Здавалка
Главная | Обратная связь

Система управления базами данных MS Access 2007



 

База данных (БД) — хранилище данных, относящихся к определенной предметной области, которое обеспечивает реализацию приложений (задач и запросов).

БД находится под управлением специализированного программного средства — системы управления базами данных (СУБД).

Применение БД в информационных системах позволяет:

• легко наращивать функции информационной системы, используя ядро — данные БД;

• моделировать функции управления предметной области с помощью информационных моделей;

• выполнять анализ информации для принятия управленческих решений;

• повысить качество хранимых данных за счет полноты, согласованности и целостности, контроля достоверности вводимой информации, обеспечения санкционированного доступа к БД;

• разделить «логический» и «физический» уровни представления данных и сделать относительно независимыми данные от обрабатывающих их программ;

• исключить в прикладных программах функции непосредственного управления данными на машинных носителях и усилить функции логики обработки данных;

• стандартизировать основные процедуры работы с данными (ввод и редактирование данных в БД, поиск и извлечение данных, формирование отчетов, графическое представление и публикация данных БД на сетевом сервере или в сети Интернет и т. п.);

• снизить трудозатраты на поддержку БД, уменьшить расход вычислительных ресурсов, в первую очередь внешней памяти, для хранения и эксплуатации БД и т. п.

 

Проектирование структуры данных БД

Проектирование структуры данных БД учитывает особенности выбранной СУБД, а именно типы и структуры данных, способы организации и методы доступа к данным на машинных носителях, сервисные средства СУБД и др. Выбор СУБД можно сравнить с выбором учетной политики в бухгалтерском учете, поскольку все прочие проектные работы проводятся в рамках выбранной СУБД.

Различают проектирование логической (концептуальная модель) и физической структуры БД (внутреннюю модель) Для информационных технологий приложений проектируются внешние модели данных

Проектирование логической структуры БД предполагает:

· выбор формы организации БД централизованная или распределенная БД,

· выбор архитектуры компьютерной сети файловый сервер, сервер БД,

· выбор СУБД и программных средств создания и ведения БД,

· переход от структур данных ИЛМ к структурам данных БД;

· детализация структуры и свойств БД;

· создание схемы данных.

Централизованно хранимая БД располагается на одном компьютере, обеспечивая эффективную обработку данных за счет скорости доступа к данным, упрощения процедур администрирования и защиты данных от несанкционированного доступа. Основной проблемой централизованного хранения БД является ограничение на состав приложений, рост объемов локальных БД, неэффективное дублирование одних и тех же данных в различных локальных БД.

С внедрением компьютерных сетей произошел переход к БД, централизованно хранимой на специализированном сервере, сначала в архитектуре «файловый сервер», а затем и «клиент—сервер». Основным преимуществом сетевой БД является устранение неэффективного дублирования данных и расширение состава приложений. Сетевая СУБД обеспечивает управление коллективным доступом, защиту, целостность (непротиворечивость) хранимых данных. Средствами сетевой БД достигается информационная и функциональная интеграция приложений.

Для крупномасштабных БД данные распределяются по нескольким серверам, находящимся под управлением одной СУБД. Этим достигается большая производительность обработки данных и расширение состава приложений. При этом функции СУБД распределенной БД существенно расширяются: управление распределением хранимых данных, локализация данных для запросов, администрирование распределенной БД и т. п. В корпоративных информационных системах средствами БД выполняется информационная интеграция функциональных подсистем системы управления.

Можно говорить о трех классах СУБД:

• настольные СУБД — для создания локальных БД на отдельном компьютере;

• сетевые СУБД — для создания сетевой БД на файловом сервере или сервере баз данных;

• распределенные СУБД — для крупномасштабных корпоративных БД многосерверной архитектуры.

Выбор СУБД должен соответствовать информационной системе, ее масштабам и сложности. При выборе СУБД учитываются объемы хранимых данных, функции обработки данных, требования приложений к уровню достоверности, оперативности, надежности информации БД и т. п. Большое значение имеют коммуникативные возможности СУБД, а именно: сетевая БД, конвертируемые форматы для экспорта/импорта данных, электронная почта, выход в Интернет и др.

Для выполнения ряда технологических операций СУБД используют возможности других программных средств, в том числе средств проектирования БД.

Важной характеристикой СУБД является тип логической структуры БД. С каждым типом структур данных связаны определенные языковые средства СУБД — язык описания данных и язык манипулирования данными. Эти языки определяют возможности представления логической структуры БД, а также алгоритмы обработки данных.

Различают СУБД с иерархической, сетевой и реляционной структурой БД. В иерархической структуре данных поддерживается одно-многозначное отношение между основными типами данных (сегментами, типами записей и т. п.). БД иерархической структуры обеспечивает самую эффективную реализацию запросов, которым соответствует обход структуры деревьев сверху вниз и слева направо.

Любые отклонения от этого направления ухудшают временные характеристики процедур поиска и извлечения данных. Внутри сегментов (типов записей) применяются сложные агрегатные типы данных: группы, повторяющиеся поля.

Имеется возможность за счет структурирования данных ускорить получение связанных данных. При удалении сегмента данных автоматически удаляются все иерархически подчиненные ему другие сегменты.

В БД с сетевой структурой данных обеспечена более гибкая структура связи типов данных, их относительная независимость друг от друга. Имеются большие возможности для поиска информации: направление сверху вниз и снизу вверх по иерархии отношений, слева направо или справа налево — по порядку следования однотипных экземпляров типов данных. Внутренняя структура типов записей БД сетевой структуры может быть достаточно сложной. Допускается использование обычных полей, групповых полей, вложенных агрегатов сложной структуры данных. Удаление одних типов записи не влечет автоматически удаления других типов записей.

В реляционной БД основной структурной единицей данных является таблица данных, состоящая из полей. Таблица имеет линейную структуру данных, так называемый «плоский» файл. В общем случае логическая структура реляционной БД рассматривается как совокупность объектов БД: таблицы, формы, запросы, отчеты, макросы и модули. Между таблицами БД устанавливаются связи, с помощью которых реализуются различные комбинации структур данных, используются реляционно-полные языки манипулирования данными (языки запросов). Реляционные модели данных являются наиболее распространенными и перспективными для БД различного масштаба и сферы действия, они реализованы для всех классов ЭВМ, особенно много различных моделей реляционных СУБД для персональных вычислительных машин.

 

Разработка приложений

Разработка приложений заключается в создании информационных технологий, ориентированных на работу с БД. Сложные приложения требуют декомпозиции на отдельные процессы обработки данных. Для декомпозиции приложений применяются методы структурного анализа и проектирования (Structured Analysis/ Structured Design — SA/SD). Обработку данных приложений можно представить в виде диаграмм потоков данных:

• Процесс — собственно алгоритмическая обработка данных.

• Управление — ограничения и критерии оценки результата обработки.

• Вход — исходные данные для обработки.

• Механизмы — программные и/или технические средства, персонал.

• Выход — результат обработки, передается другому процессу или вводится в БД.

