Здавалка
Главная | Обратная связь

Совокупный спрос и его факторы.



Совокупный спрос (aggregate demand - AD)это реальный объем ВВП, который готовы приобрести все сектора экономики за некоторый период времени (год) или общая сумма расходов на конечные Т и У, производимые в стране.

 

AD отражает связь между объемом производства (ВВПр),на который предъявлен спрос всеми экономическими агентами, и общим уровнем цен в экономике.

При отсутствии ограничений со стороны производства, а также при отсутствии сильной инфляции рост ADстимулирует увеличение объемов выпуска и занятости, оказывая незначительное влияние на уровень цен.

В структуре ADможно выделить:

1) спрос на потребительские товары;

2) спрос на инвестиционные товары;

3) спрос на Т и У со стороны государства;

4) спрос на наш экспорт со стороны иностранцев (чистый экспорт)

 

Таким образом, если ВВПпо расходам = С + Ig + G + Xn, то

AD = C + Igплан. + G + Xn,

На графике совокупный спрос представляет собой кривую, показывающую различный объем товаров и услуг, т.е. реальный объем ВВП, который домашние хозяйства, предпринимательский сектор, государственныйсектор и остальной мир готовы (планируют) купить при любом возможном уровне цен (Р) за некоторый период времени (год).

P AD

 

 

0 Q (реальный ВВП)

Рисунок 1

 

Движение вдоль кривой AD отражает изменение совокупного спроса в зависимости от динамики общего уровня цен. Наиболее простое выражение этой зависимости можно получить из уравнения количественной теории денег: MV = PY, отсюда P = MV/Y, Y= MV/ P,(Р- индекс цен в данном случае).

Отрицательный наклон кривой AD объясняется следующим образом: чем выше уровень цен, тем меньше реальные запасы денежных средств M/P (кривой AD строится при условии фиксированного предложения денег М и скорости их обращения), а следовательно, меньше и количество товаров и и услуг, на которые предъявлен спрос У.

 

Обратная зависимость между величиной AD и уровнем цен объясняется следующими причинами (ценовые факторы):

1. Эффект богатства (эффект Пигу): если уровень цен повышается, это приводит к сокращению реальной ценности денежных активов домашних хозяйств, вследствие чего они сократят потребительские расходы (С). (Рост цен снижает реальную покупательную способность накопленных финансовых активов с фиксированной стоимостью (облигации, срочные счета), что делает их владельцев беднее и побуждает к сокращению расходов).

2. Эффект процентной ставки (эффект Кейнса): при повышении уровня цен на Т и У растет и процентная ставка (цена пользования деньгами), что приводит к сокращению инвестиционного спроса предпринимательского сектора, а также некоторых потребительских расходов домашних хозяйств, т.к. растет цена кредита и сокращается реальный доход. (При неизменном предложении денег рост спроса на них увеличивает % ст., что сокращает расходы экономических агентов, связанные с получением кредита и т.о. снижает объем AD).

3. Эффект импортных закупок (Манделла-Флеминга) : при повышении уровня цен на отечественные товары и услуги отечественные потребители переходят на закупки импортных товаров и услуг, что увеличивает импорт иностранных товаров в страну и сокращает экспорт отечественных товаров из страны. В результате сокращаются расходы на чистый экспорт (Xn).

Объединяясь, эти три эффекта приводят к тому, что при повышении уровня цен объем совокупного спроса сокращается, а при снижении уровня цен объем совокупного спроса растет. Это и отражается в отрицательном наклоне кривой AD. Другими словами, изменение уровня цен вызывает движение вдоль одной и той же кривой совокупного спроса (при прочих равных условиях).

Кроме уровня цен (ценовой фактор) на совокупный спрос воздействуют и неценовые факторы, при изменении которых (хотя бы одного из них) кривая AD сдвигается вправо (в положение AD1 на рисунке 3.2), если совокупный спрос растет, или влево (в положение AD2), если совокупный спрос сокращается.

Неценовые факторы совокупного спроса.

 
 


P

AD1

 

AD

 

 

AD2

- +

 

0 Q

Рисунок 2

 

К неценовым факторам AD относятся факторы, определяющие объем планируемых расходов каждого из четырех макроэкономических субъектов:

I На объем потребительских расходов (С) влияют следующие факторы:

1. благосостояние потребителей;

2. ожидания потребителей;

3. задолженность потребителей;

4. налоги (ставка подоходного налога);

5. трансферты.

II На объем планируемых инвестиционных расходов(I) влияют следующие факторы:

1. процентные ставки (если изменения процентных ставок не вызваны изменением уровня цен);

2. ожидаемые прибыли от инвестиций;

3. налоги с предприятий;

4. технология;

5. избыточные производственные мощности;

6. субсидии, льготные кредиты;

7. инновации.

III Государственные расходы (G)определяются законодательно (план бюджета).

IV Расходы на чистый экспорт (Xn) зависят от:

1. соотношения экспорта и импорта;

2. колебания валютных курсов;

3. событий в мировой политике.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.