Здавалка
Главная | Обратная связь

Темы для самостоятельного изучения



Материалы для проведения контрольных работ

 

1. История управленческой мысли и возникновение научного менеджмента. Рационалистический подход. Ф. Тейлор, Лилиан и Френк Гилберты.

2. Классическое направление в менеджменте. Процессный под­ход. Анри Файоль, Г. Эмерсон. Рациональная бюрократия Макса Вебера.

3. Школа человеческих отношений в менеджменте. Элтон Мэйо, Мери Паркер Фоллетт, Дуглас Мак-Грегор.

4. Системный подход к управлению. Честер Бернард, Питер Друкер, концепция «7—S».

5. Ситуационный подход. Концепция стратегического управле­ния. Количественные теории управления. Игорь Ансофф.

6. Научные взгляды на управление в России. Методика рацио­нализации трудовых движений МВТУ. Разработка НОТ. А.А. Бог­данов, О.А. Есманский, П.М. Керженцев, А.К. Гастев и др. Идея комплексного подхода к управлению.

7. Отбросьте негодную формулу — история учит лишь тому, что ничему не учит. Возьмите на вооружение другую — Istoria est magistra vite. Проанализируйте данные рекомендации.

8. Изучите 3-4 публикации, посвященные проблемам управления в контексте международных моделей менеджмента, проанализировать, выявить особенности каждой модели на современном этапе.

9. В чём заключается сущность понятия «эффективность менеджмента». На каких принципах основываются конкретные подходы к выявлению эффективность управления организацией в социальной сфере.

10. Обосновано ли с учетом использования в русском языке слов «менеджмент» и «управление», утверждение К. Хэйлс, что менеджмент как понятие шире, чем управление, поскольку менеджмент - это всеобщая человеческая деятель­ность, а управление это специфическая деятельность профессио­налов-менеджеров.

11. Можно ли отметить, что классификация менеджеров по об­ластям менеджмента, выполненная К. Хэйлс, имеет сходство с отечественной классификацией, предлагающей выделять в аппа­рате управления руководителей, специалистов и служащих? Ка­кую классификацию приняли бы вы? Как можно усовершенство­вать отечественную классификацию с учетом идей К. Хэйлс?

12. Можно ли в России использовать в настоящее время япон­скую модель подготовки управленческих кадров? Если нет, то насколько подходит западная модель? Возможно ли их соедине­ние и как?

13. Что такое менеджмент наука или искусство, практическая де­ятельность или аппарат ее исполняющий, точная наука или гума­нитарная?

14. Сравните положения старой и новой парадигм управления. Как бы вы их охарактеризовали, как противоположные или как взаимодополняющие, развивающие?

15. Проанализируйте различные подходы к выделению принци­пов управления. Какие из принципов управления содержатся в большинстве из них? Какие, настолько специфичны, что содер­жатся только у одного автора?

16. Какова общая идея метода сценариев?

17. Какова технология графического построения дерева решений?

18. Каково влияние управленческого решения на качество продукции?

19. В чем различия между концепциями «работа на процесс» и «работа на результат» и к чему сводится специфика принятия решения в том и в другом случае?

20. Какое место в общей структуре решений отводится тактическим решениям?

21. Для чего менеджеру было бы целесообразно структурировать организацию, выделяя в ее рамках отдельные управленческие зоны? Эта его деятельность связана как-то с проблемой и процедурой принятия решений?

22. В чем различия между такими понятиями, как «доведение решения до исполнителя» и «согласование принимаемых решений»?

23. В каких ситуациях менеджер обычно пользуется спонтанным методом принятия решений?

24. Бинарные и многовариантные решения: в чем схожесть и различие?

25. Выявите сущность управленческих функций, а также роль, которую играет выделение в организации (на предприятии) управленческих функций.

26. Составьте тезаурус функций управления организацией, отразив в нём общие функции управления, конкретные функции управления, а также функции управления ресурсами, процессами. Результатами.

27. Выявите соотношения между функциями управления ресурсами (запасами, финансами, персоналом и т.д.), функциями управления процессами, функциями управления результатами в деятельности менеджера организации (социальной, производственной, образовательной)

28. Мотивация как психологический феномен, как функция управления.

29. Теории мотивации, возможности их применения в современной ситуации в России.

30. Выделите на ваш взгляд важнейшую функцию менеджмента в социальной организации, в производственной организации. Поясните своё мнение.

31. Особенности планирования в организации – виды планирования, этапы осуществления функции планирования, принципы пла­нирование.

32. Выявите возможности перехода в малом бизнесе к стратегическому планированию. Разработайте свои предложения по формулированию миссии конкретной организации. Какие элементы она может включать? Какие цели может ставить перед собой организация?

33. Методы, процедуры анализа внутренней и внешней среды организации. Какие основные стратегии действий предприятия вы знаете?

