Здавалка
Главная | Обратная связь

Использование изобразительной деятельности в психологической практике



1. Изучение психологических особенностей с помощью рисуночных тестов.

Среди диагностических средств, используемых в мировой психологической практике на первом месте стоят рисуночные методы. В последние годы в нашей стране появилось довольно большое количество отечественных и переводных работ, в которых описываются рисуночные тесты. Наиболее известные из них: «Рисунок человека», «Несуществующее животное», «Рисунок семьи», «Семья животных», «Красивый рисунок», а также новые методики «Рисуночный тест Сильвер», «Человек, срывающий яблоко с дерева» и др.

Многочисленные исследования детских рисунков показали, что в развитии рисования имеются четкие возрастные стадии, сменяющие друг друга в определенной последовательности. При нарушениях в умственном развитии наблюдается запаздывание в переходе ребенка от одной стадии к другой. Эта закономерность и позволяет оценивать умственное развитие с помощью рисуночных тестов.

Применение рисуночных тестов для выявления личностных особенностей человека основано на принципе проекции, т.е. на вынесении вовне своих переживаний, представлений, стремлений. Рисуя тот или иной объект, человек невольно, а иногда и сознательно, передает свое отношение к нему. Рисунок - это всегда какое-то сообщение, зашифрованное в образах. Задача психолога - расшифровать его, понять, о чём говорит обследуемый. Рисуночные методики очень информативны, т.е. позволяют выявить множество психологических особенностей человека, а именно:

• общее умственное развитие;

• преобладание рационального или эмоционального подхода к действительности;

• психомоторный тонус (повышенная или пониженная активность, астения);

• недостаточность самоконтроля и планирования действий, импульсивность;

• повышенную эмоциональную лабильность или, напротив, ригидность;

• тревожность (как личностную черту) и тревогу (как состояние на момент обследования);

• страхи;

• депрессивные тенденции;

• особенности реакции на стресс;

• агрессивность (с возможностью дифференцировать такие ее формы, как физическая и вербальная агрессия, защитная агрессия, невротическая агрессия);

• экстравертность или интровертность;

• демонстративность;

• неудовлетворенность потребности в общении;

• аутизацию, избегание общения;

• степень социализированности и конформности;

• антисоциальные тенденции;

• отношение к сексуальной сфере;

• отношение к семейной сфере в целом и к отдельным членам семьи.

Наличие органических поражений мозга, нарушений обучаемости (ЗПР), умственной отсталости, невротического состояния, психического заболевания.

Искусство интерпретации рисуночных тестов, приходящее с опытом требует знакомства с большим количеством разных вариантов выполнения заданий.

2. Преимущества и недостатки в применении рисуночных тестов. Основное преимущество рисуночных тестов в том, что они просты в проведении, занимают немного времени и не требуют никаких специальных материалов кроме карандаша и бумаги. Дополнительным достоинством рисуночных методов является их естественность, близость к обычным видам человеческой деятельности. Тот или иной опыт рисования есть практически у каждого. Наиболее близко это занятие детям, поэтому при обследовании детей рисуночные тесты применяются особенно часто. Возраст от 3 до 11 лет - это «золотой век» детского рисунка. В данный период уровень развития невербальных форм общения выше, чем вербальных (3, с. 4). Ребенку легко понять тестовую инструкцию, для выполнения методик не нужен высокий уровень развития речи. Рисуночные тесты применимы к клиентам самого разного возраста - от дошкольного до взрослого. Это позволяет использовать их для контроля динамики состояния и для наблюдения за ходом психического развития в течение длительного периода.

В последние годы все больше подчеркивается психотерапевтическое значение рисования, как и художественной деятельности вообще. Таким образом, благодаря применению рисуночных методик стирается грань между психологическим обследованием и психотерапевтическим сеансом. Все это и сделало рисуночные методики самым распространенным инструментом в работе практического психолога.

Основной недостаток рисуночных тестов - относительно низкая надежность получаемых результатов, связанная с субъективностью интерпретации. В отличие от более формализованных тестов, таких, как I тесты интеллекта или личностные опросники, рисуночные тесты, как правило, не позволяют количественно измерить оцениваемые психические свойства. Термины, в которых производятся интерпретации рисунков, обычно лишены той строгости и однозначности, характерных для формализованных тестов. Из-за этого научными методами сложно подтвердить надежность и валидность рисуночных методик.

