Здавалка
Главная | Обратная связь

Реализация деятельностного, практикоориентированного и личностноориентированного подходов.



Стандарт ориентирован на деятельностное освоение искусства, реализующееся в таких исконно творческих видах деятельности как рисование, лепка, художественное моделирование, сообразных природе ребенка и природе художественного творчества, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать художественно-творческие способности, возможности и интересы учащихся. В процессе художественной деятельности происходит развитие творческого воображения и художественно-образного мышления учащихся.

Практическая, жизненная направленность содержания образования обусловлена современными социокультурными условиями и воспитывающей функцией искусства, ориентирована на утверждение национальных и общечеловеческих ценностей, становление и социализацию личности ученика в современном мире. В содержании образования по искусству нашли отражение следующие аспекты: повышение роли гражданственно-патриотического воспитания (знакомство с традиционным русским искусством, его истоками, видами, ценностными ориентирами) и формирование более широкого, толерантного отношения к иным культурам; приобретение начальной компетентности слушателя, зрителя, художника и исполнителя; способность различать позитивные и негативные влияния масс-культуры, манипулирующей общественным сознанием; интеграция полученных знаний в собственной художественно-творческой деятельности; умение организовать свой культурный досуг. Все это будет способствовать воспитательному воздействию искусства на личность школьника.

В содержание образования по изобразительному искусству включены темы, соответствующие современным требованиям жизни: книжный и промышленный дизайн, зрелищные и экранные искусства, художественная фотография. Особый акцент сделан на приобретение учащимися умений ориентироваться в современном информационном пространстве (дизайн, плакаты, пиктограммы, реклама, зрелищные искусства).

В содержании стандарта учитывается личностная направленность образования, впервые учащимся предоставляется свобода самоопределения в видах и формах художественного творчества, реализованная в индивидуальных и коллективных работах над проектами.

 

Формирование ключевых компетенций.

В содержании образования по изобразительному искусству учитывается направленность на формирование целостной системы универсальных знаний, умений и навыков по предмету и способов самостоятельной творческой деятельности, т.е. ключевых компетенций.

 

Ориентация на формирование общих учебных умений, навыков и обобщенных способов деятельности.

В результате освоения содержания основного общего образования по изобразительному искусству у учащихся формируются следующие общеучебные умения, навыки и универсальные способы деятельности:

в познавательной деятельности– использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, моделирования и др.); определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого; умение разделять процессы на этапы; выделение характерных причинно-следственных связей; сравнение, сопоставление, классификация по одному или нескольким предложенным основаниям; творческое решение учебных и практических задач: умение искать оригинальное решение; самостоятельное выполнение различных художественно-творческих работ, участие в проектной деятельности;

в информационно-коммуникативной деятельности: адекватное восприятие художественных произведений и способность передавать их содержание; умение вступать в общение с произведением искусства и друг с другом по поводу искусства, участвовать в диалоге; выбор и использование адекватных выразительных средств языка и знаковых систем; использование различных источников информации;

в рефлексивной деятельности: оценивание своих учебных достижений и эмоционального состояния; осознанное определение сферы своих интересов и возможностей; владение умениями совместной деятельности и оценивание своей деятельности с точки зрения эстетических ценностей.

Занятия искусством способствуют развитию ассоциативности и образности мышления, умению использовать язык различных видов искусства, при восприятии художественных произведений и в самостоятельной творческой деятельности; самоопределению в видах и формах художественного творчества, воспитывают «родственное внимание» к миру, чувство сопереживания к другому человеку.

Формирование информационной культуры учащихся.

Современный человек должен ориентироваться в постоянно возрастающем потоке поступающей к нему информации. Искусство является мощным и эффективным средством связи, оно издревле способствовало развитию взаимоотношений между городами и странами, давало импульс к обмену не только материальными ценностями, но и техниками, идеями, технологиями.

