Фотоматериал: Михаила Колокольцева. ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8
- 19 -
МОЁ ПЕРВОЕ МОТОПУТЕШЕСТВИЕ Шёл 1959 год. Ещё зимой мы, пензенские любители езды на мотоциклах, решили летом отправиться в дальнее путешествие по просторам необъятного Советского Союза. Наступил июнь. Мы чаще стали встречаться. «Ну, как ты?» - «Да всё нормально, вот только заднее колесо спустило – видимо, проколол, клеить надо. На камере уже есть заплатки, ещё одна будет – не страшно, завтра заклею.» - «А у меня стал «заедать» тросик управления газом, тоже завтра буду разбираться. Да в фаре ближний свет что-то не горит…» Вот примерно такие разговоры и составляли наш процесс подготовки к мотопутешествию. Других забот не было. Тогда, понятное дело, мы и не представляли, какой он – процесс подготовки к путешествию должен быть. Да и что такое вообще – путешествие – мы даже и не знали. «Сядем на мотоциклы да и поедем, что тут хитрого?» - думали мы, собираясь в своё первое путешествие. Точнее сказать, не в «своё», а вообще в нашем городе вроде бы никто до этого так далеко от дома не уезжал. Да и называли мы это мероприятие проще – «поедем», «съездим», «сгоняем». Это, собственно, по сути была только подготовка мотоцикла, причём задумывалось, что если что и сломается в нём, в какой-нибудь колхозной мастерской сделаем. Кроме «штатного» инструмента – у кого что было, с собой взяли напильник и топор, тем и удовлетворились. Что касается прочей поклажи, то сильно сомневались – надо ли чего… Питаться будем в столовых, подкупим, если захочется, хлеба и молочка; даже кружку, миску, ложку не брали – зачем? Ну, поскольку ехали на юг, не сомневались: холодно и дождей не будет, в июле даже у нас в Пензе жарко. Для примера – что взял я: самая тёплая вещь – лёгкая кофточка типа «олимпийки» и берет. На ногах кеды, да это, пожалуй, и всё. Ночевать планировали в стогах соломы или в копнах свежего сена. С маршрутом тоже больно-то не «заморачивались». С помощью линейки прочертили прямую линию между Пензой и Симферополем – вот он и готов, маршрут. Правда, подумав, продлили его до Ялты. Он пролегал где-то вблизи следующих городов: Тамбов - Грязи – Липецк – Елец – Ливны – Орёл – Курск – Белгород – Харьков – Днепропетровск – Запорожье – Мелитополь – Джанкой – Симферополь – Ялта. Прикинули километры – в один конец получилось около 1500 км, да…не близко, как-то даже возгордились. О бензозаправках вопрос не стоял: где-нибудь да найдём; на самом деле так и было, чаще всего на колхозных станах. Мимо них всё равно не проезжали – то ли водички попить, то ли пообедать. Бензин в полях хранился в больших цистернах – положенная на бок большая бочка с горловиной вверху и лестница к ней с обыкновенным ведром с верёвкой. Мы обычно спрашивали: «Мужики, - 20 - бензинчика для нас не найдётся?». Народ доброжелательный, любопытный, до разговоров охоч: «Да вон ведро, черпай и хоть залейся, не упади только в цистерну!». Тогда бензин был дешевле газированной воды с сиропом, и никакого дефицита. Да и вообще к этому времени и слово-то «дефицит» стало редко употребляться в обиходе – с каждым годом стали заметно лучше жить. Люди нам встречались доброжелательные, гостеприимные, отзывчивые. Например, ночевали мы почти всегда на топчанах, на матрасах, набитых свежим сеном и под крышей – или в амбарах, или в каких-то хозяйственных пристройках. В городах на ночь не останавливались, вроде как бы негде, да и народ в городе жил не так, как в деревне, как-то потруднее. А в Крыму уже тогда местные жители за постой брали плату, правда, мизерную, но всё же – за одну ночь один рубль с человека, но зато прямо у моря. Народу на берегу моря мало, по сути первый раз увидели настоящих отдыхающих. Сами себя мы к ним не относили, решив, что просто покатаемся по Крыму и всё – разве это отдых… Теперь о дорогах. Трасса Москва – Симферополь почти вся с твёрдым покрытием, а все остальные дороги нашего маршрута – как у нас в Пензенской области, да, наверное, как и по всей России: хорошо или не очень наезженная колея прямо по земле. Но удивительно – на дороги никто не жаловался. От посёлка до посёлка её прокладывали местные жители и как могли поддерживали её рабочее состояние. Я даже сомневаюсь, что тогда в ходу были эти поговорки: «На Руси две беды: дураки и дороги» и «И у Бога, и у чёрта на особом на счету ты – российская дорога, семь колдобин на версту». Люди знали: в дождь дорога непроходима, и потому спокойно ждали, пока подсохнет или случится попутный трактор, то вывезет, и всё решение проблемы. Уже тогда, даже нам, молодым и амбициозным, было ясно: построить дороги и содержать их в рабочем состоянии на таком пространстве, на наших болотистых, лесных и овражистых землях в условиях сурового климата невозможно или очень и очень непросто. Потому, видно, и мирились с тем, что есть и радовались тому, что имели. Чего уж там говорить о тайге, полярной тундре или пустыни! Дальнейшая наша жизнь в путешествиях подтверждает тогдашнее мнение: вряд ли в ближайшие столетия ситуация с дрогами как-нибудь изменится. Удивительно, но многие водители так до сих пор и не понимают, что движение диктует дорога! Хотя Александр Сергеевич Пушкин, ещё много лет назад, понимая ситуацию, сказал: «….