Для каждого приложения уточняется подсхема данных БД (внешняя модель), которая обеспечивает санкционированный доступ к данным, определяются вид и режимы доступа к объектам БД — монопольный, коллективный. Для обеспечения защиты БД коллективного доступа создаются группы пользователей, которым устанавливаются одинаковые права доступа к объектам БД.

При проектировании разрабатываются обобщенный и детализированные алгоритмы, информационно-технологические схемы обработки данных приложением. Последовательность и содержание процессов обработки информации определяет обобщенный алгоритм, детализированные алгоритмы раскрывают логику отдельных процессов и специфику разработки объектов БД.

Типовыми процессами обработки информации БД являются:

1. Первоначальная загрузка БД (в первую очередь — нормативно-справочной информации).

2. Интерактивный ввод информации первичных документов.

3. Обработка и формирование выходной информации.

4. Обмен данными с внешними информационными системами.

5. Администрирование БД.

 

Макросы и программные модули приложений

Для автоматизации обработки данных создаются макросы — наборы макрокоманд, которым соответствуют рутинные действия по обработке данных, выполняемые, как правило, с минимальным участием пользователя.

Макросы запускаются различными способами:

• вручную — на вкладке Макросы выбирается макрос, нажимается кнопка Запуск;

• по команде Сервис • Макрос • Выполнить макрос в окне Запуск макроса выбирается макрос;

• при работе формы или отчета в ответ на наступление события для элементов управления;

• автоматически из другого макроса или процедуры обработки событий;

• с помощью кнопки панели инструментов или пункта главного меню;

• с помощью «горячих» клавиш, назначенные макросу;

• автоматически при открытии БД.

Макросы создаются на вкладке Макросы. При нажатии кнопки Создать появляется бланк конструктора макросов, содержащий столбцы:

• Имя макроса — имя для группы макросов (указывается в строке для первой макрокоманды группы).

• Условие — выражение, формирующее логическую константу. Если условие истинно, выполняются макрокоманды меню, которые имеют в столбце Условие многоточие (...). Условие создается с помощью построителя выражений, инструкции SQL не применяются.

• Макрокоманда — макрокоманды выбираются из ограниченного списка.

• Примечание — произвольный текст.

Вид бланка конструктора макросов определяе1ся командами меню Вид -> Имена макросов и Вид -> Условие. Для отдельных макрокоманд задаются параметры (аргументы) для выполнения.

 

Страницы доступа Web

Страницы доступа СУБД Access 2000 — новый вид интерфейса к данных, размещаемым в сети Интернет. Страницы доступа содержат разнообразные элементы управления, поддерживающие интерактивный режим работы пользователей, обеспечивают просмотр или анализ данных источников, ввод и редактирование данных. Страницы доступа сохраняются как файлы в формате .htm (.html).

Виды страниц доступа.

1. Страницы доступа в виде публикаций данных таблиц или запросов. Отчеты имеют сложную структуру, обеспечивают группировку детальных строк, задание условий отбора (фильтров), формирование различных видов итогов. Такие страницы доступны только для просмотра.

2. Страницы доступа для интерактивной работы с данными таблиц БД.

3. Страницы доступа для анализа данных с помощью сводных списков, диаграмм, электронных таблиц. Эти страницы доступа обеспечивают ввод и вычисление данных в интерактивном режиме работы. Создание страниц доступа в СУБД Access осуществляется различным способом:

• Конструктор страниц доступа — страница создается из типовых элементов управления;

• Мастера страниц доступа — автоматизация создания страницы доступа;

• Автостраница: в столбец — упрощенный вариант страницы доступа.

Кроме того, страницы доступа, созданные другими программными средствами, могут быть преобразованы средствами конструктора страниц СУБД Access, например, добавлены элементы управления для доступа к данным БД Access, Microsoft SQL Server или другим источникам. В этом случае при выборе Существующая Web-страница указывается файл в формате .htm для преобразования.

Макет страницы состоит из различных компонентов, состав которых зависит от назначения страницы доступа.

Типовые элементы управления для страниц доступа.

1. Текстовое поле или поле ввода — соответствует полям таблиц/запросов БД, вычисляемым полям.

2. Записи — наборы связанных полей таблицы/запроса БД.

3. Группы — объединение записей в наборы по заданным признакам группировки (указываются общие признаки для группы записей).

4. Панель перехода по записям — совокупность кнопок для манипулирования записями на уровне отдельных групп записей.

5. Сводные списки — табличное представление сводных данных, которое можно реорганизовывать для целей анализа.

Сводные списки могут отображать данные из источников трех типов:

- БД Microsoft Access или Microsoft SQL Server — можно создавать новые поля итогов, изменять структуру сводной таблицы.

- Лист Microsoft Excel — можно создавать новые поля итогов, показывать/ скрывать подробные сведения для элементов в полях, перемещать поля в область сведений.

6. OLAP — выборка из серверной БД большой размерности; OLAP-куб — меньшей размерности. Для взаимодействия с БД используется драйвер, соответствующий СУБД. Для таких страниц нельзя создавать произвольные поля итогов, показывать/скрывать подробные сведения для элементов в полях, перемещать поля в область сведений.

7. Электронные таблицы — аналог листа рабочей книги Microsoft Excel, обеспечивает редактирование данных, создание формул для вычислительной обработки данных листа и страницы доступа.

8. Диаграммы — обеспечивает визуальный анализ информации таблиц/запросов БД СУБД Access, сводных списков, электронных таблиц, размещаемых на странице доступа.

Настройка страницы доступа осуществляется в конструкторе с помощью команды меню Вид -> Конструктор. Команда меню Вид -> Список полей выводит одноименное окно, содержащее вкладки:

• БД — список таблиц и запросов текущей БД, доступных для выбора и размещения на странице. Для каждой таблицы согласно схеме данных выводится список связанных таблиц;

• Страница — список размещенных таблиц или запросов с указанием состава полей.

С помощью клавиши Del можно удалять или добавлять поля на странице доступа. Для каждого элемента управления задаются свойства — команда меню Вид -> Свойства, которая выводит набор вкладок. Для заголовков и групп с помощью команды меню Вид -> Сортировка и группировка задаются дополнительные свойства. Для групп можно вывести заголовки и примечания, задать размер страницы доступа в количестве записей.

 

Интерфейс приложений

Приложение СУБД Access разрабатывается как комплекс взаимосвязанных объектов БД. «Жесткая» функциональная конструкция приложения СУБД Access определяет последовательность выполнения функций и порядок запуска объектов БД для обработки.

Наиболее часто приложения СУБД Access используют интерфейс в виде кнопочной формы, соответствующей меню и подменю предоставляемых функций обработки, а также специальные панели инструментов. С каждым пунктом меню или кнопкой панели инструментов связаны объекты БД определенного вида (формы, отчеты, запросы, макросы и т. д.).

Для построения кнопочной формы приложения следует разработать иерархическую структуру взаимосвязи объектов БД. Каждый иерархический уровень, имеющий подчиненные объекты БД, представляется в виде подменю. Объекты БД используются на нижнем уровне иерархии. Число уровней иерархии не ограничивается, количество пунктов (подпунктов) отдельного меню (подменю) не должно превышать разумного числа (психологический барьер охвата объектов — 9).

