Здавалка
Главная | Обратная связь

Накопление рациональных знаний в древности.



Лекция 2.

История естествознания.

Накопление рациональных знаний в древности.

Уже первобытный человек, добывая пищу и одежду, защищаясь от диких зверей, постепенно накапливал знания об окружающей действительности. Знания накапливались в течение десятков тысяч лет и передавались устно от поколения к поколению.

Прежде всего, первобытный человек должен был научиться ориентироваться на той территории, где он обитал или которую осваивал впервые. Приморские народы прекрасно знали морские течения и направления ветров, расположение островов и архипелагов, великолепно ориентировались по звездному небу, находя свой путь в океане. Люди, жившие в тайге, отлично знали ее законы, повадки животных. Они могли уходить на долгое время в тайгу и безошибочно ориентировались в ней.

На поздних этапах эпохи первобытной родовой общины появились первые способы отображения географического пространства, зачаточные формы географических карт. Географические схемы часто просто вычерчивались на земле, выкладывались на земле с помощью камней и палок, вышивались на коже или ткани, вырезались на коре деревьев или оружии и т.д. Особенно интересной формой древних географических карт были словесные географические карты и карты-песни, в которых последовательно распевались горы, скалы, тропинки, водоемы и расстояния в днях пути между ними. Интересна следующая история. В одной из почти безжизненных центрально-австралийских пустынь заблудилась группа путешественников-европейцев. Ситуация в тех условиях трагическая. Однако проводник, абориген, успокоил путешественников, заявив: «В этой местности я никогда не был, но знаю ее … песню». Следуя словам песни, он вывел путешественников к источнику.

Человек накапливал разнообразные знания о растениях, животных, о самом себе. Первобытный человек хорошо ориентировался в свойствах растений, особенно лечебных и токсических. Например, американские индейцы хорошо знали жаропонижающие, наркотические и психотропные средства. Аборигены Австралии хорошо знали и употребляли в пищу более 200 видов растений, 40% которых использовались еще и в лечебных целях.

Наскальные рисунки позволяют сделать вывод о том, что в те далекие времена люди не только хорошо различали большое число животных, но и были хорошо знакомы с их анатомией.

В далекой древности зародилась и первобытная медицина. Выработались разнообразные средства самолечения, и даже приемы примитивной хирургии (перевязка ран, лечение переломов, вывихов, вплоть до хирургических операций на черепе).

разнообразные знания человек накапливал в практической деятельности. Металлургия; стеклоделие; производство керамики; получение красителей, косметических средств, лекарств, ядов; освоение бальзамирования; использование брожения для переработки органических веществ – все это привело к накоплению химических знаний.

Нужно было знать время суток, определять время начала и конца работ. Следовало знать времена года, знать – когда наступают холода, засушливые и дождливые периоды и т. д. Особенно важно это было в Египте, где все хозяйство зависело от умения предсказывать разливы Нила. Для решения этих задач ничего не оставалось, как только обратиться к изучению положения и движения небесных тел. Появляется календарь, исследуется движение планет. Развитие торговли требовало умения ориентироваться на местности и определять направление во время сухопутных и морских путешествий. Все это привело к накоплению и развитию астрономических знаний.

Развитие хозяйства, торговли требовало умения считать. Для этого применялись камешки, бирки, насечки на дереве или узлы на шнурах, которые использовались как для обозначения, как единиц, так и групп единиц (по 4, 5, 10, 20 единиц). Таким образом, формировался прообраз различных систем счисления.

Развитие земледелия требует умения измерять расстояния и площади.

Развитие строительного дела, гончарного производства, распределение урожая зерновых требовало умения определять объемы.

В строительстве необходимо было уметь проводить прямые горизонтальные и вертикальные линии.

Все это привело к возникновению математических знаний.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.