Здавалка
Главная | Обратная связь

Рекомендации по формированию временных представлений у детей с выраженными нарушениями интеллекта



 

Знакомство с единицами времени способствует уточнению временных представлений у детей. Знание количественных единиц измерения помогает сравнивать и оценивать по продолжительности промежутки времени, выраженные в тех или иных единицах времени. Такие единицы времени, как месяц и год, сутки, час и минута изучаются во 2 классе, а век и секунда - в 3 классе. Необходимо формировать у детей конкретные представления о каждой единице времени. Чтобы подготовить детей к восприятию единиц времени, необходимо во 2 классе продолжить систематическую работу с календарем, начатую в 1 классе. Подводя итоги и обобщая наблюдения, полезно обращать внимание детей на последовательность месяцев и количество дней в каждом месяце. При записи даты в тетрадях следует также почаще задавать вопросы на выяснение последовательности месяцев.

Понятие о сутках раскрывается через близкие детям понятия о частях суток - утро, день, вечер, ночь. Кроме того, опираются на представление временной последовательности: вчера, сегодня, завтра. Учитель предлагает перечислить, чем они были заняты от вчерашнего утра до сегодняшнего утра, что будут делать с вечера до завтрашнего вечера. Такие промежутки времени,- сообщает учитель,- называют сутками. Дети устанавливают, сколько суток проходит со вчерашнего вечера до завтрашнего вечера и т. п. Объясняют пословицу: «День и ночь - сутки прочь». Далее можно провести аналогичную работу по календарю.

Следующими рассматриваются час и минута. Конкретные представления о соответствующих промежутках времени также формируются через практическую деятельность детей, через наблюдения.

Обучение проводится на всех уроках. Уделяется большое внимание формированию представлений о временах года, проводились практические занятия, экскурсии с целью наблюдения за сезонными изменениями в природе, в жизни людей. Полученные знания закрепить на уроках рисования, ручного труда, музыки.

Овладение данными знаниями помогает детям с выраженными нарушениями интеллекта понять смысл изменений, происходящих в природе и в жизни людей, связанных с понятием времени и предотвратить трудности, возникающие у них при определении того или иного времени года по тем или иным временным параметрам.

У детей с выраженными нарушениями интеллекта формируется представление о названиях месяцев года, умения и навыки определения их последовательности, а также последовательности времен года.

Также проходит изучение понятий сутки, час, минута. Но все это дается детям с большими трудностями. Усвоение материала происходит только лишь в процессе практической деятельности, с использованием различных форм наглядностей:

1.Картинки с изображениями дня, ночи, вечера, утра; картинки с разными временами года, модель часов с движущимися стрелками и др. Закрепление

проходит в форме дидактических игр, на уроках развития речи, рисования, музыки. В результате этого дети убеждаются и запоминают, как много разных явлений, событий, связанных с временами года и вообще со временем. Дети с умственной отсталостью, так же как и нормально развивающиеся дети, закрепляют материал на уроках математики разными видами упражнений. Например: что можно сделать за одну минуту, за один час и т. д. Учитель поясняет, что такое сутки, сколько суток в неделе. У таких детей в процессе изучения временных представлений возникают трудности. Для них нужно проводить больше занятий, которые формируют представления о времени. Материал повторяется по нескольку раз на протяжении двух- трех уроков, чтобы закрепить знания в памяти. А память у детей с недостатками интеллекта, как известно, слабая, ее нужно чаще подпитывать.

Начинается работа по формированию понятия недели. Опыт показывает, что учащиеся постепенно запоминают названия дней недели и их последовательность, если ежедневно спрашивать их, какой сегодня день недели, какой день недели был вчера.

Ко второму классу учащиеся должны иметь большой запас наблюдений смены дней в течение недели. Закреплению последовательности дней недели способствует проведение дидактических игр.

Наряду с календарным понятием недели (неделя начинается в понедельник и заканчивается в воскресенье) следует дать учащимся и житейское понятие недели (если от данного дня пройдет семь дней, то пройдет неделя, от четверга до четверга прошла неделя).

Во втором классе учащиеся вспомогательной школы получают понятие о единице измерения времени-часе, знакомятся с прибором для измерения времени - часами.

Таким образом, дети должны научиться различать стрелки, называть их, должны знать, на какое число указывает минутная стрелка при определении целого часа, узнавать не только целый час, тот, который в данный момент наступил, но и по положению часовой стрелки определять, который час был и который будет.

В третьем классе дети учатся определять время с точностью до 5 минут.

Представления о временах года начинают формироваться с первого класса с наиболее типичного, ярко выраженного времени года, затем- с противоположным временем года, имеющим ярко выраженные признаки, потом с тем временем года, из оставшихся, которое имеет яркие признаки, в конце- наименее выраженное время года.

С понятием "год" учащиеся знакомятся в третьем классе (в годе 12 месяцев).

Одним из пособий, которое помогает сформировать понятие года, месяцев, дней недели является календарь.

При знакомстве с календарем показывают различные виды календарей, уточняют их назначение.