Однако психологов-практиков мало смущает недостаточная научность рисуночных методов. Для них оказывается более важной та польза, которую они приносят в работе с клиентами.

Все же применение рисуночных тестов имеет ряд ограничений. Во-первых, следует крайне осторожно относиться к их использованию в статистических научных исследованиях. Необходимым условием такого использования является привлечение нескольких (как минимум, двух) независимых экспертов, хорошо владеющих интерпретацией применяемых тестов. Во-вторых, делать окончательные выводы о психологических особенностях субъекта на основе одних лишь рисуночных тестов не рекомендуется. Эти тесты дают основания для обоснованных предположений, но не для безапелляционных суждений. Окончательное заключение может быть вынесено лишь при сопоставлении особенностей рисунков с другими показателями (например, с результатами наблюдений, данными клинической беседы или дополнительных более строгих тестов). И наконец, заключение не должно основываться на отдельных признаках рисунка, взятых изолированно, вне их связи друг с другом. Интерпретация может быть относительно надежной лишь в том случае, если она базируется не на отдельном признаке, а поддержана, по меньшей мере, двумя-тремя признаками, обнаруживающимися в рисунках.

3. Тесты, использующие рисунки для оценки когнитивных способностей.

Рисунки использовались для оценки интеллекта в течение более чем 50 лет.

Визуально-моторный гештальт-тест Бендер измеряет зрительное восприятие, зрительно-двигательную координацию и эмоциональные нарушения на основе срисовывания испытуемыми абстрактных изображений. Методика «пиктограммы» выявляет особенности мышления, опосредствованной памяти. Тест «рисунок человека» измеряет интеллектуальную зрелость. Невербальная батарея теста творческого мышления Е.Торренса измеряет беглость, гибкость, оригинальность и изощренность мышления (4, с. 121). Все это ценные инструменты диагностики, но они не предназначены для оценки способности решать концептуальные проблемы графически. Для этой цели можно использовать рисуночный тест Сильвер.

4. Рисуночный тест Р. Сильвер.

Рисуночный тест Сильвер (далее РТС) представляет собой новую методику для оценки когнитивной и эмоциональной сфер. Автор теста Роли Сильвер, американская художница и арт-терапевт, почетный член Американской арт-терапевтической ассоциации. Адаптация РТС на российской выборке проводилась «Лабораторией по адаптации и внедрению новых методов рисуночной диагностики» под руководством А.И.Копытина.

Тест в первую очередь рассчитан на диагностику невербального интеллекта и тех когнитивных способностей, которые при использовании вербальных тестов могут остаться незамеченными.

Теоретические основы РТС.

Джером Брунер определил познание как способ организации стимулов, поступающих из внешнего мира. Наша мыслительная деятельность связана с опосредствованным и экономным отражением действительности. Мы отражаем ее при помощи «интеллектуальных протезных устройств», таких, как речь, но как утверждает Брунер, «тысяча слов едва смогут выразить то, что может выразить один образ», поэтому мы можем отражать действительность и с помощью образов.

Роль речи в мышлении.

Речь связана с мышлением, но, этот вопрос еще недостаточно исследован. Постоянная тема в письмах Пиаже - это то, что мышление появляется прежде языка, где-то в середине второго года. Еще до того, как дети начинают говорить, они способны к повторению и обобщению своих действий. Большинство психологов полагают, что язык и мышление развиваются независимо и язык скорее следует за развитием мышления, чем ему предшествует. И несмотря на то, что язык расширяет возможности мышления и облегчает его, зрелое мышление может протекать и без использования речи. Именно поэтому, большинство психологов предлагает использовать курсы английского языка или другие языковые формы обучения, для развития гибкого мышления. Если это так, то предположение о причинных отношениях между речью и мышлением не соответствует действительности. Обычно считают, что улучшение языковых навыков детей с нарушениями слуха улучшает их мышление, но более совершенное мышление может быть как следствием, так и причиной улучшения навыков речи, и невербальные процедуры могут способствовать развитию речи.

