Здавалка
Главная | Обратная связь

Информационный материал



Лабораторная работа 4

Память, внимание и работоспособность

 

Цель: исследовать особенности памяти, внимания и работоспособности как показателей функциональных возможностей вашего организма

 

Материалы и оборудование

1. Таблицы Шульте (5 штук).

2. Секундомер.

3. Указка.

Рекомендуемая литература

1. Безруких М.М. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. – 2-е изд., доп. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. – 496 с.

2. Сапин М.Р. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма): учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / М.Р. Сапин, В.И. Сивоглазов. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 448 с.

3. Прищепа И.М. Возрастная анатомия и физиология / И.М. Прищепа. – Минск, 2006. – с.

Вопросы для теоретической подготовки:

1. Что такое память? Какие виды памяти принято выделять?

2. Что влияет на функцию памяти? Можно ли улучшить свою память? Что для этого надо делать?

3. Что такое внимание? Какие виды внимания выделяют?

4. Можно ли улучшить свое внимание? Что для этого надо делать?

 

Информационный материал

 

Психологические (психические) резервы нашего организма могут быть представлены как возможности психики, связанные с проявлением таких качеств, как память, внимание, мышление, эмоции, с мотивацией деятельности человека и определяющие тактику поведения и особенности психологической и социальной адаптации. Психологические резервы можно рассматривать как переходное звено функциональных возможностей человека, которое соединяет его организм с окружающей средой. Это дает основание рассматривать психологические резервы человека как фактор, определяющий надежность деятельности, под которой понимается интегральное качество эффективно и стабильно выполнять поставленные задачи в экстремальных условиях.

Память и внимание, так же как мышление, сознание и речь относятся к высшим психическим (мозговым) функциям.

Психика (греч. psychikos относящийся к душе, душевным свойствам; синоним: психическая деятельность) – системное свойство мозга, заключающееся в активном отражении и понимании человеком объектов и предметов окружающего мира.

Память – один из познавательных процессов, в результате которого происходит запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта. В зависимости от характера психической активности, преобладающей в деятельности, выделяют: 1) образную память, возникающую при однократном восприятии запоминаемой ситуации; 2) условнорефлекторную, возникающую в ходе повторных сочетаний условного и безусловного раздражителей при выработке условного рефлекса; 3) эмоциональную память, проявляющуюся в закреплении и последующем воспроизведении тех или иных эмоциональных состояний и 4) словесно-логическую память.

Помимо этого выделяют модально-специфические виды памяти: зрительную, слуховую, двигательную и др.

По продолжительности закрепления и сохранения материала выделяют память долговременную, кратковременную, оперативную.

На функцию памяти оказывают влияние эмоции, внимание, степень заинтересованности, целеустремленности.

Внимание – сосредоточенность, избирательная направленность познавательной деятельности человека или высших позвоночных животных на определенный объект, значимый в конкретный момент. Функция внимания развивается на базе врожденного ориентировочного рефлекса, направленного на создание в организме условий для восприятия изменений во внешней среде. Оно проявляется в локальной активации определенного участка коры больших полушарий и в торможении остальных зон коры.

Виды внимания

В зависимости от наличия сознательного выбора направления и регуляции выделяют послепроизвольное (или вторично непроизвольное), произвольное и непроизвольное.

Непроизвольное внимание (пассивное) – внимание, при котором отсутствует сознательный выбор направления и регуляции. Оно устанавливается и поддерживается независимо от сознательного намерения человека. Например, необычный шум, выкрики и вспышки света во время работы отвлекают наше внимание и мешают сосредоточиться. Причины возникновения непроизвольного внимания: неожиданность раздражителя, относительная сила раздражителя, новизна раздражителя, движущиеся предметы, контрастность предметов или явлений, внутреннее состояние человека.

Произвольное внимание. Физиологическим механизмом произвольного внимания служит очаг оптимального возбуждения в коре мозга, поддерживаемый сигналами, идущими от второй сигнальной системы. Отсюда очевидна роль слова родителей или преподавателя для формирования у ребенка произвольного внимания.

Психологической особенностью произвольного внимания является сопровождение его переживанием большего или меньшего волевого усилия, напряжения, причем длительное поддерживание произвольного внимания вызывает утомление, зачастую даже большее, чем физическое напряжение.

Полезно чередовать сильную концентрацию внимания с менее напряженной работой, путем переключения на более легкие или интересные виды действия или же вызвать у человека сильный интерес к делу, требующему напряженного внимания.

Послепроизвольное внимание– вид внимания, при котором в наличии сознательный выбор объекта внимания, но отсутствует напряжение, характерное для произвольного внимания. Связано с образованием новой установки, связанной в большей мере с актуальной деятельностью, нежели с предшествующим опытом человека (в отличие от непроизвольного).

Свойства внимания

Концентрация удержание внимания на каком-либо объекте, интенсивность сосредоточения сознания на объекте.

Объем это количество однородных предметов, которые могут восприниматься одновременно и с одинаковой четкостью. По этому свойству внимание может быть либо узким, либо широким. Согласно Корневой Л.В. объем внимания колеблется от 4 -7 объектов.

Устойчивость характеризуется длительностью, в течение которой сохраняется на одном уровне концентрация внимания.

Переключаемость – сознательное и осмысленное, преднамеренное и целенаправленное, обусловленное постановкой новой цели, изменение направления сознания с одного предмета на другой. Различают полное и неполное (завершенное и незавершенное) переключение внимания. При последнем после переключения на новую деятельность периодически происходит возврат к предыдущей, что ведет к ошибкам и снижению темпа работы. Переключаемость внимания затруднена при его высокой концентрации, и это часто приводит к так называемым ошибкам, рассеянности.

Рассеянность понимается в двух планах: как неумение сколько-нибудь длительно сосредотачивать внимание (как следствие постоянной отвлекаемости) из-за избытков неглубоких интересов и как односторонне сосредоточенное сознание, когда человек не замечает то, что с его точки зрения представляется незначительным.

Распределение способность выдерживать в центре внимания несколько разнородных объектов или субъектов.

Работоспособность –это потенциальная возможность индивида выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени. Работоспособность зависит от внешних условий деятельности и психофизиологических ресурсов индивида.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.