Для построения кнопочной формы служит команда меню Сервис • Служебные программы -> Диспетчер кнопочных форм. Подменю в кнопочной форме соответствуют страницы кнопочной формы.

 

ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗАДАЧ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА (ППП – ПРИМЕНЕНИЕ)

Значительный удельный вес среди прикладных программ занимают программы по автоматизации бухгалтерского учета, рынок которых развивается сегодня весьма динамично. Существующие прикладные системы очень разнообразны и неоднородны, поэтому сложно классифицировать современное программное обеспечение по бухгалтерскому учету, но чаще всего специалисты выделяют следующие классы программ.

1. Мини-бухгалтерия.

2. Интегрированная бухгалтерская система.

3. Бухгалтерский конструктор.

4. Бухгалтерский комплекс.

5. Бухгалтерия-офис.

6. Системы учета международного уровня.

7. Международные системы.

Отличительной чертой систем класса “Мини-бухгалтерия” является отсутствие инструментов для организации учета по различным участкам (учет заработной платы, учет товарно-материальных ценностей и т.д.), а также небольшой объем учетных операций. Набор функций, реализованных в программах данного класса, ограничен, мини-бухгалтерии позволяют оформлять небольшой набор первичных документов и форм отчетности и предназначены для бухгалтерий численностью в 1–3 человека.

Интегрированные бухгалтерские системы предоставляют пользователям, как правило, более широкие возможности и обеспечивают ведение учета по всем основным участкам. Их отличительной особенностью является возможность организации учета на нескольких компьютерах с объединением данных в одной базе, на основе которой формируется отчетность. Интегрированные бухгалтерские системы также позволяют организовать работу в локальной сети. При этом на каждом компьютере, как правило, работает вся система, а для разделения учета используются лишь определенные ее возможности.

Программы класса “Бухгалтерский конструктор” отличаются наличием развитого языка макропрограммирования и средств настройки, что позволяет адаптировать их к особенностям учета на любом предприятии. Хотя в сегодняшних условиях быстрого изменения нормативных документов разработчики систем любого класса стремятся обеспечить гибкость своих программ, чаще всего они ограничиваются возможностью изменять ставки налогов, редактировать текстовые файлы форм первичных документов и т.д. Программы же класса “Бухгалтерский конструктор” предоставляют пользователям возможность изменять методику учета, корректировать учетную политику предприятия, которая предполагает, например, выбор определенных правил оценки запасов товарно-материальных ценностей (ЛИФО, по средневзвешенным или учетным ценам и др.), варианта начисления износа малоценных и быстроизнашивающихся предметов (исходя из сроков службы и стоимости, в соответствии с нормативными или сметными ставками, в размере 50 или 100 % стоимости при передаче в эксплуатацию) и т.д.

Бухгалтерский комплекс представляет собой систему из отдельных взаимосвязанных АРМ (АРМ “Финансы”, АРМ “Заработная плата”, АРМ “Склад”, АРМ “Торговый зал” и др.), каждое из которых предназначено для автоматизации отдельного участка бухгалтерского учета. Работа отдельных АРМ может быть организована как на одном компьютере, так и на разных машинах, объединенных в локальной вычислительной сети. Совместная работа различных АРМ обеспечивается чаще всего через АРМ главного бухгалтера. Такая организация работы системы позволяет глубже проработать отдельные участки учета и требует меньшей доработки системы конечными пользователями, так как обладает широкими функциональными возможностями.

Программы класса “Бухгалтерия-офис”, помимо учетных функций, решают аналитические задачи, оптимизируют сбыт продукции, управляют закупками сырья, обеспечивают организацию делопроизводства на предприятии, а в некоторых системах — и правовую поддержку бизнеса (благодаря возможности совместной работы со справочными правовыми системами, которые поставляются отдельно от основного модуля). Система предоставляет широкие возможности в области менеджмента и маркетинга, поэтому бухгалтерская составляющая здесь может не быть главенствующей. Больше внимания уделяется взаимосвязи всех составных частей системы и возможности эффективного управления предприятием.

Системы учетамеждународного уровня позволяют организовать учет и провести анализ в соответствии с некоторыми международными стандартами учета (GAAP, IASC). Поскольку совместить отечественные методики с международными сложно, такие системы позволяют сформировать лишь наиболее распространенные формы внутрифирменной отчетности (Income Statement, Cash Flow) и произвести анализ хозяйственной деятельности по набору ограниченных показателей с использованием несложных методик (например, “Break Event Point”). Интерфейс таких программ организован, как правило, на русском и английском языках.

Международные системы поставляются на отечественный рынок программных продуктов иностранными разработчиками и поддерживаются, как правило, местными дистрибьюторами. Разрабатываются международные системы с таким расчетом, чтобы примерно на 90 % удовлетворить основным требованиям законодательства каждой страны, а остальные 10 % подлежат модификации в соответствии с местными условиями. Отличительной особенностью этих программ является многоязычность (10–15 языков). Другая особенность — модульность программ, что предполагает наращивание возможностей программы посредством новых модулей, приобретаемых отдельно за дополнительную плату. Международные системы, как и программы класса “Бухгалтерия-офис”, не только представляют пользователю широкие возможности в области организации традиционного бухгалтерского учета, но и позволяют обеспечить управление проектами, системой закупок и продаж и т.д. Кроме возможностей генерации отчетов, настройки меню пользователя и т.п. международные системы могут содержать специфические и несвойственные отечественным программам сервисные возможности. Например, работа программы по таймеру позволяет выполнить длительную обработку данных, резервное копирование и формирование объемных ежедневных отчетов в ночное и нерабочее время.

Альтернативой представленной выше классификации программных продуктов по автоматизации бухгалтерского учета служит подход, в соответствии с которым программы могут классифицироваться на работающие:

  • “от проводки”;
  • “от документа”.

В первом случае учет ведется, как правило, с использованием одного или нескольких журналов хозяйственных операций, предназначенных для регистрации проводок, во втором — ввод данных по любой хозяйственной операции осуществляется на основе заполнения экранных форм с реквизитами первичных документов (кассовых ордеров, авансовых отчетов и т.д.). По введенным данным формируются проводки. Использовать данную классификацию на практике довольно сложно, поскольку почти все современные программные продукты работают как “от проводки”, так и “от документа”. Наиболее последовательно подход работы “от проводки” реализован в пакете “Финансы без проблем”, в большинстве же других программ есть возможности непосредственного ввода в журнал хозяйственных операций документов, по которым формируются проводки. В различных пакетах эта функция реализована более или менее универсально: если в “1С: Бухгалтерии” производится заполнение условных полей стилизованной таблицы, то в “Инфо-Бухгалтере” генератор отчетов выводит на экран документ, по форме соответствующий типовой форме первичного документа.

Рассмотренные выше классификации программных продуктов по автоматизации бухгалтерского учета дают представление о программах с точки зрения их функциональных возможностей. Однако такая классификация малоинформативна для бухгалтера, оперирующего учетными понятиями. Поэтому целесообразно проанализировать возможности и особенности различных программ с точки зрения принципов организации самого бухгалтерского учета.