Весь процесс формирования временных представлений у детей с нарушением интеллекта проводится по следующим этапам:

1. По подражанию действиям взрослого.

2. По образцу действия взрослого.

3. По словесной инструкции взрослого.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В данной исследовательской работе мы рассмотрели особенности методики работы по формированию представлений о временах года у детей с выраженными нарушениями интеллекта.

В настоящее время одной из актуальных проблем продолжает оставаться проблема формирования временных представлений. Ее значение, имеющее кор-рекционную и практическую направленность, возрастает в контексте современного подхода к обучению учащихся с нарушением интеллекта.

Важнейшей предпосылкой успешной подготовки выпускников образовательных учреждений является наличие определенного уровня временных представлений уже в младшем школьном возрасте.

То, что мы называем восприятием времени, и есть не что иное, как отражение в нашем сознании объективного времени. Для ребенка отражение времени - сложная задача, поскольку это обусловлено как самой природой времени, так и его ролью в жизни детей. Особенно затрудняет восприятие времени детей с нарушением интеллекта.

В методической литературе отмечается, что школьники с нарушением интеллекта по сравнению с нормально развивающимися испытывают значительные трудности в усвоении способов восприятия и моделирования временных отношений и ориентировки во времени.

Проведенный констатирующий эксперимент в начальных классах для детей-имбецилов позволяет сказать, что при существующей, далеко не полностью разработанной методике формирования представлений о временах года дети испытывают значительные трудности, овладевая данным навыком, и в результате появляется большое количество ошибок при усвоении данных знаний, что заставляет задуматься о повышении эффективности данной методики, чему, собственно, и посвящена эта работа.

Методика работы по формированию представлений о временах года может быть перенесена на формирование других знаний:

1) закрепление понятий о цвете, форме, величине;

2) расширение кругозора детей и обогащение словарного запаса;

3) развитие и коррекция высших психических процессов: мышления, памяти, устной речи;

4) развитие мелкой моторики рук.

Методика по формированию представлений о временах года у детей с выраженными нарушениями интеллекта является на данный момент не полностью разработанной.

Дети с выраженными нарушениями интеллекта имеют специфические способности умственного развития, что и является причиной возникающих трудностей при овладении временными представлениями. Именно предупреждение данных трудностей у детей-имбецилов является сейчас актуальной проблемой в коррекционной педагогике.

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Аббасов М.Г. Особенности восприятия и понимания времени у умственно отсталых первоклассников // Дефектология. – 1983. - №5. – С. 35-41.

2. Абульханова-Славская К.Н., Брушлинский А.В. Филосовско психологическая концепция СЛ. Рубинштейна / К.Н.Абульханова - Славская, А.В.Брушлинская. – М. : Наука, 1989. – 243 с.

3. Актуальные проблемы методики обучения математике в начальных классах / Под ред. М.И. Моро, A.M. Пышкало. – М. : Педагогика, 1977. – 247 с.

4. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. / Под ред. А.А. Бодалева и др. – М.: Педагогика, 1980. – Т.1. 287 с.

5. Атаханов Р.А. К диагностике развития математического мышления // Вопросы психологии 1992. – №1 - 2. – С. 60-67 .

6. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды / Сост. М.Ю. Бабан-ский.– М.: Педагогика, 1989. – 559 с.

7. Бантова Н.А., Г.В.Бельтюкова Г.В. Методика преподавания математики в начальных классах / Н.А.Бантова, Г.В. – М. : Просвещение, 1984. – 335 с.

8. Баранов С.П. Сущность процесса обучения / С.П.Баранов.– М.: Просвещение, 1981. – 143 с.

9. Баранов С.П., Болотина JI.P., Сластенин В.А. Педагогика / С.П.Баранов, Л.Р.Болотина. – М.: Просвещение, 1987. – 368 с.

10.Барская Н.М. Индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения // Обучение во вспомогательной школе.– М.: Просвещение, 1973. – С. 16-26.

11.Березина Р.Л., Данилова В.В., Рихтерман Т.Д. и др. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях / Р.Л.Березина, В.В.Данилова. – М.: Просвещение, 1987. — 175 с.

12.Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / Н.А.Бернштейн. – М.: Медицина,1966. – 349 с.

13.Блехер Ф.Н. Дидактические игры и занимательные упражнения в первом классе / Ф.Н.Блехер. – М.: Просвещение, 1964.– 184 с.

14.Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2 т. / Под ред А.В. Петровского. – М.: Педагогика, 1979. Т. 1. – 304 с.

15.Богоявленский Д.Н., Менчинская Н.А. Психология усвоения знаний в школе / Д.Н.Богоявленский, Н.А.Мечмнская. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. – 347 с.

16.Болотова А.К. Психология временной организации деятельности личности / А.К.Болотова.– М.: МПГУ, 1995. – 56 с.

17.Бондаренко А.И. Дидактические игры в детском саду / А.И.Бондаренко. – М.: Просвещение, 1991.– 160 с.