Искусство является каналом связи, не только между отдельными людьми сегодняшнего дня, но и между народами, эпохами, городами, странами. Знание языка искусства и обладание эмоционально-образным, ассоциативным мышлением обеспечивает человеку информационная связь с людьми различных эпох и национальностей. Искусство предоставляет человеку уникальную возможность участвовать в непосредственном диалоге с выдающимися личностями прошлого и современности, получать информацию не только об объективном мире, но о субъективном восприятии этого мира художником.

Искусство полифункционально. Одной из его функций является семиотическая, которая состоит в сохранении и передаче в системах знаков и символов художественных ценностей.

 

Приоритетные направления в преподавании предмета.

Основой преподавания изобразительного искусства является его деятельное освоение, на первый план выходит опыт творческой деятельности, который в новом стандарте становится более разнообразным и вариативным. Более того, раздел, связанный с постижением школьниками основных закономерностей живописи, графики, скульптуры, архитектуры, дизайна, декоративно-прикладных и зрелищных искусств вытекающих из их изобразительной природы, и самих произведений искусства, прежде всего, предполагает не просто знакомство с авторами произведений, а собственно художественную деятельность.

Непосредственное участие детей в разнообразной художественно-творческой деятельности воспитывает эстетическую культуру, которая является важнейшим фактором духовного становления личности, формирования ее идеалов, вкусов и потребностей, развивает творческие способности ребенка, его индивидуальность и дарования.

Опыт творческой деятельности учащихся включает в себя актуальные умения и навыки выразительной передачи окружающего мира с его собственной интерпретацией.

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературы, при прохождении отдельных тем рекомендуется использовать межпредметные связи с биологией (строение растений, животных, пластическая анатомия человека, связи в природе), историей (образ эпохи и стиль в искусстве, выдающиеся события истории - исторический жанр в искусстве), математикой (геометрия), физикой (оптика), технологией (технологии художественной обработки материалов), информатикой (компьютерная графика).

 

V. Соотношение содержания стандартов, примерных, авторских и рабочих программ.

Примерные программы по изобразительному искусству для основного общего образования составлены на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования. Примерные программы конкретизируют содержание предметных тем образовательного стандарта, дают примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Примерные программы выполняют две основные функции:

информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Примерная программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников (а также может использоваться при тематическом планировании курса учителем). При этом авторы учебных программ и учебников могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.

Содержание примерной программы направлено на приоритетное развитие художественно-творческих способностей учащихся при эмоционально-ценностном отношении к окружающему миру и искусству. Отечественное (русское, национальное) и зарубежное искусство раскрывается перед школьниками как эмоционально-духовный опыт общения человека с миром, как один из способов мышления, познания действительности и творческой деятельности. В примерных программах выделяются такие закономерности изобразительных (пластических) искусств, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации и которые могут стать основой тематизма авторских и рабочих программ.

Обучение изобразительному искусству в школе не должно сводиться к технократической, узко технологической стороне. Постижение основ языка художественной выразительности выступает не как самоцель, а как средство создания художественного образа и передачи эмоционального отношения человека к миру.

Содержание обучения в примерной программе дано крупными блоками. Такое построение программы позволяет создавать различные модели курса изобразительного искусства, варьировать содержание учебников, различными средствами распределять учебный материал и время для его изучения как внутри одного класса, так и между классами.

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературы, при прохождении отдельных тем рекомендуется использовать межпредметные связи с биологией (строение растений, животных, пластическая анатомия человека, связи в природе), историей (образ эпохи и стиль в искусстве, выдающиеся события истории - исторический жанр в искусстве), математикой (геометрия), физикой (оптика), технологией (технологии художественной обработки материалов), информатикой (компьютерная графика).

Материал, который в обязательном минимуме содержания основных образовательных программ выделен курсивом подлежит изучению, но не включается в требования к уровню подготовки выпускников, введен в основное содержание примерной программы также с выделением курсивом.

