Здавалка
Главная | Обратная связь

Определение преобладающего типа темперамента (А.Белов)



Министерство образования

Нижегородской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего

Профессионального образования

«Нижегородский

Радиотехнический колледж»

(ГБОУ СПО «НРТК»)

Методические рекомендации для студентов

По выполнению контрольной работы по предмету «Социальная психология»

 

 

тема: Социально-психологическая структура личности

 

Специальности АС

 

Подготовил

Гудименко О.Ю

 

Нижний Новгород

2011г.

 

 


Содержание:

Введение ……………………………………………………………………. 3

1. Исследовательская часть. Структура личности …………………… 4

1.1. Темперамент …………………………………………………………… 4

1.2. Характер ……………………………………………………………….. 5

1.3. Способности ……………………………………………………………. 5

1.4. Мотивация ……………………………………………………………… 6

1.5. Воля ……………………………………………………………….…….. 6

1.6. Чувства ……………………………………………………………..…… 7

1.7. Межличностное общение ………………………………………..……. 7

1.8. Управление группой ………………………………………………..…. 8

1.9. Поведение в конфликте ………………………………………..……… 9

1.10. Социально-психологический уровень развития группы ………….. 9

2. Тестирование ……………………………………………………………. 11

2.1. Определение преобладающего типа темперамента (А.Белов) ……… 11

2.2. Тест Опросник Юнга …………………………..………………………. 14

2.3. Стили мышления и теппинг-тест ……………………………….…….. 17

2.4. Методика для диагностики учебной мотивации студентов (А.А.Реан

и В.А.Якунин, модификация Н.Ц.Бадмаевой) ……………………………. 27

2.5.Тест на силу воли ………………………………………………………. 29

2.6. Методика «Определение эмоциональности» (В.В.Суворова) ………. 33

2.7. Тест-опросник «Понимаете ли вы язык мимики и жестов?» ………. 34

2.8. Тест «Администратор или лидер» …………………………………….. 37

2.9. Тест - опросник К. Томаса «Поведение в конфликте» ………...……. 40

2.10. Тест «Пульсар» ……………………………………………………..…. 44

3. Оформление контрольной работы. Обработка результатов. …………... 51

Литература

 

Введение

На протяжении веков в центре внимания философского анализа был отдельный человек. А группа людей представала лишь как арифметическая сумма индивидов. Тем не менее, многие науки, в центре которых стоял индивид, предпринимали попытки понять суть человека и его поведение, ведь чаще всего люди не осознают причину своих поступков.

Отечественный психолог К.К. Платонов утверждал, что любой взрослый человек является личностью, хотя ею не рождается, а становится в процессе деятельности и общения с другими людьми, посредством чего овладевает социальным опытом и умножает его. Научившись сравнивать себя с другими людьми, выделяет своё Я из окружающего.

Французский психолог Анри Пьерон говорил, что ребёнок в момент рождения лишь кандидат в человека.

И.С. Кон определяет личность как целостного человека в единстве его индивидуальных способностей и выполнение им социальных функций.

Изучение социального окружения является одной из главных тем в социальной психологии, так как индивидуален каждый человек. Он как представитель биологического вида имеет врождённые особенности и задатки, а социальное окружение может развить или заглушить врождённое качество.

Личность - это категория социальная, и она развивается и формируется в обществе через общение и деятельность. И качество жизни в будущем будет зависеть от того, как мы поймем себя и окружающих нас людей.

Поэтому целью данного исследования является изучение структуры личности, а так же взаимодействие личности с группой. Сделать выводы.

 

 

1. Исследовательская часть

Разделяя понятия «индивид» и «личность» Леонтьев А.Н. и Рубинштейн С.Л. утверждали, что: «индивидом рождаются, а личностью становится».

По мнению Б. Г. Ананьева, личность – это общественный индивид, объект и субъект исторического процесса. В рамках понятие «личность» он рассматривал психические свойства: темперамент, задатки и способности, мотивация (направленность), характер, воля, чувства, т. е. то, что составляет структуру личности.

Человек существо социальное. И большую часть своей жизни человек находится именно в малых группах, где происходит его развитие и формирование. На сегодняшний день проблема личности и группы особенно актуальна, т.к. большинство серьёзных проблем человечества (загрязнение окружающей среды, расовые предрассудки, терроризм, наркомания и др.) является следствием поведения людей. Таким образом, исследование групп и групповых процессов до сих пор остаётся новой, активно развивающейся сферой.