Как известно, для отражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете используются различные учетные регистры. Формы регистров, порядок и последовательность записей в них, а также технические средства весьма разнообразны. Определенное сочетание применяемых в учете регистров хронологического и систематического учета, порядок ведения синтетического и аналитического учета, определенные формы связи между учетными регистрами, способ и техника учетных записей — все это определяет форму ведения бухгалтерского учета. Именно форма ведения учета дает самое общее представление о принципах организации учета и позволяет понять сформированные информационные связи во всей системе. На современных предприятиях применяются четыре основные формы учета:

1. мемориально-ордерная;

2. журнально-ордерная;

3. упрощенная;

4. автоматизированная.

Программные продукты по автоматизации бухгалтерского учета составляют автоматизированную форму учета, возникшую на основе немашинных форм. Поэтому принципы ее организации, хотя и отличаются от других, все же имеют некоторое сходство. Это в первую очередь относится к программам по автоматизации бухгалтерского учета, в которых используются принципы, лежащие в основе организации упрощенной формы учета. Такие программные продукты можно назвать универсальными программами.

Универсальные бухгалтерские программы состоят из одного-двух модулей. Входящие в них функции позволяют автоматизировать любой раздел бухгалтерского учета, но не подразделяются по участкам бухгалтерского учета. На освоение программы и процесс автоматизации учета с ее помощью бухгалтер тратит незначительное время: необходимо уяснить принципы, на которых основана программа, и научиться пользоваться универсальным набором средств, используемых для отражения хозяйственных операций по всем участкам бухгалтерского учета.

Создание подобных программ возможно потому, что по своей сути бухгалтерский учет является достаточно строгой математической системой, в основе которой лежат единые для всех разделов учета принципы. Внутри своего класса универсальные программы различаются по простоте освоения и использования, а также по широте спектра возможностей автоматизации различных разделов учета, то есть по мощности.

Универсальные программы обычно имеют большой тираж, что объясняется значительным числом их потенциальных потребителей и таким привлекательным для пользователей обстоятельством, как возможность самостоятельно, не обращаясь к фирме-разработчику, решать все возникающие проблемы.

Основная форма распространения универсальных бухгалтерских программ — через дилерскую сеть. Многие дилеры, помимо продажи и поддержки универсальной программы, оказывают дополнительные услуги по установке и обучению работе с ней. Но в принципе, как уже отмечалось, пользователь может освоить и использовать программу этого класса без помощи дилера или разработчика.

Универсальные программы обычно покрывают потребности всей бухгалтерии на малых предприятиях с простым учетом. Их возможностей, как правило, достаточно и для автоматизации практически всего учета на средних предприятиях. Но в дополнение к такой программе могут потребоваться специальные программы для автоматизации бухгалтерских функций, которые ведутся на данном предприятии специфическим образом. На крупных предприятиях универсальные программы часто применяются как инструмент главного бухгалтера, а также для автоматизации тех участков, где нет сложного документооборота, например, для учета расчетов с подотчетными лицами.

Отличительной особенностью универсальных программ является наличие журнала (книги) хозяйственных операций. Работа с такими программными продуктами организована по следующей простой схеме: в журнал вносятся проводки, на основании которых затем формируются журналы-ордера, ведомости и т.д. Внесение проводок в журнал может производиться как вручную (по одной), так и через типовые операции или документы, позволяющие сформировать сразу несколько проводок.

При очевидной простоте организации работы подобных программ практическая реализация этого подхода в продуктах различных фирм не одинакова. Если, например, в “1С: Бухгалтерии” (разработчик фирма “1С”) документы помещаются в журнал операций вместе с проводками, которые генерируются по этому же документу, то в “Инфо-Бухгалтере” (ТОО “Информатик”) документы хранятся отдельно от журнала в специальном архиве. Кроме того, в “Инфо-Бухгалтере” в журнал вносятся не проводки, а хозяйственные операции. Сам журнал получается фактически разбитым на две части — верхнюю и нижнюю: в верхней содержится описание хозяйственных операций, а проводки, формируемые по каждой операции, отображаются в нижней части экрана.

На практике при организации аналитического учета необходимо использование большого количества специфических данных, не имеющих прямого количественно-стоимостного выражения. Например, при ведении учета основных средств важными содержательными понятиями, без которых невозможен полноценный учет, являются: “норма амортизации”, “остаточная стоимость”, “дата ввода в эксплуатацию”, “материальноответственное лицо” и т.д. Понятно, что необходимость использования такого рода информации существенно нарушает стройную концепцию двойной записи, восходящую к Луке Пачиоли. Для того чтобы отразить специфику учета на каждом балансовом счете так, как этого требует его экономическое содержание и принятая учетная политика, в “1С: Бухгалтерии” и “Финансах без проблем” каждый объект аналитического учета имеет набор “параметров”, а в “Турбо-Бухгалтере”— аналитические признаки. Параметр или аналитический признак — это любая условнопостоянная характеристика объектов аналитического учета (количественная или качественная), которая может использоваться в алгоритмах обработки документов, расчетов, при формировании проводок и т.д. На практике использование параметров, благодаря которым не нарушается стройная концепция модели единого информационного поля в виде журнала операций, невозможно без знания пользователем внутреннего макроязыка программы. Это, в свою очередь, требует от него определенных навыков и знаний в области алгоритмизации вычислительных процессов. По сути именно специфика разделов учета приводила и приводит многих разработчиков программного обеспечения по автоматизации бухгалтерского учета к концепции функциональных бухгалтерских программ, построенных как совокупность АРМ, ориентированных на тот или иной конкретный раздел.

Программы, основанные на использовании принципов упрощенной формы учета, предназначены прежде всего для малых и средних предприятий, поскольку способны удовлетворить ограниченные информационные потребности небольшой бухгалтерии. На крупных предприятиях, в связи с возрастанием объема учетных работ, бухгалтерия объективно разделяется на участки учета. На каждом из них сохраняются общие принципы учета и в то же время выполняются специфические для данного участка функции. Разделение труда и специализация рабочих мест позволяет бухгалтерам более качественно и эффективно выполнять работу на своих участках, но одновременно возникают и проблемы их взаимодействия, так как обеспечить полную автономность работы бухгалтеров невозможно. Именно для отражения специфики отдельных участков учета, упорядочения потоков информации и согласования коллективной работы бухгалтеров в бывшем СССР была разработана журнально-ордерная форма учета, массовое внедрение которой началось после Великой Отечественной войны, когда Министерство финансов СССР в 1949 г. разработало типовые регистры журнально-ордерной формы учета и рекомендовало их всем отраслям промышленности. Журнально-ордерная форма учета пришла на смену громоздкой и нерациональной мемориально-ордерной форме учета, которая в настоящее время используется
редко. Основной недостаток журнально-ордерной формы заключается в том, что она в большей мере ориентирована на ручную обработку учетной информации. Несмотря на изменения, внесенные Министерством финансов в журнально-ордерную форму учета в 1963 г., в связи с внедрением счетно-клавишных машин, и все последующие модификации в организации журнально-ордерной формы учета, сегодня невозможно “перенести” на ПК журнально-ордерную форму учета, не изменив основных информационных связей между учетными регистрами. Трудоемок также процесс формализации всех учетных процедур, присущих этой форме бухгалтерского учета. Поэтому ко второй группе программных продуктов относятся программы, которые не основаны на принципах ни мемориально-ордерной, ни журнально-ордерной, ни упрощенной форм учета.