В мышлении слышащих детей речь служит для того, чтобы связать ощущения, организовать опыт и осуществлять некоторый контроль над когнитивными процессами. Обозначая ощущения словами, дети могут использовать их снова и снова и, испытывая фрустрацию, заменять слова визуальными образами и символами, формируя в воображении то, что им нужно.

Могут ли рисунки обеспечить те же самые функции? Подобно символам языка, художественные символы могут обозначать опыт и представлять специфические предметы или их классы. Детям с недостаточным словарным запасом трудно обозначать свои мысли эффективно, но при этом они могут хорошо представлять свои мысли в рисунке.

Роль образов в мышлении.

Образы сыграли важную роль в научных явлениях, таких, например, как открытие Уолтоном структуры ДНК, когда он представил ее в виде спирали. Уиткин и его партнеры говорят, что стили мышления связаны с индивидуальными способами адаптации. Наиболее предпочтительные способы мышления формируются на ранних этапах индивидуального развития, и у некоторых субъектов мышление осуществляется в основном с опорой на визуальные образы.

Для детей или взрослых, имеющих сложности в обозначении мыслей словами или понимании сказанного, визуальное размышление является или может стать предпочтительным.

Теоретически эти испытуемые могли бы успешно пройти тесты, которые требуют использования визуального мышления, но они плохо справились бы с вербальными тестами, предназначенными для оценки интеллекта или достижений.

Как утверждает Р.Сильвер, «визуальные образы могут служить языком познания, а потому познавательные навыки могут быть оценены как с помощью вербальных, так и визуальных тестов». Эти навыки, традиционно идентифицируемые и оцениваемые через слова, могут также о».ль идентифицированы и оценены через рисунки.

Рисуночный тест Сильвер основан на признании того факта, что интеллектуальные способности некоторых детей часто скрыты из-за ограниченности их речевой функции. Уровень развития визуального мышления может превосходить, и в некоторых случаях весьма значительно, уровень развития речевых функций.

Таким образом, РТС востребован прежде всего в тех случаях, когда когнитивные способности маскируются плохим развитием речевой функции, нарушениями слуха и др.

РТС может с успехом использоваться в дифференциальной диагностике олигофрении, задержки психического развития и нижних границ нормы. Основываясь главным образом на работах Пиаже и Ильхельдер, Р.Сильвер утверждает, что основным конструктом РТС является пространственное мышление, которое может быть оценено как способность строить последовательности и представлять гипотетические ситуации.

В то же время РТС учитывает взаимосвязь и взаимовлияние когнитивных и эмоциональных процессов, в связи с чем включает два компонента: когнитивный и эмоциональный. Оценка эмоционального компонента позволяет не только уточнить механизмы когнитивных нарушений, но и получить важную дополнительную информацию клинического характера.

Сильвер утверждает, что РТС построен таким образом, что может обеспечивать всестороннюю оценку невербального мышления. Тест включает 3 основных субтеста:

I. «Задание на прогнозирование»; цель - измерить представление о горизонтальности, вертикальности и построении последовательностей. Субтест I состоит из 3 заданий.

Понятие последовательности.

Способность сохранять устойчивое представление о предмете, несмотря на изменения в его внешнем виде, является основой логического мышления. Способность видеть один и тот же предмет в разных обличиях является чрезвычайно ценной не только в науке, но и в повседневной жизни. Приблизительно до семилетнего возраста дети неспособны разместить вещи в правильной последовательности или сохранять о них устойчивое представление. Задание 1 в I субтесте направлено на определение способности к правильному построению последовательности.

Понятие горизонтальности.

Согласно Пиаже и Брунеру, первая естественная система координат включает понятия горизонтальности и вертикальности и является наиболее устойчивой основой повседневного опыта. Взрослые так привыкли мыслить в терминах горизонтальности и вертикальности, что эти понятия им кажутся очевидными, однако у детей в возрасте 4-5 лет понятие горизонтали еще не сформировано. Они начинают рисовать горизонталь в возрасте примерно 9 лет. Чтобы определить, приобрели ли испытуемые способность сохранять устойчивое представление о горизонтали, несмотря на изменения во внешнем виде предмета, им предлагается задание 2.