 

 

1.1. Темперамент

Создателем учения о темпераменте считается древнегреческий врач Гиппократ. Опираясь на его учения, врач К. Гален разработал типологию темпераментов, которой пользуются и по сей день. Выделяют 4-е вида темперамента: сангвиник, флегматик, холерик и меланхолик.

Темперамент устойчив и мало подвержен изменениям под влиянием среды и воспитания, однако он изменяется в онтогенезе (процесс развития индивидуального организма). Темперамент характеризует динамическую сторону личности, её импульсивность, эмоциональную возбудимость, степень напряжённости и скорости, темп, ритм протекания психических процессов.

В разделе тестирование вам предлагается тест-опросник на определение преобладающего типа темперамента (А.Белов). Внимательно прочитайте инструкцию и приступите к выполнению задания.

1.2. Характер

 

Характер это стержневая особенность личности, которая отражает весь образ мыслей, побуждений, весь склад психической жизни человека, и в итоге в характере человека отражается всё, что для него значимо, и поэтому является смыслом жизни.

Отечественный психолог Петровский А. В. писал: «Для формирования характера решающие значение имеет социальное воспитание и включение личности в коллектив».

В разделе тестирование вам предлагается тест-опросник К. Г. Юнга на определение экстро- и интроверсии. Внимательно прочитайте инструкцию и приступите к выполнению задания.

 

 

1.3. Способности

 

Человек вступает в мир как индивид, наделенный совокупностью природных свойств и задатков. Наши способности – это всегда способности к чему-либо, к какой-либо деятельности, пригодность человека к ней. Вне деятельности способностей не существует.

Интерес к проблеме индивидуальных особенностей, способностей человека неоднократно проявляли русские революционные демократы В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. А. Добролюбов, Н. Г. Чернышевский. Так на страницах «Современника» Н. Г. Чернышевский писал: «Вы хромого сделали кровельщиком, глухого музыкантом, бессильного труса кучером: что ж чудного, если и кровельщик ваш, и музыкант, и кучер – все одинаково плохо исполняют своё дело? А если бы поступили разумно, подождав, пока можно будет различать качество этих людей и пока они не поймут, к чему они годны, тогда и результаты были бы не те: тому глухота не помешала бы сделаться хорошим кровельщиком, другому трусость – хорошим скрипачом, третьему хромота – хорошим кучером. Произвол ваш не дал развиться людям и перепутал специальности – в результате получилось: необоснованность, невежество и отсутствие твёрдой честности…».

Так как к группе тестов на способности часто требуется дополнительная литература, то вам предлагается пройти теппинг-тест и тест на стили мышления. Внимательно прочитайте инструкцию и приступите к выполнению задания.

 

 

1.4. Мотивация

Мотивация – это динамический процесс внутреннего, психологического и физиологического управления поведением, включающий его инициацию, направление, организацию, поддержку.

Важным фактором в процессе мотивации является самооценка. Самооценка – оценка человеком своих собственных качеств, достоинств, недостатков. Уровень самооценки обнаруживается не только в том, как человек о себе говорит, а и в том, как он поступает. Самооценка зависит от результатов деятельности индивида. При значительных отклонениях самооценки от адекватной у человека нарушается душевное равновесие и меняется весь стиль поведения. Человек, положительно относящейся к себе, обычно более благосклонно и доверчиво относится к окружающим.

С самооценкой тесно связан уровень притязании, т. е. результат, которого индивид рассчитывает добиться.

В разделе тестирование вам предлагается методика для диагностики учебной мотивации студентов (А.А.Реан и В.А.Якунин, модификация Н.Ц.Бадмаевой) Внимательно прочитайте инструкцию и приступите к выполнению задания.

1.5. Воля

Любая деятельность личности сопровождается конкретными произвольными и непроизвольными действиями (воля). Воля — это состояние (процесс) человека, проявляющейся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками. Она проявляется в преодолении препятствий, возникающих на пути достижения поставленной цели.

В разделе тестирование вам предлагается тест-опросник на силу воли. Внимательно прочитайте инструкцию и приступите к выполнению задания.

1.6. Чувства

 

К способностям личности испытывать, воспринимать внешние воздействия относятся чувства. Это одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительной устойчивостью. Формирование чувств является необходимым условием развития человека как личности.

В отличие от эмоций чувства имеют значимость. Эмоции – это более широкое понятие, чувства же представляют собой одно из проявлений эмоциональных переживаний. Благодаря эмоциям человек осознаёт свои потребности и предметы, на которые они направлены.

В разделе тестирование вам методика «Определение эмоциональности» (В.В.Суворова). Внимательно прочитайте инструкцию и приступите к выполнению задания.