Отличительной особенностью этих программ является наличие совокупности автоматизированных решений различных учетных задач, таких, как учет основных средств и нематериальных активов, учет материальных ресурсов, учет труда и заработной платы и т.д., а также специального модуля для сведения главной книги и построения баланса. В различных пакетах число таких автоматизированных решений (программ-модулей) варьируется от пяти до двадцати. Например, в системе БЭСТ-4 (разработчик — ЗАО “Интеллект-Сервис”) их восемь, в комплексе “Галактика” (разработчик — корпорация “Галактика”) — восемнадцать (подсистема оперативного управления и бухгалтерского учета).

Каждый модуль пакета имеет свои специфические алгоритмы, свои способы хранения информации, режимы работы и функции. Между собой функциональные программы различаются набором модулей, а внутри модулей — их наполнением и особенностями работы. Каждое из таких автоматизированных решений может быть оформлено либо как самостоятельная программа-модуль (АРМ), способная работать и самостоятельно, и согласованно с другими программами комплекса, либо автоматизированные решения могут быть объединены в единый комплекс. При наличии широкого спектра программных продуктов данного класса, в зависимости от отраслевых особенностей, величины предприятий и учетных операций формируются: АРМ по учету кассовых и банковских операций, АРМ расчетов с поставщиками, подотчетными лицами, АРМ кладовщика, АРМ по выписке платежных и товаро-транспортных документов и другие. При этом в АРМ отчетности и аналитики (АРМ главного бухгалтера), которое предназначено для формирования результативной информации, передаются сводные (синтетические) данные из других модулей.

Естественно, ответа на вопрос, какие программы — универсальные или функциональные — лучше, не существует. Он зависит от целого ряда условий. Зачастую на практике среднее или крупное предприятие, использующее универсальную программу, затем приобретает в дополнение к ней и функциональную. Функциональная программа в таком случае может использоваться для автоматизации отдельных участков бухгалтерского учета. Необходимость в этой программе возникает и тогда, когда по некоторым участкам имеется большой документооборот, или же требуется вести сложный специфический учет. Кроме того, некоторые программы имеют специальные функции для передачи проводок в другие программы, что позволяет организовать учет при одновременном использовании как универсальных, так и функциональных программ. Однако такое комбинирование редко бывает эффективным. Конечно, возможно использование универсальных программ и в условиях крупных предприятий в бухгалтерии, разделенной по участкам работы. В этом случае можно организовать учет по различным участкам на отдельных рабочих местах или в отдельных базах с последующим слиянием информации в конце отчетного периода. Но в таком варианте не формируется единой базы данных, доступной всем пользователям и главному бухгалтеру до момента слияния баз данных. Между тем эта информация необходима для целей оперативного управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия. В конечном итоге сам бухгалтер определяет целесообразность использования того или иного программного продукта или их совокупности, но в любом случае представление о различиях, существующих между двумя описанными выше классами программ, дает бухгалтеру общее представление об автоматизации бухгалтерского учета и определяет направления автоматизации учета на конкретном предприятии.

Системы MRP и ERP

Уже довольно давно отечественные разработчики прилагают усилия к тому, чтобы поставляемые ими системы комплексной автоматизации поддерживали технологии управления ресурсами, основанные на западных стандартах управления MRP (планирование потребностей в материалах/ресурсах) и ERP (управление корпоративными ресурсами). Пока о полномасштабной поддержке таких технологий говорить рано, но те или иные их элементы в российских системах уже присутствуют. Поскольку ряд стандартов прописан в общей форме, наши производители экономических программ интерпретируют их требования по-разному. Даётся и разная оценка целесообразности реализации того или иного стандарта.

Так, специалисты корпорации «Парус» считают, что для российских предприятий пока актуальна только поддержка требований стандарта MRP I (планирование потребностей в материалах), которые полностью реализуются, к примеру, в системе «Парус-корпорация». В полной мере претворить в жизнь процесс управления в соответствии со стандартом MRP II (планирование потребностей в ресурсах), ни на одном российском предприятии просто невозможно, в связи с чем поддержка данного стандарта в программе присутствует лишь частично.

В рассматриваемой системе автоматизации логистический блок выглядит весьма внушительно. Здесь имеется много таких функций, которые в большинстве других систем не поддерживаются. Правда, их реализация не всегда полна, и, по-видимому, корпорация намерена дорабатывать соответствующий функционал непосредственно в процессе внедрения на конкретных объектах применительно к их потребностям. Остановимся чуть подробнее на некоторых из этих решений.

В модуле «Закупки» формируются заказы, на основе которых составляются планы закупок и товарный календарь. Предложения поставщиков можно вводить прямо из Интернета. Однако настройка процедур загрузки, на наш взгляд, пока автоматизирована недостаточно, и многие действия по её разноске в таблицы информационной базы приходится выполнять вручную. Впрочем, это понятно: в России пока не существует общепринятых стандартов обмена информацией.

Появилась функция подбора поставщиков для решения задачи автоматизированного формирования заказов покупателей.

Масштабные работы ведутся по поддержке договоров. По каждому договору можно занести массу сведений, правда, как они потом используются системой, остается неясным. Договоры обязательно должны содержать этапы, поскольку детализированную информацию можно вводить только поэтапно. В частности, в карточках договоров можно прописать виды оплаты по каждому этапу и правила начисления штрафов, которые привязываются к так называемому лицевому счёту договора. Допускается установка различных вариантов скидок, настраиваются они через общее понятие «тариф», под которым понимают правила расчёта различных параметров, используемых в документах. Допустимы скидки по количеству единиц в каждой номенклатуре, к общей сумме по документу, накопительные скидки за разные периоды. Из карточки договора можно выйти на свод по планам и фактическому исполнению, посмотреть графики поставок и платежей. Эта технология удобна тем, что, работая с конкретным договором, пользователь может видеть всю связанную с ним информацию.

Данные по отгрузкам и оплатам лучше вводить прямо из карточек договоров, тогда они сразу привязываются к плановым деталям конкретных этапов. Всю информацию по взаиморасчётам можно получать автоматически.

Счета, накладные, сведения о платежах и другие документы допускается вводить и без привязки к договорам, однако в этом случае выполнять соединение будет сложнее. Следует отметить, что в программе предусмотрен механизм ручной разноски (привязки) платежей по договорам.

Что касается беззаказного планирования, то в системе можно вести планы продаж, это своего рода уступка стандарту MRP I.