Понятие вертикальности.

Когда пятилетних детей просят нарисовать деревья или дома на склоне горы, они имеют тенденцию рисовать их внутри контура, позже они рисуют их перпендикулярно основанию и только в возрасте 8-9 лет они начинают рисовать их вертикально. Задание 3 оценивает сформированность представления о вертикальности.

II. «Задание на рисование с натуры» позволяет оценить уровень
развития пространственных представлений, в частности способности
воспринимать предметы в определенных пространственных отношениях друг с другом, а именно отношениях высоты, ширины и глубины. При изучении развития пространственных представлений Пиаже и Инхельдер отметили, что маленькие дети воспринимают каждый объект отдельно от остальных и последовательно обращают внимание на его различные качества. Постепенно они начинают воспринимать предметы в связи с другими расположенными поблизости предметами, рассматривая их с разных сторон, чтобы связать их в единую систему. В конечном итоге, они формируют единую систему координат, позволяющую оценивать взаиморасположение предметов в трех направлениях: I слева-справа (горизонтальные отношения), сверху-снизу (вертикальные отношения) и спереди-сзади (отношения по глубине).

III. «Задание на воображение» позволяет оценить не только когнитивный, но и эмоциональный компонент, творческие способности, активность фантазии и отношение к другим и самому себе (образ «Я»).Данное задание основано на концепции базисных когнитивных операции, таких, как выбор, комбинирование и представление. В соответствии с этим когнитивный компонент данного задания оценивается по основным критериям: содержание рисунка (способность выбирать), его форма (способность комбинировать) и творческий потенциал ( способность представлять).

Способность выбирать (содержание рисунка).

Согласно Р.Якобсону, способность разговаривать начинается с выбора слов и объединения их в предложения. Он описывает нарушения речи как нарушения способности объединять части в единое целое, а нарушения в восприятии речи - как нарушения способности делать. Хорнсби выделил три уровня способности выбирать: самый низкий - перцептивный (выбор предметов на основе перцептивных свойств, таких, как цвет или форма), промежуточный - функциональный (выбор предметов, основанный на функциональных свойствах предметов (что предметы делают или что с ними можно сделать)), и самый высокий - абстрактный.

Собность комбинировать (композиция рисунка).

До семилетнего возраста дети обычно воспринимают предметы отдельно друг от друга, а не как часть единой системы. Постепенно они начинают рассматривать предметы по отношению к другим, соседним предметам. В конечном счете, рисунки становятся более скоординированными, поскольку дети узнают расстояния и размеры.

Способность представлять (творчество).

Как установлено Пиаже и Инхельдер, дети могут узнать круг задолго до того, как они научатся рисовать его. Чтобы нарисовать круг, когда перед ними его нет, дети должны быть способны вызвать изображение круга в уме. Торренс говорил, что есть много творчески ода-ренных детей, которые отстают по уровню развития вербальных способностей.

Это задание позволяет выявить у таких детей творческие способности. Например, в рисунках детей, в которых представлена оригинальность, выразительность и игровое начало, проявляются высокий уровень творческой способности (что оценивается в 5 баллов) и более низкие уровни, основанные на имитации и стереотипах (также могут быть оценены).

Эмоциональный компонент.

Это задание может обеспечить доступ к фантазиям и облегчить раннюю идентификацию детей или подростков с эмоциональными нарушениями.

Инструкция к субтесту I.

1. «Вот стакан. В нем лимонад. Представьте, что вы отпиваете пару глотков. Как будет изменяться уровень воды в стакане, если вы отпили несколько глотков, затем еще немного, и еще немного пока не выпьете всю воду? Отметьте уровни на рисунке».

2. «Предположим, что вы наклонили бутылку, наполовину заполненную водой. Вы можете нарисовать линии в бутылках, чтобы показать, как выглядела вода»?

3. «Предположим, что вы поместите дом на том месте, где отмечен крестик. Вы можете нарисовать, как он выглядел бы?

Инструкция к субтесту II.

«Вот несколько предметов, которые нужно нарисовать. Посмотрите на них внимательно и затем нарисуйте то, что вы видите».

Инструкция к субтесту III.