1.7. Межличностное общение

 

Огромное значение в развитии личности имеет общение. В психологии общение определяется как многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя восприятие и понимание другого человека, обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия.

Общение формирует человека как личность, даёт ему возможность приобрести отдельные черты характера, интересы, привычки, склонности, усвоить нормы и формы нравственного поведения, определить цель в жизни, и выбрать средства их реализации.

Как известно общение делится на вербальное (устная и письменная речь) и невербальное (позы, мимика, жесты, расстояния).

В разделе тестирование вам предлагается тест-опросник «Понимаете ли вы язык мимики и жестов?» (Пономаренко Л. П., Белоусова Р. В., «Психология для старшеклассников»). Внимательно прочитайте инструкцию и приступите к выполнению задания.

 

 

1.8. Управление группой (стили лидерства)

При характеристике динамических процессов в группах возникает вопрос о том, как группа организуется, кто берёт на себя функции её организации. Проблема лидерства и руководства является одной из кардинальных проблем социальной психологии.

Обратившись к словарю Петровского А. В. и Ярошевского Г. М.: слово «лидер» (от англ. leader – ведущий) член группы, за которым она признаёт право принимать ответственные решения в значимых для неё ситуациях, т.е. наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе [16; 189]. «Руководитель» - лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организация его деятельности. Руководитель несёт юридическую ответственность за функционирование группы перед назначившей его инстанцией и располагает строго определёнными возможностями санкционирования – наказания и поощрения, подчинённых в целях воздействия на их производственную активность. В отличие от лидера руководитель обладает формально регламентированными правами и обязанностями, а так же представляет группу .

В разделе тестирование вам предлагается тест-опросник «Администратор или лидер». Внимательно прочитайте инструкцию и приступите к выполнению задания.

1.9. Поведение в конфликте

В психологии понятие конфликта используется широко. Общий синониматический ряд включает в себя - конфликт, спор, скандал, борьбу, единоборство, соперничество. Конфликт - это не одномоментный акт, а всегда процесс. Конфликт – это нормальное проявление социальных связей и отношений между людьми, способ взаимодействия при столкновении несовместимых взглядов, позиций и интересов

Конфликт - это сигнал того, что произошло что-то неладное в коммуникациях между людьми либо появились какие-то существенные разногласия. Основная причина конфликта в том, что люди зависят друг от друга, каждому нужны сочувствие и понимание, расположение и поддержка другого, нужно чтобы кто-то разделял его убеждения.

Важной чертой конфликта является то, что конфликт – прогнозируемое явление, подверженное регулированию. А так же, конфликт – это явление осознанное и обдуманное, т.к. человек отличается тем, что у него имеются целевые установки, которые вырабатываются им самим в процессе своей жизнедеятельности. В зависимости от того, в какой степени участник конфликта ориентирован на реализацию своих собственных целей и соблюдение интересов противоположной стороны, можно выделить 5-ть типов поведения в конфликте (противоборство, сотрудничество, компромисс, избегание, уступка).

В разделе тестирование вам предлагается тест-опросник К. Томаса «Поведение в конфликте». Внимательно прочитайте инструкцию и приступите к выполнению задания.

 

1.10. Социально-психологический уровень развития группы

Проблема изучения уровней развития групп — трудовых коллективов, организаций — является мало разработанной. В социальной психологии установлено, что от уровня развития группы зависит эффективность работы ее членов. В зарубежной психологии существует целое направление исследований, получившее название «групповая динамика». Динамика группы - это социально-психологические процессы, приводящие группу в определенные состояния посредством различных групповых механизмов и обеспечивающие ее формирова­ние и развитие. Групповое состояние представляет собой отно­сительно статический момент развития группы, характеризую­щий устойчивость, закрепленность и повторяемость действий и психических состояний членов группы, а также социально-психологических особенностей их взаимоотношений и взаимодействий.

В разделе тестирование вам предлагается тест-опросник «Пульсар». Внимательно прочитайте инструкцию и приступите к выполнению задания.

 

2. Тестирование

Тестирование это метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы, имеющие определённую шкалу значений. Применяются для стандартизированного измерения индивидуальных различий. Для того чтобы он оказался правильным, тест должен быть построен с учетом ряда требований. Тест перестает быть адекватным инструментом диагностики, если нарушаются правила его проведения.

