 этап работы над проектом представляет собой разработку совместного плана действийпо достижению целей (а гипотеза ­­– это и есть цель проекта). Сначала проводиться общее обсуждения, чтобы дети выяснили ,что они уже знают об определенном предмете или явлении. Воспитатель фиксирует ответы на большом листе ватмана ,чтобы группа могла их видеть. Для фиксации ответов лучше использовать условные схематические символы, знакомые и доступные детям. Затем воспитатель задает второй вопрос:( что мы хотим узнать?) ответы снова фиксируются , причем независимо от того, что они могут показаться глупыми или нелогичными. Здесь важно, чтобы педагог проявил терпение, уважение к точки зрения каждого ребёнка, тактичность по отношению к нелепым высказываниям малышей. Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: «Как нам найти ответы на вопросы?». Отвечая на данный вопрос, дети опираются на свой личный опыт. Необходимо учитывать и возрастные особенности воспитанников. Для детей младшего дошкольного возраста воспитатель может использовать подсказку, наводящие вопросы; для детей старшего дошкольного возраста необходимо предоставлять больше самостоятельности. Решением поставленного вопроса могут выступать различные мероприятия: чтение книг, энциклопедий, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий. Проступившие предложения являются дополнениями и изменениями к уже готовому тематическому плану воспитателя. Важно, чтобы педагог проявил гибкость в планировании, сумел подчинить свой план интересам и мнениям детей, включая детские мероприятия в учебный план, пожертвовав некоторыми запланированными формами работы. Это умение является показателем высокого профессионального мастерства воспитателя, его готовность отступить от уже имеющихся стереотипов, ставя на первое место самоценность дошкольного детства как период жизни и затем – как подготовительный этап к будущему. После составления совместного плана действий начинается 3 этап работы над проектом - его практическая часть. Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят. Для активизации детского мышления воспитатель предлагает решить проблемные ситуации, головоломки, развивает тем самым пытливость ума. Необходимо, чтобы педагог умел создавать такую ситуацию, когда ребёнок должен что-то познать самостоятельно, догадаться, попробовать, придумать. Среда вокруг ребёнка должна быть как бы незаконченной, незавершённой. Особую роль в данном случае играют уголки по познавательно-практической деятельности.

Заключительным, четвёртым этапом над проектом является презентация проекта. Презентация может проходить в различных формах в зависимости от возраста детей и темы проекта:

- итоговые игры-знания;

- игры-викторины;

- тематические развлечения;

- оформление альбомов, фотовыставок, мини музеев, творческих газет







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.