Примерная программа «Изобразительное искусство рассчитана на 140 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 14 учебных часов (или 10 %) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

Созданные на основе примерной программы авторские учебные программы и учебники должны логически развивать идеи начальной школы, способствовать формированию опыта художественно-творческой деятельности, способности к эстетическому освоению мира в процессе приобщения к общечеловеческим ценностям, запечатленным в произведениях изобразительного искусства, воспитанию эмоционально-нравственного отношения к миру и осознания себя в этом мире.

Рабочая программа составляется учителем на основании примерной или авторской программы, при этом 10% учебного времени он может использовать по своему усмотрению.

 

VI. Рекомендации по использованию действующих УМК.

При организации изучения Изобразительного искусства, выборе учебников и УМК, а также составлении поурочного планирования рекомендуется руководствоваться следующими документами:

- стандарт общего образования по изобразительному искусству;

- примерная программа по изобразительному искусству.

 

На данном этапе введения стандарта учитель может использовать существующие программы и учебники по изобразительному искусству, соотнося их содержание с содержанием обязательного минимума.

В примерной программе предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 14 учебных часов (или 10 %) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

Работая по любому учебно-методическому комплекту, учителю важно помнить, что преподавание искусства в школе требует особых методов художественно-эстетического воспитания. Главный – метод художественного уподобления, состоящий в эмоциональном слиянии зрителя с чувствами и позицией автора произведения. Для вхождения человека в состояние уподобления, сопереживания, открытости к восприятию искусства любой урок необходимо строить, используя принципы театральной драматургии. Второй метод – метод поэтапных открытий: постепенность вживания в тему, раскрытие через переживание различных ее граней. Третий метод единства восприятия и созидания: любое эстетическое переживанию по поводу воспринимаемого художественного произведения можно выразить в собственной художественно-творческой деятельности. Следующий метод – метод широких ассоциаций направлен на творческую интерпретацию содержания художественного произведения. Каждый человек воспринимает художественное произведение субъективно, соотнося его с собственным жизненным опытом, общение же с искусством помогает достраивать этот опыт. Близок методу широких ассоциаций метод актуализации личного опыта ребенка. Активизировать деятельность ребенка, повысить его мотивацию к общению с искусством поможет метод индивидуальной и коллективной поисковой работы. Необходимо направлять ребенка на выполнение любого задания учителя творчески, но творчество немыслимо без свободы, поэтому следующий метод – метод свободы в системе ограничений. Использование на уроке искусства метода диалогичности позволяет научить ребенка общаться с произведением искусства, вступать с ним в диалог, ибо общение с искусством всегда диалогично. Для активизации мышления используется метод сравнений, когда из веера возможностей разного решения проблемы ребенок может выбрать одну. Для активизации деятельности используется метод коллективных и групповых работ.

 

Результаты обучения.

В результате обучения изобразительному искусству в основной школе учащиеся получают знания об основных видах и жанрах изобразительных (пластических) искусств, выдающихся представителях русского и зарубежного искусства и их основных произведениях; наиболее крупных художественных музеях России и мира; овладевают основами изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция); применяют художественно-выразительные средства графики, живописи, скульптуры, художественного конструирования в своем творчестве; определяют средства выразительности при восприятии произведений; анализируют содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства; ориентируются в основных явлениях русского и мирового искусства, узнают изученные произведения; объясняют роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества; эстетически оценивают явления окружающего мира, произведения искусства и высказывают суждение о них; используют различные художественные материалы в своем творчестве (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы); пользуются средствами художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция) в самостоятельной творческой деятельности: рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).

 

 


[1] Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся как составляющая федерального компонента устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. В настоящее время эти нормативы определяются в соответствии с Санитарно-эпидемио-логическими правилами и нормативами (СанПиН 2.4.2. 178-02), зарегистрированными в Минюсте России 05.12.02 г., рег. № 3997.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.