18.Брадис В.М. Методика преподавания математики в средней школе / В.М.Брадис. – М. : Учпедгиз, 1954. – 504 с.

19.Василевская В.Я. Понимание учебного материала учащимися вспомогательной школы / В.Я.Василевская.– М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. – 89с.

20.Васильева М.И. Воспитывать ориентировку во времени. // Дошкольное ^ воспитание.–1959. - №4.– С. 27-31.

21.Власова Т.А., Лебединская К.С. Отбор детей во вспомогательную школу / Т.А.Власова, К.С.Лебединская. – М. : Просвещение, 1983. – 183 с.

22.Воспитание и обучение аномальных дошкольников /Под ред. В.В. Воронковой. — М. : Школа-Пресс, 1994. — 416 с.

23.Власова Т.А., Лебединская К.С. Отбор детей во вспомогательную школу / Т.А.Власова, К.С.Лебединская. — М. : Просвещение, 1983. — 137 с.

24.Воронина М. В. Представления о мерах времени у учащихся вспомогательной школы // Дефектология, 1996г., № 3

25.Гаврилушкина О. П., Соколова Н. Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников / О.П.Гаврилушкина, Н.Д.Соколова.— М. : Просвещение, 1980. — 72 с.

26.Еленьска Л. Методика арифметики и геометрии в первые годы обучения: пособие для учителей начальной школы / Людвика Еленьска ; пер. с пол. Н. З. Гречкина. – М. : Учпедгиз, 1960. – 176 с.

27.Леушина Л. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста / Л.М.Леушина. – М. : Просвещение, 1992. – 192 с.

28.Маллер А.Р., Цикото Г.В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубоким нарушением интеллекта / А.Р.Маллер, Г.В.Цикото. – М.,1988г. – 281 с.

29.Метлина Л. С. Математика в детском саду / Л.С.Метлина. – М.: Просвещение, 1984. – 255 с.

30.Минскин Е.М. От игры к знаниям / Е.М.Минскин. – М. : Просвещение, 1987. – 192 с.

31.Моро М.И., Пышкало А.М. Методика обучения математике в 1-3 классах / М.И.Моро, А.М.Пышкало. – М. : Просвещение, 1975. – 336 с.

32.Обучение учащихся первых - пятых классов вспомогательной школ / под ред.В. Г. Петровой. – М.,1982. – 271 с.

33.Павлов И.П. Избранные труды / Под ред. Проф. М.А. Усиевича. – М.: Учпедгиз, 1954.– 415 с.

34.Певзнер М.С., Лубовский В.И. Динамика развития детей олигофренов / М.С.Певзнер, В.И.Лубовский. – М.: АПН РСФСР, 1963. – 223 с.

35.Перова М.Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида / М.Н.Перова. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 408 с.

36.Пинский Б.И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников / Б.И.Пинский.– М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. – 319 с.

37.Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). (Составители: Л.А. Вохмянина, Т.В. Игнатьева, Е.О. Яременко).– М.: Просвещение, 1998.– 298 с.

38.Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста / Т.Д.Рихтерман.– М.: Просвещение, 1991. – 49 с.

39.Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии / С.Л.Рубинштейн. – СПб.: Питер, 1999. – 720 с.

40.Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника / С.Я.Рубинштейн.– М.: Просвещение, 1986. – 155 с.

41.Синев В.Н. Коррекция интеллектуальных нарушений у учащихся вспомогательной школы / В.Н.Синев.– М., 1988. – 45 с.

42.Соловьев И.М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей. Сравнение и познание отношений предметов / И.М.Соловьев.– М.: Просвещение, 1966. – 224 с.

43.Спиркин А.Г. Происхождение категории пространств // Вопросы философии. 1956. – №2. – С. 87-96.

44.Труднев В.П. Внеклассная работа по математике в начальной школе / В.П.Труднев.– М.: Просвещение, 1975. – 176 с.

45.Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6т. Т.5. / Сост. С.Ф. Егоров.–М.: Педагогика, 1990. – 528 с.

46.Фребель Ф. Воспитание человека / Ф.Фребель//Избр. пед. соч.– М., 1956.–С. 125-134.

47.Хилько А.А. Математика. Учебник для 2 класса вспомогательной школы / А.А.Хилько.– М.: Просвещение, 1988. – 320 с.

48.Цыбульский Н.В. Календарь: прошлое, настоящее, будущее. – М.: Просвещение, 1982.– 80 с.

49.Шевченко Т.С. Формирование представлений о времени и пространстве у детей дошкольного возраста средствами искусства / Т.С.Шевченко.– Ростов на Дону, 1999.– 160 с.

50.Эк В.В. Математика. Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / В.В.Эк. – М.: Просвещение, 2001. – 248 с.

51.Элькин Д.Г. Восприятие времени / Д.Г.Элькин. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. – 98 с.

52.Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника / Д.Б.Эльконин. – М.: Знание, 1974. – 64 с.

 

Источник: Немов Р. С. "Психология в 3-х томах". - Том 3, стр. 124







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.