Значительное внимание уделено тому, чтобы система облегчала организацию решения различных бюрократических процедур. Например, здесь можно установить режим, при котором для выполнения отгрузки или платежа потребуется отдать соответствующее распоряжение, настроить механизмы рассылки сообщений по какому-либо факту, скажем, проинформировать об оплате лицо, которое должно выписать документ на отгрузку. Сообщения можно посылать по разным адресам – своим и чужим – различными способами: по сети, электронной почте, факсу. Настраивать способы и маршруты рассылки сообщений должен администратор системы. Следует отметить, что возможность рассылки уведомлений — это первый шаг к процессоориентированному управлению. По нашему мнению, система должна «уметь» не только рассылать уведомления, но и сама автоматически готовить проекты связанных документов и предлагать их для утверждения уполномоченным пользователям. Однако это ещё предстоит реализовать.

Существенное продвижение в поддержке стандартов MRP, ERP заметно и в системе «Галактика». Многие элементы этих стандартов присутствуют в ней уже давно, и теперь функциональное развитие идёт главным образом в сторону полномасштабной реализации требований MRP II. Это вполне понятно, поскольку основной контингент клиентов «Галактики» – средние и крупные производственные предприятия, и только функций управления закупками под существующие заказы, определяющихся требованиями MRP I, для таких организаций оказывается уже недостаточно, то есть крайне желательно, чтобы система взяла на себя помощь в управлении производственным циклом. Корпорация обещает выпустить новые модули — «Контроллинг» и «Управление портфелем заказов», которые и будут реализовывать соответствующие функции. Похоже, что на текущий момент «Галактика» продвинулась в данной области дальше других отечественных разработок.

Несколько необычной кажется на первый взгляд точка зрения, высказанная по поводу стандарта ERP специалистами фирмы «Бизнес-Консоль» — разработчиками системы «Фигаро». По их мнению, данный стандарт следует трактовать как корпоративную надстройку над MRP II, а не как соответствие известному перечню требований. ERP-систему здесь рассматривают в качестве автоматизированной системы управления, поддерживающей стандарты MRP, но дополненной блоками решения задач сквозного бюджетирования, подсистемой управления персоналом, позволяющей решать задачи консолидации отчётности. Поэтому основное внимание разработчики уделяют реализации стандартов MRP. Фирма работает преимущественно с крупными заводами, где применение этих стандартов уже актуально.

Система «Фигаро» пока не реализует в полной мере такие функции, как составление календарного плана движения товарно-материальных ценностей, загрузки производственных мощностей и трудовых ресурсов. Однако уже имеется возможность статического планирования потребностей в ресурсах, рассчитанных исходя из производственных заказов на определённый период. В этом заключается принципиальное отличие этой системы от западных, реализующих MRP. Там действительно составляется график, здесь же пока решается менее сложная задача — определение общей потребности в ресурсах, требуемых производственной программой. Но и это довольно серьёзный шаг вперёд, ведь даже такого набора функций для большинства наших предприятий, по-видимому, вполне достаточно, поскольку выполнение строгого графика поставки в настоящих условиях в России вряд ли возможно. Да и сами предприятия, скорее всего, ещё не готовы к тому, чтобы их управление осуществлялось по графику, рассчитанному компьютерной системой.

В этой связи следует отметить, что к статическому расчёту потребности в ресурсах уже близки многие имеющиеся на рынке системы автоматизации. Помимо рассмотренных разработок, такие элементы имеются в системе «Флагман» фирмы «Инфософт», о реализации подобных решений у ряда своих клиентов заявляют представители фирмы «Компас». Отдельные элементы планирования потребности в ресурсах имеются и в типовой производственной конфигурации системы программ «1С: Предприятие».

 

Вертикальная интеграция

Ряд производителей программных продуктов для решения экономических задач активно работают над их интеграцией со специализированными пакетами программ других поставщиков. В этой связи показателен опыт фирмы «Никос-Софт». Реализовав в своей системе NS2000 полный набор учётных функций, разработчики не стали тратить время и ресурсы на создание собственных подсистем анализа и планирования, а полностью сосредоточились на возможностях интеграции системы с другими известными разработками. Например, здесь использован так называемый генератор аналитической отчётности, основным назначением которого является организация динамического обмена данными учётной подсистемы с пакетами программ других поставщиков, реализующими функции экономического анализа. Благодаря этому обстоятельству пользователи, создавая комплексную систему автоматизации управления предприятием на базе учётных модулей системы NS2000, могут расширять её за счёт применения наиболее приемлемых для них программ финансового анализа.

Вопросы о необходимости внедрения в практику управления российскими предприятиями западных стандартов MRP, ERP и других, а также специфики их применения на отечественной почве нами уже обсуждались.

В полной мере выполнения требований указанных стандартов российские системы комплексной автоматизации пока не обеспечивают. Полнофункциональные же западные системы автоматизации управления хотя их и поддерживают, но слишком дороги для нашей сегодняшней экономики, да к тому же и не особенно «дружны» с российской спецификой управления и бухгалтерским учётом, поэтому и не получили у нас широкого распространения.

Перед российскими разработчиками стоит сложный вопрос, связанный с тем, как лучше поступить: в спешном порядке заняться реализацией названных стандартов или выбрать альтернативу и найти способ интеграции своих разработок с соответствующими блоками западных систем. Многие выбрали первый путь, и кто-то уже начал понимать всю его сложность. Естественно, стандарты развиваются, и в этой гонке трудно успеть за иностранными компаниями, стартовавшими намного раньше. К тому же у них значительно больше ресурсов. По этой причине некоторые отечественные разработчики пошли по второму пути. Так поступила, например, компания «Никос-Софт»: она заключила стратегическое соглашение с финской фирмой Solagem — известным поставщиком компьютерных систем управления производством – и теперь активно занимается локализацией её продуктов и их интеграцией со своей системой. Похоже, этот альянс складывается удачно, и клиенты «Никос-Софт», наладив учёт на основе программного комплекса NS2000, смогут в дополнение получить первоклассное решение от опытного зарубежного разработчика.

Ещё одним важным направлением интеграции программного обеспечения разных поставщиков является организация взаимодействия между системами автоматизации организационно-экономического управления и различными программно-аппаратными технологическими комплексами, которые используются на предприятиях различных отраслей. Такая интеграция действительно необходима, коль скоро мы говорим о комплексной автоматизации управления и создании тиражных отраслевых решений. В этом направлении дальше всех продвинулась корпорация «Галактика». Трудно даже перечислить все те технологические отраслевые решения, вместе с которыми работает система «Галактика». Именно технология и интерфейсы сопряжения со специфическими программно-аппаратными технологическими комплексами являются тем ядром, на базе которого строятся отраслевые решения корпорации. Большинство же отечественных поставщиков экономических программ имеют опыт по сопряжению своих продуктов в лучшем случае с торговым оборудованием.

 

Горизонтальная интеграция

Всё вышеперечисленное касалось в первую очередь типовых, массово тиражируемых решений. Однако разработчики сталкиваются ещё и с проблемой интеграции своих программных продуктов с установленными ранее системами конкретных предприятий. Во многих организациях по-прежнему используется широкий спектр приобретённых ранее или самостоятельно разработанных программ, мало взаимодействующих друг с другом. Сотрудники компании привыкли к ним, к тому же многие из этих программ полезны до сих пор, поэтому предприятие не спешит расставаться с ними, даже если имеются более современные системы, с большим набором функций.