34. В чем заключается взаимосвязь различных подходов к выде­лению внутренних переменных - модель «Алмаз» Г. Ливитта, мо­дель 7-S консалтинговой компании МакКинси, 5 факторов М. X. Мескона, интегральный подход 3. П. Румянцевой, синтезирую­щее предложение В. Н. Парахиной. На каком из вариантов оста­новились бы вы, если было бы необходимо проанализировать внутреннюю среду организации, выделить ее сильные и слабые стороны?

35. Осуществите ПЭСТ – анализ внешней среды для образовательной организации. Ранжируйте факторы в порядке значимости при анализе внешней среды и внутренней среды образовательной организации? Какая из внутренних переменных - цели, технология или лю­ди — наиболее важная? Как тип производства влияет на применяемую технологию? Какие изменения в технологии позволили индивидуализиро­вать массовое производство?

36. Есть ли факторы, которые оказывают на вашу организацию (предприятия города, края, области, республики или РФ в целом) резко отрицательное влияние? Как отразить эту угрозу или смяг­чить это воздействие? Кто должен предпринять эти меры?

37. Насколько значимым фактором внутренней среды является организационная культура? Есть ли ее проявления в той органи­зации, где работаете или учитесь вы? Можно ли считать, что факторы внешней среды косвенного воздействия влияют на организацию слабее, чем факторы прямо­го воздействия? Почему? Какие факторы внешней среды влияют на вашу организацию? Проранжируйте их по силе влияния на деятельность органи­зации.

38. Какие исходные данные (нормативы, постановления, поло­жения, инструкции, законы, конъюнктура рынка и др.) необходимо иметь для планирования:

а) строительство объекта производственного (торгового, склад­ского, вспомогательного и т. д.) объекта;

б) объемы и сроки поставки сырья, материалов, комплектующих изделий рабочего оборудования, силового оборудования, быстро изнашиваемого инвентаря и снаряжения и т. д.;

в) сроки выхода производства на полную мощность;

г) издержки производства и обращения;

д) расчетную прибыль предприятия;

е) другие показатели краткосрочных, среднесрочных и долго­срочных (перспективных) планов организации?

39. Управление по целям – основные идеи и технологии реализации. В чем заключается управление по целям?

40. Эффективный контроль. Какими свойствами должен обладать контроль, чтобы быть эффективным? Почему сфера контроля оказывает существенное влияние на структуру организации?

41. Оцените эффективность контроля по следующим показателям – стратегическая направленность, ориентация на результаты, соответствие виду деятельности, своевременность контроля, гибкость, простота, экономичность, широта.

42. Оцените обстоятельства, которые могут привести могут привести к необъективности контроля в организации.

43. Какова роль коммуникаций в управлении?

44. Какие существуют модели коммуникаций?

45. Какие этапы осуществляются в коммуникационном процессе?

46. Чем вызваны трудности в восходящих и нисходящих потоках?

47. Какие методы межличностных коммуникаций известны?

48. Какие существуют коммуникационные стили и роли?

49. Какие коммуникационные барьеры препятствуют межличностным коммуникациям?

50. Какие существуют способы улучшения организационных коммуникаций?

51. Как формируется коммуникационное пространство организации?

52. Дайте определение конфликта и перечислите его основные признаки. В чем отличие деструктивного и конструктивного конфликта?

53. Что относится к организационно-управленческим причинам конфликта?

54. Что такое конфликт между личностью и группой? Какие причины его вызывают?

55. Сформулируйте основные направления деятельности менеджера по предупреждению конфликтов?

56. Каковы факторы эффективности менеджмента: экономические, организационные, технические, социальные.

57. Каковы методики расчета эффективности менеджмента исходя из принципов:

- учета факторов времени;

- учет затрат и результатов за жизненный цикл товаров;

- применение к расчету системного подхода;

- применение к расчету комплексного подхода;

- обеспечение многовариантности технических и организационных решений;

- обеспечение сопоставимости вариантов по исходной информации;

- измерение эффекта и эффективности для службы управления персоналом.

Вопросы к экзамену

 

 

1. Понятие менеджмента организации. Менеджмент как система, менеджмент как процесс.

2. Условия и факторы возникновения и развития менеджмента организации.

3. Основные этапы развития менеджмента как науки. Дайте характеристику каждого этапа.

4. Основные школы управления. Классическая школа управления. Охарактеризуйте вклад Ф. Тейлора, Г. Гантта, Ф. и Л. Гилбрет в развитие классической школы управления.

5. Основные школы управления. Административный подход в управлении. Охарактеризуйте вклад А. Файоля в развитие классической школы управления.

6. Бихевиоризм и школа человеческих отношений. Дж. Элтон Мэйо и его Хотторнские эксперименты. А. Маслоу и его теория иерархии потребностей. Р. Стогдилл и его теория лидерства.

7. Школа управленческой науки. Вклад Дж. Вудворд в развитие теории управления.