«Посмотрите на стимульные изображения формы А. Вы видите перед собой несколько изображений людей, животных и неодушевленных предметов. Выберите из них две картинки и придумайте, что может происходить между изображенными на них персонажами или предметами. Нарисуйте то, что вы представили. Покажите, что происходит между персонажами. Вы можете внести изменения в то, что вы видите, и нарисовать дополнительные предметы? Сделайте так, чтобы ваши рисунки изображали историю».

Оценивание результатов теста.

Время оценивания каждого субтеста занимает от 3 до 6 минут. В процессе оценивания каждому рисунку присваивается определенный балл (от 0 до 5, в зависимости от результатов выполнения задания). Правильно оценить результаты теста помогает приложение к рисуноч-ному тесту Р.Сильвер - «Атлас рисунков». Атлас содержит различные рисунки с уже присвоенными им баллами, что облегчает оценивание новых рисунков. Затем по каждому рисунку подсчитывается общая сумма баллов по каждому из 3 заданий.

Не рекомендуется ориентироваться только на результаты выполнения отдельных заданий. Некоторые испытуемые получают низкие оценки по одним заданиям и высокие - по другим. Вследствие этого общая сумма баллов может завуалировать сильные и слабые стороны. РТС содержит приложение «нормативные данные», где даны средние значения показателей РТС детей и взрослых (здесь предусматривается возможность перевода баллов в процентильные показатели).

5. Апробация РТС.

Для проверки рабочих возможностей теста нами было проведено
обследование группы детей возраста 6-7 лет детского сада г. Сыктывкара. Группа состояла из 7 девочек и 3 мальчиков.

Субтест Показатель Ср. знач. РТС Ср. балл Оценки испытуемых в баллах
       
1. Последовательность   1.6
  Горизонтальность   2.9
  Вертикальность   2.2 I
  Всего по субтесту 4.82 6.7
2. Влево-вправо   2.2
  Сверху-снизу   2.4
  Спереди-сзади    
  Всего по субтесту 6.27 5.6
Выбор   2.4
  Комбинирование  
  Представление   1.9
  Всего по субтесту 7.56 6.7
  Эмоц. содержание   3.1
  Шкала оценки образа «Я»   3.3
  Всего по тесту 18.91 18.7

Итак, РТС измеряет способность выбирать, комбинировать, представлять, сохранять и формировать концепции горизонтального и вертикального положения, высоты, ширины и глубины.

Из таблицы видно, что наибольшее количество баллов по субтесту получил испытуемый 3. У него хорошо развита способность представлять горизонтальность, вертикальность и строить последовательности. Можно предположить хорошие предпосылки к формированию логического мышления. Хотя испытуемому 6 лет, у него уже сформированы представления о горизонтальности и вертикальности (хотя в литературе отмечается, что дети рисуют горизонталь и вертикаль в 8-9 лет). Высокий уровень развития показали все испытуемые кроме 6 и 9.

По II субтесту высокие результаты выявлены у испытуемых 1,2,5 и 6. Можно предположить, что у них сформирована единая система координат, позволяющая оценивать взаиморасположение предметов в трех направлениях: слева-справа (горизонтальные отношения), сверху-снизу (вертикальные отношения) и спереди-сзади (отношения по глубине), что является основой пространственного мышления. У остальных испытуемых способность представлять пространственные отношения между предметами по высоте, ширине и глубине выражена хуже.

По III субтесту высокие баллы выявлены у испытуемых 6,7,8,9. У остальных оценки, ниже среднего уровня. В 1 задании испытуемый 6 проявил способность к абстрактному выбору, что является высоким уровнем способности выбирать. У остальных выбор основан на группировке по функциональным свойствам предметов, что является средним показателем. В задании 2 проявили способность комбинировать, т.е. рассматривать предметы по отношению к другим соседним предметам, испытуемые 6,7,8,9. У остальных способность комбинировать развита слабее. В 3 задании наиболее творчески представили свои рисунки испытуемые 2,8,9, что говорит о способности творчески представлять мысленные образы.

При оценке эмоционального компонента рисунков у испытуемых 2 и 3 наблюдается негативное эмоциональное содержание рисунков. В остальных рисунках преобладают нейтральные и положительные темы. По шкале оценки образа «Я» также обращают на себя внимание испытуемые 2 и 3. Их эмоциональная сфера требует дополнительного изучения.

