Интеграционные группировки развивающихся стран.
В группу развивающихся стран (менее развитых, слаборазвитых, «третьем мире») входят государства с низким уровнем экономического развития. Экономическая интеграция развивающихся стран отражает стремление молодых государств к ускоренному развитию собственных производительных сил. Примерами таких интеграционных группировок являются: АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии), Общий рынок арабских стран, Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ), Таможенный союз Центральной Африки (ТЭСЦА), Центральноамериканский общий рынок (ЦАОР), МЕРКОСУР (интеграция стран Южного конуса). Процесс интеграции в развивающихся странах идет медленно, что объясняется: 1. внутренними особенностями экономик отдельных стран (низкий уровень развития производительных сил, монокультурность национальной экономики, недостаток финансовых ресурсов для осуществления региональных проектов); 2. существенными различиями в экономической (в том числе и внешнеэкономической) стратегии участников группировок и избранных ими моделей развития; 3. характером взаимосвязей интегрирующихся государств (недостаточное развитие инфраструктуры, низкая степень взаимодополняемости интегрирующихся стран); 4. факторами внешнего порядка (финансовая зависимость от промышленно развитых стран, значительный контроль за внешней торговлей и экспортным производством развивающихся стран со стороны международных корпораций); 5. политической нестабильностью. Главная причина неудач большинства интеграционных опытов в «третьем мире» заключается в том, что им не хватает двух главных предпосылок успешной интеграции - близости уровней экономического развития и высокой степени индустриализации. Поскольку главными торговыми партнерами развивающихся стран являются развитые страны, то интеграция стран «третьего мира» друг с другом обречена на застой. Наилучшие шансы имеют новые индустриальные страны (именно они преобладают в АСЕАНе и МЕРКОСУРе), которые приблизились по уровню развития к промышленно развитым. Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ) создана в 1980 г. Членами организации являются 11 стран: Аргентина, Бразилия, Мексика, Венесуэла, Колумбия, Перу, Уругвай, Чили, Боливия, Парагвай, Эквадор. В рамках данной ассоциации образованы Андская и Лаплатская группы, Амазонский пакт. Члены ЛАИ заключили между собой соглашения о преференциальной торговле. Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Создана в 1967 г. В нее входят Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Бруней. В июле 1997 г. в ассоциацию приняты Бирма, Лаос и Камбоджа. Общая численность населения этой группировки 330 млн. чел., ежегодный совокупный ВНП составляет 300 млрд. долл. МЕРКОСУР – Общий рынок стран Южного конуса, создан в 1991 г. странами Южной Америки. В эту организацию вошли Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай. Население четырех стран составляет 200 млн. чел. Суммарный ВВП превосходит 1 млрд. долл. Созданы институциональные структуры и наднациональные органы: Совет общего рынка, Группа общего рынка и Арбитражный суд. Конец XX в. отмечен началом интенсивного взаимодействия стран Восточной Азии по формуле 7 + 3 (страны АСЕАН, а также Китай, Япония и Южная Корея). На долю указанных государств приходится 32% мирового населения, 19% мирового ВВП, 25% экспорта и 18% импорта, а также 15% притока прямых иностранных капиталовложений.
32. Интеграционные процессы в рамках СНГ. Содружество Независимых Государств – это попытка реинтеграции бывших советских республик на условиях рыночной экономики. Но нельзя сказать, чтобы этот процесс уже дал какие-то ощутимые результаты. В настоящее время он проходит в основном на уровне создания политических и функциональных органов и выработки законодательной базы, которая способствовала бы расширению экономических связей республик в рамках СНГ.
В настоящее время уже действуют политические органы СНГ -С овет глав государств и Совет глав Правительств (СГП).Также сформированы функциональные органы, включающие представителей соответствующих министерств и ведомств государств, входящих в Содружество. Это Таможенный совет, Совет по железнодорожному транспорту, Межгосударственный статистический комитет.
При анализе стран, входящих в СНГ, некоторые ученые выделяют три группы в зависимости от того, на какой основе государства строят взаимоотношения с Россией.
1. Государства, которые в краткосрочном и среднесрочном плане критически зависят от внешней помощи, прежде всего, российской. Это Армения, Беларусь и Таджикистан. 2. Государства, которые существенно зависят от сотрудничества с Россией, но отличаются большей сбалансированностью внешнеэкономических связей. Это Казахстан, Кыргызстан, Грузия, Молдова и Украина. 3. Государства, имеющие слабую экономическую зависимость России, причем эта зависимость продолжает снижаться. Сюда относятся Азербайджан, Узбекистан и Туркменистан. (Туркменистан представляет собой особый случай. Он не нуждается в российском рынке, но полностью зависит от экспортной системы газопроводов, проходящих по российской территории). Страны третьей группы стремятся проводить максимально самостоятельный экономический и политический курс, считая основой своего развития масштабную эксплуатацию природных ресурсов.
В тоже время страны первой группы являются наиболее активными сторонниками реинтеграции в рамках постсоветского пространства.
Однако остается открытым вопрос о том, насколько выгодно нашей стране проводить реинтегрирацию с теми странами СНГ, которые стремятся к ней в наибольшей степени. По сравнению с этими странами в России произошли более глубокие рыночные реформы, что и позволило несколько улучшить экономическую ситуацию в стране. Но это не означает, что Россия обладает таким экономическим потенциалом, который позволил бы ей стать донором для партнеров по интеграции. В настоящее время в рамках СНГ документально оформлены объединения государств, различные как по своему составу, так и по экономичекому содержанию. Это такие интеграционные группировки, как Союз Беларуси и России, Центрально-азиатское Экономическое Сообщество (объединяет Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан), Таможенный союз Беларуси, России, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана, альянс Грузии, Украины, Азербайджана и Молдовы – ГУАМ. Развитие интеграционных процессов в СНГ отражает внутренние политические и социально-экономические проблемы, которые стоят перед странами-участницами. Существующие различия в структуре экономики и глубине рыночных реформ определяют выбор и уровень социально-экономического взаимодействия стран на постсоветском пространстве. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|