Разработкам же индивидуального назначения аналогов вообще нет. Эта ситуация особенно характерна для крупных предприятий.

В связи с этим при комплексной автоматизации управления приходится объединять все используемые предприятием программы в единую систему.

Если они созданы одним разработчиком, то проблем обычно не возникает. В противном же случае организация взаимодействия ПО разных фирм выливается в серьёзную проблему. Для её решения необходимо не только создание специальных программ, обеспечивающих конвертацию данных из структур и форматов хранения, используемых одной программой, в структуры и форматы хранения другой, но и разработка новой технологии организации обмена данными между разными системами. Поставщикам корпоративных комплексов для крупных предприятий приходится сталкиваться с такого рода задачами очень часто. Как мы уже отмечали, в решении подобных проблем определённых успехов добилась корпорация «Галактика», сопрягая специфические отраслевые программы со своей системой. По свидетельству специалистов корпорации, проблему организации взаимодействия целого «зоопарка» программ, используемых на различных предприятиях, приходится решать почти при каждом внедрении. В этой связи интересно отметить, что налаживать взаимодействие случается не только с собственными разработками предприятий, но и с программами конкурентов. А что делать, если они уже задействованы в технологическом процессе управления? Вот и получается, что на одном предприятии мирно уживаются программы, скажем, от «1C», «Галактики» и других разработчиков.

В последнее время средства обмена данными с наиболее популярными программами встраиваются во многие разработки. Так, к примеру, большинство торгово-складских программ позволяют выгружать проводки в форматах, которые могут принимать наиболее популярные бухгалтерские программы: «1C:Бухгалтерия», «Инфо-Бухгалтер», «Турбо Бухгалтер», «Инфин-Бухгалтерия», разработки фирм «Парус», «Интеллект-Сервис» и ряд других. Однако структуры этих систем различны, и для конкретного решения подобной задачи нужно разрабатывать свой дополнительный программный блок.

Ещё хуже обстоит дело с взаимодействием бухгалтерских программ и программ финансового анализа. Так, популярнейшая программа «ИНЭК: АФСП» легко и просто «умеет» принимать данные отчётности из «1C: Бухгалтерии», а во всех остальных случаях требуется дополнительная настройка. Более широкие возможности интеграции имеются в программе Audit Expert фирмы «ПРО-Инвест-ИТ», где поддерживаются функции автоматической загрузки из форм отчётности различных бухгалтерских программ и существуют средства настройки загрузки из текстовых файлов. Кроме того, здесь можно создавать нестандартные методики анализа и для них экспортировать из бухгалтерских программ остатки и обороты счетов. Очень широкие возможности импорта данных из различных форматов предоставляет также модуль «ФинАнализ» системы «Галактика».

Чтобы облегчить взаимодействие программ различных поставщиков, необходимы выработка общепризнанных промышленных стандартов, регламентирующих структуры выгрузки/загрузки данных, и обеспечение их поддержки во всех разработках. Только так можно радикально решить проблему обмена данными между различными разработками, с тем, чтобы в каждом конкретном случае не создавать программу-переходник. Однако пока поставщики программного обеспечения о выработке таких стандартов договориться не могут.

В то же время отдельные попытки стандартизации процедур взаимодействия программ уже предпринимаются. Так, например, фирмой «1C» и рядом других компаний при активном содействии специалистов российского представительства Microsoft предложен стандарт обмена коммерческой информацией под названием CommerceML. Он базируется на применении языка XML, поддерживаемого всеми ведущими мировыми компьютерными компаниями. В развитых странах проблема организации взаимодействия программ стоит не менее остро, чем у нас. Поэтому ведущие производители программного обеспечения во всём мире активно работают над созданием общесистемных средств, способствующих её разрешению. В основу этих средств положен язык XML, предназначенный для описания стандартов.

Одним из наиболее важных приложений стандарта CommerceML является организация обмена данными между программами торгово-складского учёта. В настоящее время большинство торговых предприятий используют самые разнообразные компьютерные системы, и часто, пока информация о поступивших товарах не введена в информационную базу, продажи не производятся. Возникает ситуация, когда поставщик с помощью компьютера выписывает и печатает сопроводительные документы, а покупатель получает товар и заново вручную вводит информацию с бумажного документа в память компьютерной системы. Нередко это требует значительного времени и к тому же чревато внесением ошибок при осуществлении ручного ввода.

Вследствие этого получается, что разгрузку товара уже произвели, а торговлю начать нельзя, потому что сведения о товаре в компьютерной базе отсутствуют.

Благодаря применению стандарта CommerceML покупатель может автоматически загружать в информационную базу своей компьютерной системы данные сопроводительных документов, записанные поставщиком на дискету или переданные по электронной почте. Стандарт универсален и позволяет обмениваться данными между программами различных разработчиков.

Важно лишь, чтобы эти программы поддерживали его, т. е. «понимали», какие данные чему соответствуют. Стандарт можно использовать и при организации электронной торговли через Интернет. К сожалению, пока этот стандарт поддерживается только в программах системы «1С: Предприятие 7.7», а также в разработках нескольких фирм, оказывающих услуги по организации торговли через Интернет. Большинство же разработчиков экономических программ пока далеки от понимания целесообразности поддержки, использования и развития подобного рода стандартов. О поддержке стандарта высказались разве что представители корпорации «Парус», другие же разработчики либо не предпринимали попыток в нём разобраться, либо критиковали его. Это недальновидная позиция. Ведь нацеленность стандарта правильная, и «1C» рано или поздно его «проведёт» и утвердит «де-факто», а пока ещё можно совместными усилиями его усовершенствовать.

 

Средства настройки программ

Разработчики много сил вкладывают в развитие средств адаптации своих программ под потребности пользователей. Те, кто ориентируется на массовое, «коробочное» распространение программных продуктов, стремятся сделать их как можно более «отчуждаемыми», снабдить дилеров и партнёров возможностью самостоятельно их перестраивать и создавать новые прикладные решения. Те же, кто сам внедряет свои разработки, создают вспомогательный инструментарий, главным образом, для собственных нужд.

Средства настройки программ всё больше и больше «расслаиваются» по профессиональному принципу. Если раньше в бухгалтерских программах пользователю были предоставлены относительно несложные средства для настройки правил формирования типовых операций и расчёта показателей отчётности, то теперь в большинстве разработок кроме простого инструментария, ориентированного на конечных пользователей, имеются также и сложные механизмы, предназначенные для профессиональных внедренцев и программистов. Более того, чётко прослеживается тенденция «разделения» систем на разные слои. Нижний слой — ядро системы в машинномкоде, доступ к которому есть только у производителя системы. Средний – составляющие её программы, написанные на специализированных языках, открытые для внесения изменений профессионалам, использующим средства вычислительной техники. Верхний слой — готовые настройки типовых операций, относительно простые формулы, определяющие алгоритмы расчёта показателей отчётов, которые в принципе может изменить даже относительно неопытный пользователь системы. Такое расслоение кода программ можно только приветствовать. Увлечение созданием мощного универсального «языка программирования для бухгалтера» начало затихать.