В целом, средние показатели, полученные при обследовании детей, совпадают с нормативными данными, представленными в РТС.

6. Применение художественной деятельности в психокоррекции и психотерапии.

Необходимо заметить, что художественное искусство можно использовать как в диагностике, так и в психотерапии, а также в обучении, улучшая когнитивные навыки человека.

Первые попытки использовать в работе с детьми и подростками изобразительные приемы в качестве психотерапевтического и психо-коррекционного инструмента, а также стимулятора их психического развития, имели место еще в первой половине XIX в. На Западе всестороннее обоснование подобная практика получила в работах Г.Рида (Read К, 1943), Э.Крамер (Kramer Е., 1958, 1971) и др. Воздействие изобразительного искусства на человека называется art-therapy. Имеется определенный опыт такого рода работы и в России. Известно, что therapiaпереводится с латыни как «лечение», однако психологи и педагоги, работающие в этой области, не склонны считать, что используемые ими формы изобразительной работы ребенка имеют отношение к «лечению». Они предпочитают пользоваться терминами «эмоциональное воспитание», «эмоциональное образование», «развитие творческого начала» и т.д., более точно отражающими направленность их деятельности. Эти специалисты, чтобы не вызывать у персонала школ и самих детей каких-либо ассоциаций своих форм работы с «лечением», предпочитают называть проводимые ими индивидуальные и групповые занятия уроками или группами «художественного самовыражения». Методы арт-терапии используются для общей активизации детей, развития навыков социального взаимодействия, тренировки практических навыков, мобилизации креативности, самовыражения и развития когнитивных возможностей (включая навыки принятия решений) и т.д. Арт-терапевтические методы можно успешно применять в работе с детьми с различными видами психических отклонений. Их использование во многих случаях выполняет психотерапевтическую функцию, помогает ребенку справиться психологическими проблемами, восстановить эмоциональное равновесие или устранить нарушения поведения, способствует воспитанию детей, их гармоничному эмоциональному и интеллектуальному развитию. Существуют разные формы арт-терапевтической работы с детьми, перенесшими сексуальное насилие. Можно проводить работу с детьми, имеющими речевые нарушения, личностные расстройства, высокую степень умственной отсталости, задержкой психического развития и серьезными психическими заболеваниями, а также аутентичными детьми.

Существует большой арсенал арт-терапевтических методов, которые можно с успехом использовать для решения конкретных задач.

Таким образом, художественная деятельность занимает важное место в психологической практике и широко используется в диагностике, психокоррекции и психотерапии.

Рисуночный тест, созданный американским арт-терапевтом Р. Силвер, позволяет оценить пространственное мышление, творческие способности, эмоциональное состояние и отношение к себе и другим, то есть и познавательные, и эмоциональные особенности человека. Адаптация теста для России произведена под руководством председателя Арт-терапевтической ассоциации, кандидата медицинских наук А.И. Копытина.

Тест Сильвер может использоваться для выявления эмоциональных расстройств, в частности, склонности к депрессии, агрессии, суициду; для диагностики задержки психического развития. Тест исключительно полезен при работе с детьми и взрослыми, страдающими нарушениями речи и слуха.

Процедура тестирования и обработки результатов подробно описана в Методическом руководстве. Преимуществом Теста Силвер, в отличие от большинства рисуночных тестов, является то, что в результате Вы получаете количественные оценки, которые можно сравнивать с нормативными данными. Описание алгоритма обработки результатов иллюстрировано конкретными рисунками в Атласе, что, несомненно, облегчает освоение методики.

Стимульный материал содержит 3 цилиндра разных размеов и гипсовая фигура в качестве образцов для срисовывания, поле для размещения фигур, стандартные изображения с заданиями. В комплект входят также бланки для ответов и Атлас с примерами выполнения теста.
Время работы с тестом - 12-15 минут.
Тест можно использовать в работе с детьми старше 5 лет и взрослыми.