8. Системный и ситуационный подходы в управлении. В чем суть этих подходов? Опишите достоинства и недостатки обоих подходов.

9. Формирование российской науки и практики управления производством. Опишите роль в развитии отечественной управленческой науки А. Л. Ордин-Нащекина, И.Т. Посошкова, В.Н. Татищева, М.В. Ломоносова, П.А. Столыпина.

10. Научная организация труда и становление научного управления социалистическим производством. Охарактеризуйте вклад А.К. Гастева в развитие отечественной науки управления.

11. Место менеджмента в целостной концепции деловых функций.

12. Уровни управления организацией.

13. Дайте определение функций управления. Опишите различные подходы к выделению общих функций управления. Общие и конкретные функции управления.

14. Основные виды управленческого мастерства.

15. Законы управленческой деятельности.

16. Принципы менеджмента.

17. Основные должностные обязанности менеджера. Какими факторами они обусловлены?

18. Общая схема управленческой деятельности.

19. Организация как объект управления. Ключевые признаки организации. Организационные характеристики социальных систем.

20. Внутренняя и внешняя среда организации. Анализ и оценка внешней среды.

21. Структуры управления. Линейная, функциональная, линейно-функциональная и матричная структуры управления. Чем определяется выбор структуры управления в организации? Назовите достоинства и недостатки перечисленных структур.

22. Управленческое решение. Классификации управленческих решений.

23. Основные требования к управленческим решениям и условия их достижения.

24. Основные этапы разработки управленческих решений. Особенности процесса принятия решений.

25. Цели в менеджменте. Виды целей. Требования к целям. Способы представления системы целей в организации.

26. Процесс целеполагания. Управление по целям. Цикл УПЦ. Достоинства УПЦ.

27. Условия и факторы, определяющие качество управленческих решений.

28. Функция планирования. Соотношение процедуры принятия решения и процедуры планирования.

29. Процедура планирования. Многоступенчатость процесса планирования.

30. Виды планирования: стратегическое, тактическое, оперативное, календарно-оперативное.

31. Методы планирования. Вертикальное планирование. Планирование «сверху-вниз», «снизу - вверх», встречное планирование. Горизонтальное планирование.

32. Сетевое планирование. Сетевой график. Достоинства и недостатки метода сетевого планирования.

33. Принципы планирования. Методы повышения эффективности планирования.

34. Организация как функция управления. Одиннадцать шагов по выполнению функции организации.

35. Схема выполнения менеджером организующей функции. Принципы осуществления функции организации.

36. Полномочия субъектов управления. Виды полномочий.

37. Делегирование полномочий. Цели делегирования. Основные концепции делегирования полномочий.

38. Этапы делегирования полномочий. Причины затруднения процесса делегирования.

39. Мотивирующая функция руководителя. Этапы мотивации. Содержательные теории мотивации.

40. Процессуальные теории мотивации. Методы и принципы мотивации.

41. Контроль как функция управления. Смысл, предмет и инструмент контроля.

42. Виды и этапы управленческого контроля.

43. Требования к процессу контроля.

44. Управление как коммуникационный процесс. Коммуникационное правило менеджера и работника.

45. Классификация, элементы и этапы коммуникаций. Системы кодирования информации. Каналы коммуникаций.

46. Особенности межличностных коммуникаций. Условия эффективной обратной связи при межличностных коммуникациях.

47. Методы, средства и способы межличностных коммуникаций. Трудности в осуществлении межличностных коммуникаций.

48. Способы совершенствования межличностных коммуникаций.

49. Организационные коммуникации. Субъекты организационных коммуникаций. Коммуникационная структура организации.

50. Формы и методы организационных коммуникаций. Способы повышения эффективности организационных коммуникаций.

51. Коммуникационная политика организации. Коммуникационное пространство организации.

52. Групповая динамика. Понятие малой группы. Причины объединения людей в малые группы. Основные признаки малой группы.

53. Виды малых групп в организации. Этапы формирования малых групп. Основные характеристики малой группы.

54. Формальные группы в организации и их виды. Преимущества группового характера принятия решения. Условия использования групповой формы принятия решений.

55. Команда и процесс формирования команды.

56. Неформальные группы и их особенности. Групповые роли. Негативные и позитивные характеристики неформальных групп.

57. Взаимовлияние личности и группы. Основные виды влияния на личность и группу.

58. Межгрупповое взаимодействие в организации. Основные формы межгрупповых отношений. Способы повышения эффективности деятельности групп в организации.

59. Лидерство и руководство в организации. Стиль управления и элементы его определяющие.

60. Подходы к изучению стиля руководства.

61. Власть и влияние в управлении. Формы власти и формы влияния.

62. Понятие эффективности, результативности, производительности в менеджменте. Показатели эффективности управления и их определение.

63. Определение факторов роста эффективности управления в современных условиях.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.