лет через 500 дороги, верно, у нас изменятся безмерно… и заведёт крещёный мир на каждой станции трактир…». Похоже, так оно и будет, поживём-увидим. А шофёры из Европы говорят: «В России дорог мало, да и те разбитые, в России ездят прямо по земле…» В Крым мы приехали окрылённые сознанием: ай да мы! Ещё не понимая почему – Крым нам понравился сразу. По правде сказать, и купались мы мало, в основном опять же колесили по полуострову по принципу «куда глаза глядят». Самое большое наслаждение приносил процесс езды. Хотя двигались много, но, как оказалось, видели мало, правда, поняли это уже дома. С местной ГАИ сразу же установились хорошие отношения. Мы сразу поняли друг друга – автомобильная инспекция вся разъезжала, как и мы, на
- 21 - мотоциклах. Поэтому мы легко нашли с инспекторами ГАИ, как говорят, «общий язык». Они с охотой помогали нам с ремонтом мотоциклов, делились запчастями. Дорога домой для нас была как бы «короче», проще и приятней. Понятно, что путь был уже знакомый, мы набрались определённого опыта, прибарахлились кое-какой одежонкой, осознав, что в любую погоду при езде на мотоцикле жарко не бывает; бывает только холодно. Уже везли с собой кое-какой продуктовый запас – в основном для «сухомятки» и, конечно, несколько литров бензина: оказалось, не всегда и не везде возможно заправить мотоцикл. И вообще, нам повезло: погода благоприятствовала, дождём не мочило, полотно дороги было везде без грязи, а сама дорога – накатанной. И Крым наполнил нас, как оказалось, вполне даже положительными эмоциями. Крым нам понравился и сразу, и потом, хотя повторюсь, мы мало что там видели. Вот погода в Крыму точно особенная – это мы почувствовали сразу. Ни мошкары, ни всякой другой кусающей и жалящей твари, днём – нежное солнце! А ночь – так вообще благодать, какой-то «бархат» во всём! Хотя, вот море на нас не очень-то произвело впечатление, наверное, потому, что везде берега были каменистые – нет комфорта. Ни полежать, ни в море зайти, ни выйти из него – вообще, берега подпортили впечатление. Но больше всего эмоций мы получили на горных дорогах, здесь впервые оказавшись на горных серпантинах. Оказалось, что дороги средней полосы России, по которым мы ездили до сих пор, не требуют особого мастерства вождения – выбрал режим работы мотора, установил руль по направлению, и сиди себе в удовольствие, поглядывай кругом и размышляй о чём хочешь! Горная дорога требует постоянной манипуляции всеми системами управления. Руль, газ, тормоза – всё постоянно в работе. Крутые повороты, наклоны и уклоны полотна дороги требуют чётко и точно держать равновесие, точно вписываться в свою полосу движения. Кроме новых ощущений с привкусом адреналина, горные серпантины были для нас очень хорошей школой мастерства вождения. Безусловно, крымские горные дороги произвели на нас наибольшее впечатление. И потом, дома, езда по горам была главной темой наших рассказов об этом путешествии. И только спустя, наверное, полгода, уже где-то зимой, стали возникать вопросы, как у нас самих, так и у тех, кто расспрашивал нас о поездке в Крым. Вопросы, которые ставили нас в тупик. В самом деле, а почему, например, питались мы в основном всухомятку, кое-как и кое-где? Заходили, конечно, в столовые, но там, как правило, меню было, что называется, не очень: чаще всего щи из капусты со свининой, бывало, что и не первой свежести; чай – по сути, тёплая вода, чем-то немного подкрашенная; ну, и т.д. Так, на вопрос, а почему, собственно, мы не устраивали себе еду где-нибудь, как говорят, «на природе» - на костре ведь можно приготовить чего хочешь и когда хочешь… Или вопрос с ночёвкой… Обычно и чаще всего ночевали, как придётся, о комфорте речи вообще не шло. Опять вопрос: а почему не в палатке, в лесочке, на берегу? Вроде бы мы в этом не нуждались – а, собственно, почему… Или при езде в непогоду… Например, дождит, холодновато, а оказывается, нам и защититься от ненастья нечем. Опять вопрос: а почему, что мешало нам иметь соответствующую одежду?
- 22 –
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|