7. Техника трансгрессии

ВЕДОМОЕ РИСОВАНИЕ

1. Это один их самых мощных, наименее известных методов нетрадиционной психотерапии, разработанный Центром экзистенциальной психологии в г. Рютте (Германия). Ведомое рисование является составной частью экзистенциальной психотерапии вместе с такими методами, как трансперсональная работа с телом, культурные танцы, карты Таро и др.

2. Это метод, позволяющий вызвать творческий процесс «самоизлечение души" (Мария Гиппиус).

3. Это возможность посредством существующих в природе человека "праформ" соприкоснуться с древнейшей мудростью человечества и взять необходимые для себя знания. Такое соприкосновение с коллективным бессознательным - чрезвычайно эффективное средство обогащения своей личности.

4. Ведомое рисование представляет собой один из методов арттерапии. Это рисование "рукой", а не "разумом" или "глазами". Позволяет решать следующие задачи:

- осознание своих глубинных проблем,

- отреагирование накопленной агрессии, превращение ее в ресурс (когда агрессия переходит в про-грессию или транс-грессию),

- установление более полной связи между душой и телом,

- использование ресурсных зон своей личности,

- обращение к бессознательным и трансперсональным сферам личности

- доступ к бессознательному и интеграция личности, минуя сознательный уровень, непосредственное осознавание.

5. Ведомое рисование не требует от клиента никакой специальной подготовки, способностей и навыков в рисовании. Это то, что может делать абсолютно каждый.

6. Обязательна дополнительная работа с телом, движениями, мандалами, медитативными техниками.

7. Требуется весьма основательная специальная подготовка ведущего.

РИСОВАНИЕ ПРАФОРМ

Существуют всего три графических архетипических символа: вертикаль (позвоночник) - развитие, рост, дух, стремление, творчество; горизонталь (раскинутые руки) - земля, опора, надежность, устойчивость, форма; чаша (таз) - эмоции, чувства, гибкость, пластичность, изменчивость, принятие.

От архетипических графических символов “произошли” так называемые праформы (а уже от них - символы, то, что нам наиболее известно и знакомо).

Все праформы условно делятся на две группы: женские и мужские. Женские - мягкие, округлые. Мужские - жесткие, прямые.

 

ЖЕНСКИЕ ПРАФОРМЫ

КРУГ- Универсальный символ. Означает целостность, непрерывность, изначальное совершенство, наиболее естественное состояние, содержащее самость, неявленность, бесконечное, вечное (отсутствие времени). Бессознательное состояние, неразделенность внутреннего и внешнего, своего «Я» и окружающего мира, заключенность и защищенность в большом, целом (ребенок в утробе матери). Круг олицетворяет Драгоценную жемчужину. Три концентрических круга символизируют прошлое, настоящее и будущее в их взаимодействии. Но круг может превратиться в “тюрьму”. Тогда он раз-вивается, образуется спираль.

СПИРАЛЬ- развитие, которое еще не осознанно и не направлено к определенной цели. Человек еще не знает, как конкретно он может проявить себя. Это “Великая мать” (спирали в матриархальных культурах). Но если «Великая мать» не разжимает своих объятий, то спираль начнет с-виваться и превратится в лабиринт (культуры на рубеже смены матриархата и патриархата, напр. Крит, кельты и др.)Если объятия разжимаются, то образуются дуга и чаша.

ДУГА- человек начинает осознавать свой потенциал, отделяться. Дуга - защита, крыша (возникновение арки в различных культурах). Это эгоизм. Но если законная потребность охранять свою территорию возводится в абсолют, то такой человек погибнет (захлебнется в собственном соку).

ЧАША - один из трех архетипических символов, спокойно воспринимающее, принимающее классическое женское начало (все женские обереги имеют форму чаши, см. символику любых систем). Это альтруизм. Но если все принимать без разбора, то наступит пресыщение. Дуга - полная независимость от внешнего мира, чаша - полная зависимость от внешнего мира. Абсолютный эгоист и абсолютный альтруист - существа одинаково нежизнеспособные. Следовательно, необходимо и то, и другое. И тогда появляется

ВОЛНА - круг течет в становлении и смерти волны. Уже есть направление, хотя и неосознанное. Это лишь зачатки сознания как такового. Это стадия, переходная к мужским праформам.

