Здавалка
Главная | Обратная связь

Барьеры восприятия и понимания



 

Эстетический барьер возникает в том случае, если партнер неопрятно, неряшливо одет или обстановка в его кабинете, вид рабочего стола не располагают к беседе. Преодолеть внутреннее препятствие к ведению разговора трудно, и тем не менее, если этот контакт очень нужен, нельзя показывать, что нас что-то коробит.

Комфортному общению может препятствовать разное социальное положение партнеров, особенно если один из них привык испытывать трепет перед началь­ством. Избавиться от такого отношения помогает следую­щая установка перед разговором: «Начальник такой же человек, как и я. Ему присущи все человеческие слабос­ти. Можно представить, как его ругает жена или не слу­шает дочь. Есть много начальников и повыше его. У меня нет причин волноваться. Я буду говорить спокойно и про­сто, рассчитывая на понимание. Я уважаю свое дело, себя, и он это почувствует».

Барьер отрицательных эмоций возникает в общении с негативно настроенным человеком. Если партнер, который обычно с вами вежлив, встречает вас нелю­безно, разговаривает не поднимая глаз и т.п., не спешите принимать это на свой счет и искать причину в измене­нии его отношения к вам: быть может, он не в состоянии справиться с плохим настроением из-за хода собственных дел, семейных неурядиц или его вывел из себя предыду­щий посетитель. Зная, что такое возможно, следует, придя на встречу заранее, постараться узнать, какова обстановка в учреждении, в каком настроении деловой партнер. Иной раз бывает лучше перенести разговор на другое время. Если этo невозможно, следует потрудиться в начале разговора, чтобы помочь партнеру улучшить эмоциональное состоя­ние.

Состояние здоровья человека, физическое или духовное, также влияет на то, как он общается, и у лю­дей, страдающих различными неврозами, повышенным давлением, гастритом, переживающих личные потрясе­ния или депрессию, может служить препятствием к продуктивному общению. Наблюдательным людям не состав­ляет особого труда по внешним признакам догадаться о том, что происходит с человеком, выбрать соответству­ющий тон, слова, а быть может, и сократить время общения, чтобы не утомлять собеседника, которому нездоро­вится. Нередко люди в таком состоянии, а также по особым личным причинам стараются избегать контактов вообще.

Психологическая защита, выстраиваемая вашим партнером, — один из серьезных барьеров общения. Быть может, ваш равнодушный, неприветливый, неразговорчивый коллега нуждается не в осуждении, а в понимании, внутреннем сочувствии? Осознав, что барьер в общении с неудобным сотрудником или партнером вызван его желанием защититься, попробуйте изменить отношение к нему, и сложности в общении с таким человеком постепенно исчезнут.

Препятствием к конструктивному общению является барьер установки. Ваш деловой партнер может обладать негативной установкой по отношению к фирме или организации, представителем которой вы являетесь. Поэтому лучше идти на деловую встречу после рекомендации авторитетного лица. Если же таковой нет и пришлось столкнуться с барьером установки, лучше не переубеждать партнера или сотрудников, что вы не не такой, как они думают. Спокойно отнеситесь к неприязни как к проявлению человеческого невежества, слабости, отсутствия культуры, простой неосведомленности. Такое несправедливое отношение не будет вас задевать, а вскоре оно и вовсе исчезнет, так как ваши дела и поступки заставят партнера изменить свое мнение.

Барьер двойника заключается в том, что мы невольно судим о каждом человеке по себе, ждем от делового партнера такого поступка, какой совершили бы им его месте. А потом возмущаемся: «Я бы так никогда не поступил!» В том-то и все дело. А Он ведь другой. Его по­зиция в этой ситуации определяется его нравственными нормами, его установками. Чтобы барьер двойника не возникал, нужно развивать способности к децентрации.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.