Здавалка
Главная | Обратная связь

III. Федеральный компонент образовательного стандарта по изобразительному искусству.



Федеральный компонент содержит два стандарта по изобразительному искусству: для начального общего образования и основного общего образования.

Каждый из стандартов включает:

- цели;

- обязательный минимум содержания основных образовательных программ;

- требования к уровню подготовки выпускников.

Искусство – явление социальное, его специфика неповторима в других областях человеческой деятельности, поэтому приоритетные цели художественно-музыкального образования, лежат в области воспитания духовного мира школьников, развития их эмоционально-чувственной сферы, образного мышления и способности оценивать окружающий мир по законам красоты. Изучение изобразительного искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Вклад образовательной области «Искусство» в развитие личности выпускника основной школы заключается в развитии эстетического восприятия мира, художественно-творческих способностей, в воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и в искусстве, в обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере изобразительного и музыкального искусства, в сознательном выборе видов художественно-творческой деятельности, в которых подросток может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ – обобщенное содержание образования, которое каждое образовательное учреждение обязано предоставить обучающимся для обеспечения их конституционного права на получение общего образования. Обязательный минимум представлен в форме набора предметных тем (дидактических единиц), включаемых в обязательном порядке в основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Обязательный минимум распределяет учебный материал по ступеням общего образования, обеспечивает их преемственность и представляет обучающимся возможность успешно продолжить образование на последующих ступенях (уровнях) образования.

Обязательный минимум по изобразительному искусству включает основные ценности и достижения национального и мирового искусства, фундаментальные понятия, связанные с языком художественной выразительности изобразительных (пластических) искусств, определяющие общие мировоззренческие позиции человека и обеспечивающие условия для социализации, интеллектуального и общекультурного развития учащихся, формирования их социальной и функциональной грамотности в сфере искусства.

Обязательный минимум не устанавливает порядок (последовательность) изучения предметных тем в рамках ступеней общего образования и не определяет нормативы учебного времени, отводимые на изучение данной предметной темы в рамках учебной программы.

В обязательном минимуме прямым шрифтом выделено содержание, изучение которого является объектом контроля и оценки в рамках итоговой аттестации выпускников. Курсивом выделено содержание, которое подлежит изучению, но не является объектом контроля и не включается в требования к уровню подготовки выпускников.

Такой подход к представлению обязательного минимума расширяет вариативность подхода к изучению учебного материала. Представляет возможность его разноуровнего изучения.

Требования к уровню подготовки выпускников – установленные стандартом результаты освоения выпускниками обязательного минимума федерального компонента государственного стандарта общего образования, необходимые для получения государственного документа о достигнутом уровне общего образования. Требования разработаны в соответствии с обязательным минимумом, преемственны по ступеням общего образования и учебным предметам. Требования задаются в деятельностной форме (что в результате изучения данного учебного предмета учащиеся должны знать, уметь, использовать в практической деятельности и повседневной жизни). Требования служат основой разработки контрольно-измерительных материалов для государственной аттестации выпускников образовательных учреждений, реализующих программы основного общего и среднего (полного) общего образования

Необходимо учитывать разницу между Минимумом содержания образования и Требованиями к уровню подготовки учащихся. Минимум – это то, что каждый учитель обязан дать школьнику в области искусства, а ученик может освоить. То есть минимум – это уровень предъявления государством в лице конкретного образовательного учреждения такого содержания художественного образования, ниже которого школа не имеет права работать. Требования обращены к ребенку и представляют тот минимум содержания материала, который он должен освоить. Стандартом предусмотрен большой люфт между минимумом и требованиями, но нельзя ориентировать учебный процесс только на требования, так как это резко снизит уровень художественного образования. Школа должна реализовать обязательный минимум содержания, представленный в стандарте иимеет право расширить содержание образования, которое может быть освоено учащимися в соответствии с их возрастными возможностями.

 

IV. Концептуальные подходы, составляющие основу разработки образовательного стандарта по предмету.

 

Содержательная новизна стандарта.

Обязательный минимум содержания государственного стандарта по искусству впервые раскрывается в двух взаимосвязанных и взаимообусловленных разделах, определяющих главные позиции художественного образования в школе: основы эстетического восприятия и изобразительной/музыкальной культуры и опыт художественно-творческой/музыкально-творческой деятельности в их единстве.

В отличие от общепринятого представления о стандарте как унификации, сужающей значение предмета до перечня дидактических единиц, смысл данного образовательного стандарта по искусству заключается в том, что его содержание мыслится как ядро, оболочка которого может расширяться, наполняясь новыми аспектами, усиливающими его интеллектуальный и эмоциональный потенциал. Общие цели образовательной области «Искусство» конкретизируются по предметам «Изобразительное искусство» и «Музыка», отражая специфику каждого вида искусства.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.