 

МУЖСКИЕ ПРАФОРМЫ

ТОЧКА - начало и конец всего, она может стать любой фигурой, в ней имплицитно есть все. Человек осознает свой потенциал и готов его использовать. И появляется

ЛИНИЯ - осознанное действие, направление, целеустремленность, сила, насилие (здесь впервые появляется вина), резко выраженное «Я», воля, энергия. Это Отец (архетипы Юнга), который всегда знает, “как надо”. Но линия негибка, если она встречает препятствие, у нее два выбора - пробить или обойти, обогнуть. Появляется

КВАДРАТ -здравый смысл, материальный интерес, воплощение в форме идеи. Всякая форма, символизируемая цифрой 4, - очень избыточна, схематична. Ему не хватает развития, движения, он слишком хорошо знает что возможно, а что - нет. Это остановка, но и максимальная устойчивость. Квадрат ищет движения, раскрытия и появляется

МЕАНДР -классический орнамент греческой (открытой) культуры. Он может течь, обтекать, изменять направление, но на каждом отрезке своего пути имеет четкую цель и волю. Но необходима еще большая степень свободы. И тогда появляется

УГОЛ -фигура, которая может стать кругом, линией, чашей. Огромное количество степеней свободы. Это состояние перехода к трансперсональному сознанию (человек начинает осознавать свое духовное единство со всем человечеством).

Единственная праформа, имеющая не мужское или женское содержание, а человеческое (т.е. и мужское, и женское одновременно) - это

ЛЕМНИСКАТА -соединение разъединенного, символ вечности, бесконечности, вселенной, беспредельности. Она содержит все прасимволы (точку - центр, момент квантового, т.е. качественного перехода; круги; крест - самую равновесную фигуру, отсюда его символика в любых системах; прямые, волну, дугу, чашу и т.п.). Это выход в новое измерение, где есть так и, одновременно, есть по-другому, нет мужчины и женщины, есть Человек (Андрогин - Греция, алхимия и пр.). Нельзя умереть, пока не родишься, и наоборот. Сила не в расслабляющей женской мягкости и не в мужском жестком самоутверждении, а в их взаимодополнении. Это выход за пределы возможного для здравого смысла. Это не дизъюнкция (или), а конъюнкция (и). В культурных символах лемниската только начинает появляться, зато она широко используется в различных изотерических системах.

Стадии развития сознания существуют в филогенезе и онтогенезе, следовательно закодированы символически в любых культурах, философских системах, религиозных представлениях, изотерических учениях. Праформы нашли отражение в истории архитектуры (круговое построение древних жилищ, возникновение арок и пр.), в этнографии ( ритуальные танцы, обереги, амулеты и т.п.), в науке (математика, физика, астрономия и др.).

 

ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ РАБОТЫ С ПРАФОРМАМИ

Приводится возможная схема и последовательность работы с праформами, хотя возможны варианты (в зависимости от терапевтической задачи). Следует отметить, что за один сеанс отрабатывается только одна фигура в одной позиции (например, только спираль с закрытыми глазами левой рукой).

1. Спираль (левой рукой с закрытыми глазами 4-5 раз).

2. Спираль “закручивающуюся”, снаружи к центру и зафиксировать центр (левой рукой с закрытыми глазами 4-5 раз).

3. Спираль “раскручивающуюся”, зафиксировать центр и наружу (левой рукой, потом правой с закрытыми глазами 4-5 раз)

4. Спираль с выбросом в разные стороны (любой рукой с открытыми глазами 5-6 раз)

5. Спираль к центру и потом из центра без перерыва (разными руками с открытыми глазами сколько хочется).

6. Вертикали (опасность!) все левой рукой с открытыми глазами:

- произвольного размера,

- с зафиксированным началом внизу,

- с зафиксированным окончанием вверху,

- без фиксации начала и конца,

7. Чаша (по желанию глаза и руки, количество).

8. Жемчужина в чаше.

Отработка с телом, с дыханием, включение работы с точкой Хара, “мечи”, с равновесием и т.п.

Примечание: ноги все время на полу, следить за дыханием.

  • Написати нам

 

Пошук:

 

  • Нові надходження
  • Статті
  • Класика
  • Наші видання






©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.