 

Определение преобладающего типа темперамента (А.Белов)

Шкалы:холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик

Назначение теста

Лица с четко выраженными свойствами, относящимися только к одному типу темперамента, встречаются сравнительно редко. Гораздо чаще людям свойственны смешанные типы темперамента, характеризующиеся наличием свойств, характерных для разных типов темперамента с преобладанием одного из них. Методика А.Белова служит для определения преобладающего типа темперамента и выявления представленности в нем свойств других типов. Испытуемому последовательно предъявляются четыре карточки, на каждой из которых написано по 20 свойств, характерных для представителей каждого типа темперамента.

Инструкция к тесту

Внимательно прочитайте перечень свойств и поставьте знак (+), если считаете, что это свойство Вам присуще, и знак (–) – если оно у Вас отсутствует.
В сомнительных случаях ничего не ставьте.

Тест

1. Блок ([холерик)
1. Неусидчивость, суетливость.
2. Невыдержанность, вспыльчивость.
3. Нетерпеливость
4. Резкость и прямолинейность в отношениях с людьми.
5. Решительность и инициативность.
6. Упрямство.
7. Находчивость в споре.
8. Неритмичность в работе.
9. Склонность к риску.
10. Незлопамятность, необидчивость.
11. Быстрота и страстность речи.
12. Неуравновешенность и склонность к горячности.
13. Нетерпимость к недостаткам.
14. Агрессивность забияки.
15. Выразительность мимики.
16. Способность быстро действовать и решать.
17. Неустанное стремление к новому.
18. Обладание резкими, порывистыми движениями.
19. Настойчивость в достижении поставленной цели.
20. Склонность к резкой смене настроения.

2. Блок (сангвиник)
1. Жизнерадостность.
2. Энергичность и деловитость.
3. Недоведение начатого дела до конца.
4. Склонность переоценивать себя.
5. Способность быстро схватывать новое.
6. Неустойчивость в интересах и склонностях.
7. Легкое переживание неудачи и неприятностей.
8. Легкое приспособление к разным обстоятельствам.
9. Увлеченность любым делом.
10. Быстрое остывание, когда дело перестает интересовать.
11. Быстрое включение в новую работу и переключение с одного вида работы на другой.
12. Тяготение однообразной, будничной, кропотливой работой.
13. Общительность и отзывчивость, не скованность в общении с другими людьми.
14. Выносливость и работоспособность.
15. Громкая, быстрая, отчетливая речь.
16. Сохранение самообладания в неожиданной, сложной ситуации.
17. Обладание всегда добрым настроением.
18. Быстрое засыпание и пробуждение.
19. Частая несобранность, поспешность в решениях.
20. Склонность иногда скользить по поверхности, отвлекаясь.

3. Блок (флегматик)
1. Спокойствие и хладнокровие.
2. Последовательность и обстоятельность в делах.
3. Осторожность и рассудительность.
4. Умение ждать.
5. Молчаливость, нежелание болтать по пустякам.
6. Обладание спокойной, равномерной речью, без резко выраженных эмоций, жестикуляций и мимики.
7. Сдержанность и терпеливость.
8. Доведение начатого дела до конца.
9. Умение применять свои силы в дело (не растрачивать их по пустякам).
10. Строгое придерживание выработанного распорядка жизни, системы в работе.
11. Легкое сдерживание порывов.
12. Маловосприимчивость к одобрению и порицанию.
13. Незлобивость, проявление снисходительного отношения к колкостям в свой адрес.
14. Постоянство в своих отношениях и интересах.
15. Медленное вовлечение в работу и переключение с одного вида работы на другой.
16. Ровность в отношении со всеми.
17. Аккуратность и порядок во всем.
18. Трудное приспособление к новой обстановке.
19. Обладание выдержкой.
20. Постепенное схождение с новыми людьми.

4. Блок (меланхолик)
1. Стеснительность и застенчивость.
2. Растерянность в новой обстановке.
3. Затруднительность в установлении контактов с незнакомыми людьми.
4. Неверие в свои силы.
5. Легкое перенесение одиночества.
6. Чувство подавленности и растерянности при неудачах.
7. Склонность уходить в себя.
8. Быстрая утомляемость.
9. Обладание тихой речью, иногда снижающейся до шепота.
10. Невольное приспособление к характеру собеседника.
11. Впечатлительность до слезливости.
12. Чрезвычайная восприимчивость к одобрению и порицанию.
13. Предъявление высоких требований к себе и окружающим.
14. Склонность к подозрительности, мнительности.
15. Беспечная чувствительность и легкая ранимость.
16. Чрезмерная обидчивость.
17. Скрытность и необщительность, нежелание делиться своими мыслями. 18. Малоактивность и робость.
19. Безропотность и покорность.
20. Стремление вызвать сочувствие и помощь окружающих.

3.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.