Особенности «слоистого» построения программ рассмотрим на примере системы «Компас» для Windows (фирмы «Компас», Санкт-Петербург).

Здесь только часть алгоритмов обработки данных реализована на уровне выполняемых модулей (нижний слой). Разработка и развитие этих модулей — прерогатива фирмы-производителя. В то же время у опытных программистов (внедренцев, пользователей) имеются возможности создавать свои и переделывать системные DLL-библиотеки, поставляемые разработчиками.

У «Компаса» есть клиенты, которые, используя эти инструменты, очень многое переделали в системе, в ряде случаев мало что оставив от большинства её стандартных возможностей. Однако замена DLL-библиотек разработчика чревата неприятными последствиями, поскольку «Компас» в подобных случаях не поддерживает своего набора API-функций, которые сторонний программист мог бы использовать. Так что, создавая свои DLL-библиотеки, программист далее вынужден полностью полагаться на себя.

Значительный «кусок» бизнес-логики разработки фирмы «Компас» выполняется хранимыми процедурами SQL-сервера (средний слой). Эта часть открыта для изменений, и модифицировать её уже намного проще, чем создавать свои DLL-библиотеки. В то же время понятно, что изменения в хранимые процедуры может вносить лишь специалист, который не только знаком с языком SQL, но и хорошо представляет себе структуру базы данных и принципы функционирования системы. Если пользователь модифицировал какие-либо стандартные SQL-запросы, то при установке новой версии программа будет запрашивать возможность замены пользовательских запросов на фирменные. Эта процедура сравнения и обновления запросов реализована, на наш взгляд, очень удачно.

Большая часть логики выполнения прикладных функций реализована на встроенном языке системы (верхний слой). Это некое подобие языка Basic с огромным количеством встроенных функций, обеспечивающих в том числе и доступ к базе данных. На нём можно запрограммировать почти любую логику. Но это не всегда эффективно, а потому часть особо важных процедур прикладной обработки данных прописана в SQL-процедурах и даже в коде ехе-файла. Например, алгоритм расчёта подоходного налога жёстко встроен в систему. Разработчики объясняют это тем, что уж если такие алгоритмы поменяются, то всё равно придётся выпускать новую версию. То есть в отличие от системы программ «1С: Предприятие» или системы «Конкорд», где вся бизнес-логика реализуется на встроенном языке, здесь она как бы распределена по разным слоям системы. Интересно, что бизнес-процедуры на встроенном языке могут быть своеобразным «клеем», скрепляющим различные программные слои, поскольку из них можно вызывать встроенные функции, табличные, экранные формы, отчёты, SQL-запросы.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О БУХГАЛТЕРСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМАХ. СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОННОГО ДОКУМЕНТООБОРОТА

 

Проблемы повышения прибыльности предприятия, эффективности работы персонала, создание оптимальной структуры управления волнуют любого руководителя. Ему приходится принимать решения в условиях неопределенности и риска, что вынуждает его постоянно держать под контролем различные аспекты финансово-хозяйственной деятельности. Эта деятельность отражена в большом количестве документов, содержащих разнородную информацию. Грамотно обработанная и систематизированная она является в определенной степени гарантией эффективного управления производством, а отсутствие достоверных данных может привести к неверному управленческому решению и, как следствие, к серьезным убыткам.В этих условиях актуальность бухгалтерских информационных систем очевидна.Внедрение бухгалтерских пакетов и программ позволяет автоматизировать не только бухгалтерский учет, но и навести порядок в складском учете, в снабжении и реализации продукции, товаров, отслеживать договоры, быстрее рассчитывать заработную плату, своевременно сдавать отчетность.Из-за небрежности в бухгалтерском учете предприятие может сильно пострадать или даже потерпеть крах. Страдают хозяйствующие субъекты также из-за незнания и соответственно невыполнения последних законов и распоряжений. При ведении бухгалтерского учета вручную возможны и простейшие арифметические ошибки.Целью контрольной работы является рассмотрение особенностей и структуры информационных систем в бухгалтерском учете, а также требований к программному обеспечению и характеристику программ автоматизации бухгалтерского учета. Помимо этого считаю необходимым затронуть тему правовой поддержки бухгалтера. В заключении планируется рассмотреть перспективы развития бухгалтерских информационных систем. Особенности БИСБухгалтерские информационные системы (БИС) отражают отраслевые особенности деятельности предприятий. Такие системы используются для целей управления на уровне отдельного предприятия или отраслевом уровне. Для автоматизированного решения задач требуется наличие ряда компонентов, являющихся базовыми для любой компьютерной ИС:- информационной базы объекта управления;- программного обеспечения;- вычислительной системы;- пользователей.Основу БИС составляет информация – совокупность количественных данных, необходимых для выполнения функций планирования, контроля, анализа и являющихся основой для принятия управленческих решений. Задачи БИС:- обеспечение автоматизированного решения всего комплекса задач бухгалтерского учета, планирования, анализа финансово-хозяйственной деятельности, внутреннего аудита;- получение достоверной оперативной информации о текущем состоянии дел на предприятии для принятия на ее основе необходимых управленческих решений;- интеграция оперативного, бухгалтерского, статистического учета на основе единой первичной информации;- получение достоверной информации для обратной связи, используемой при принятии управленческих решений;- автоматизация обработки на всех стадиях техпроцесса, начиная со стадии первичного учета. Структура БИСОбеспечивающая часть ИСИнформационное обеспечение имеет целью организацию информации, необходимой для осуществления управленческой деятельности и подразделяется на внемашинное и внутримашинное информационное обеспечение. Характеристики подсистемы:- качественные (оценки: степени отображения предметной области в информационной базе системы, методов организации и структурированности баз данных, эффективности манипулирования данными в базе данных и др.);- количественные (оценки: максимального объема хранимых и обрабатываемых данных, временных характеристик обработки данных, производительности использования баз данных и др.). Техническое обеспечение представляет собой совокупность используемых технических средств, вычислительных сетей, технологий сетевой обработки данных.Структуру подсистемы образуют: технические средства сбора и регистрации информации, средства подготовки и передачи данных, средства ввода, обработки и вывода информации, средства оргтехники и другие; методические и руководящие материалы; техническая документация, обслуживающий персонал. Характеристики подсистемы:- качественные (оценки: степени полноты и адекватности технической документации, информативности и неизбыточности технической документации, качества описания и полноты охвата предметной области контрольным примером);- количественные (оценки: полноты комплекса технической документации, объемных ограничений на каждый документ). Программное обеспечение представляет собой совокупность программ, реализующих цели и задачи системы и обеспечивающих функционирование комплекса технических средств. Структуру подсистемы составляют: общесистемные, специальные прикладные и оригинальные программы и инструктивно-методические материалы по их применению. Характеристики подсистемы:- качественные (оценки: сложности архитектуры комплекса программных средств, сложности и надежности программных компонентов и всей системы автоматизированной обработки, программной реализации алгоритмов обработки исходной информации и другие);- количественные (оценки: общего количества программных компонентов системы, объема оперативной памяти, занимаемой управляющими модулями; максимального объема оперативн





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.