Здавалка
Главная | Обратная связь

Идеи атомистики в античной науке.



Новый шаг в развитии понятия материи был сделан древними атомистами.

Выдающимся представителем натурфилософской идеологии атомизма был Демокрит[5] (ок. 470 или 460 гг. до н.э —ок. 370 гг. до н.э.).

Основные принципы его атомистического учения:

1. Вся Вселенная состоит из мельчайших материальных частиц — атомов и незаполненного пространства — пустоты. Пустота нужна для перемещения атомов в пространстве.

2. Атомы представляют собой мельчайшие, неизменные, непроницаемые и абсолютно неделимые частицы.

3. Атомы неуничтожимы, вечны, а потому и вся Вселенная, из них состоящая, существует вечно.

4. Атомы находятся в постоянном движении, изменяют свое положение в пространстве.

5. Атомы различаются по форме и величине. Но все они настолько малы, что недоступны для восприятия органами чувств человека. Форма их может быть весьма разнообразной. Самые малые атомы имеют, например, сферическую форму. Это, по выражению Демокрита, «атомы души и человеческой мысли».

6. Все предметы материального мира образуются из атомов различных форм и различного порядка их сочетаний (подобно тому, как слова образуются из букв).

Демокрит считал, что из атомов образуются не только окружающие нас предметы, но и целые миры, которых во Вселенной бесчисленное множество. При этом одни миры еще только формируются, другие — находятся в расцвете, а третьи уже разрушаются. Новые тела и миры возникают от сложения атомов. Уничтожаются они от разложения на атомы.

свое развитие идеи атомистики получили в учении Эпикура[6] (341— 270 гг. до н.э.). Эпикур разделял точку зрения Демокрита о том, что мир состоит из атомов и пустоты, а все существующее во Вселенной возникает в результате соединения атомов в различных комбинациях. Однако Эпикур внес в описание атомов некоторые поправки:

- атомы не могут превышать некоторой величины,

- число их форм ограничено,

- атомы обладают тяжестью,

- изменение направления их движения может быть обусловлено причинами, содержащимися внутри самих атомов.

О движении:

• Атомы вечно движутся через пустоту с одинаковой для всех скоростью.

• Возможно свободное (спонтанное) отклонение атома от происходящего в силу необходимости прямолинейного движения.

• Для самоотклонения не существует никаких внешних причин. Изменение направления движения может быть обусловлено причинами, содержащимися внутри самих атомов.

• На основании случайности движения атомов Эпикур отрицал идею судьбы и предопределенности. «Лучше было бы следовать мифу о богах, чем быть рабом судьбы физиков: миф дает намек на надежду …, а судьба заключает в себе неумолимость».

О познании:

• Познание основано на непосредственных чувственных впечатлениях. Все, что мы ощущаем – истинно, ощущения никогда нас не обманывают. Заблуждения и ошибки возникают тогда, когда мы что- то прибавляем к нашим ощущениям, т.е. их источником является разум.

• Объяснение природных явлений основано на методе аналогий с учетом данных чувственного восприятия.

• Подобный метод допускает не одно единственное, а множество возможных объяснений (затмения Солнца могут происходить как в следствие угасания, так и в результате заслонения другим телом).

Гносеологический плюрализм – каждое явление может иметь несколько объяснений.

 

Одним из наиболее известных натурфилософов-атомистов Древнего Рима был Тит Лукреций Кар[7] (ок.99 или 95—55 гг. до н.э.). Его философская поэма «О природе вещей» является важным источником сведений об атомистических воззрениях Демокрита и Эпикура (поскольку из сочинений последних до нас дошли лишь немногие отрывки). Лукреций высказал мысль о вечности материи. Вещи временны, они возникают и исчезают, распадаясь на атомы — свои первичные составные части. Атомы же вечны, и их количество во Вселенной всегда остается одним и тем же.Отсюда вытекал вывод о вечности материи, которую Лукреций отождествлял с атомами.

 


[1] Флогистон – гипотетическая составная часть веществ, которую они якобы теряют при горении и обжиге (начало горючести).

[2] Античность 1) древность; 2) греко-римская древность.

[3] Аристотель (384 – 322 гг до н.э.) – древнегреческий философ и ученый. Учился у Платона в Афинах. В 335 г. до н.э. основал Ликей или перипатетическую школу. Воспитатель Александра Македонского. Сочинения Аристотеля охватывают все отрасли тогдашнего знания. Основоположник формальной логики. создатель силлогистики (учение о логической дедукции).

[4] Клавдий Птолемей (ок.90 – ок.160) – древнегреческий астроном, создатель геоцентрической системы мира. Разработал математическую теорию движения планет вокруг неподвижной Земли, позволявшую предвычислять их положение на небе. Система Птолемея изложена в его главном труде «Альмагест» – энциклопедии астрономических знаний древних. В труде «География» дал сводку географических сведений античного мира.

 

[5] Демокрит (ок. 470 или 460 гг. до н.э —ок. 370 гг. до н.э.) – древнегреческий филисоф-материалист из г.Абдера (Фракия).

[6] Эпикур 341 – 270 гг. до н.э.) – древнегреческий философ-материалист.С 306 г. а Афинах основал философскую школу. Философию делил на физику (учение о природе), канонику (учение о познании) и этику.

[7] Тит Лукреций Кар (1 в до н.э.) – римский поэт и философ-материалист. Популяризатор учения Эпикура.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.