Здавалка
Главная | Обратная связь

РАЗДЕЛ 4. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ



 

Курсовая работа начинается с введения. Здесь формулируются положения, которые определяют весь ход работы. Во введение включают: обоснование актуальности избранной темы, формулирование объекта, предмета, цели и задач исследования.

Определяя объекти предмет исследования, следует помнить, что объект – фрагмент, часть реальности, на которую направлен научный поиск. Предмет исследования – узкая, четко очерченная часть реальности, которую непосредственно исследуют; зафиксированные в опыте, включенные в процесс практической деятельности человека стороны, качества и отношения исследуемого объекта с определенной целью при данных условиях[3]. Таким образом, объект и предмет исследования, как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на него и направленно основное внимание студента, именно предмет исследования определяет тему курсовой работы, которая обозначается на титульном листе как ее заголовок.

Задачи исследования должны быть согласованны с темой, целью, объектом и предметом исследования. Формулируя задачи исследования, нужно не описывать действия, а объяснять, с какой целью вы делаете тот или другой шаг и как это способствует достижению цели.

Цель курсовой работы – это ожидаемый результат вашей работы, который позволяет решить проблему, поставленную в курсовой работе.

Введение курсовой работы завершает информация об общей структуре работы (отмечается общее количество страниц, и имеющиеся структурные элементы курсовой работы).

Актуальность темы – обязательное требование курсовой работы. Обоснование выбора темы предусматривает освещение ее важности, существенного значения, соответствия темы исследования современным потребностям определенной области науки, практическим задачам соответствующей сферы деятельности. Она характеризует соотношение между тем, что по данной проблеме уже известно, а что исследуется студентом впервые. Изложение актуальности темы касается проблемы исследования, ее научного значения и раскрывает состояние разработки данной темы, подавая обзор наиболее ценных и актуальных источников с указанием на освещенные в них проблемы.

При изучении состояния проблемы целесообразна следующая последовательность работы:

Ø ознакомление с определениями основных понятий, которые касаются темы, используя словари и энциклопедии. В них часто можно найти ссылку на наиболее известные работы в определенной области и на ученых, которые сделали основной вклад в исследование явления, которое изучается;

Ø составление библиографии в рамках темы, которая вас интересует, с помощью систематического каталога. Следует просмотреть несколько разделов каталога, которые попадают в смысловое поле исследования; ознакомится со справочными и библиографическими изданиями по психологии, общественным наукам. На основе библиографической подготовки создается представление о количестве публикаций по теме, которая интересует, об актуальности проблемы, определяются авторы, которые больше всего работали с проблемой.

Собранные материалы могут быть скомпонованы в хронологическом порядке, таким образом, изложение будет описывать этапы исследования проблемы отечественными и зарубежными учеными.

Однако логическое построение имеет преимущества для углубленного понимания природы явления, которое изучается. В обзоре литературы обязательно должны быть названы фамилии авторов, чьи идеи или экспериментальные результаты пересказываются или обобщаются. Необходимо указать конкретные публикации авторов или автора, который стал посредником, источник информации об авторе, идеи которого заинтересовали. Если в работе подается цитата, которая была взята не из первоисточника, а из работы другого автора, то в конце цитаты в скобках указывается источник, с которым работали[4].

После основного текста размещают заключение. В заключении содержатся главные научные результаты, полученные студентом. Заключение имеет форму синтеза научной информации, накопленной в основном тексте, т.е. последовательное, логическое, четкое изложение всех результатов и их соотношение с общей целью и конкретными задачами, сформулированными во введении. Это обобщенная итоговая оценка выполненной работы, в которой отмечается: в чем заключается основное содержание работы; какие важные научные результаты сделаны; теоретическая и практическая ценность исследования.

В заключении необходимо сделать ударение на том, что цель исследования достигнута и все поставленные задачи решены. В заключении подводятся краткие итоги по каждому разделу курсовой работы, причем максимум внимания отводится результатам, полученным в последнем (практическом) разделе.

В конце курсовой работы (после заключения) приводится список литературы. Библиографический аппарат курсовой работы – это ключ к использованным автором источникам. Именно из него можно сделать вывод о степени ознакомления студента с имеющейся литературой по исследуемой проблеме.

Данный раздел включает составленный по действующим правилам перечень использованных литературных источников. Количество источников, которые должны быть использованы при написании курсовой работы, зависит от характера избранной студентом темы и должен содержать не менее 10 наименований по каждому разделу работы. Библиографические описания в списке следует пронумеровать.

Сведения об источниках, которые включены в список литературы, необходимо давать согласно требованиям межгосударственного стандарта (ГОСТ 7.1-2003. Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления (принят Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 12 от 2.07.2003 г.)).

Библиографические ссылки оформляется в соответствии с национальным стандартом «ГОСТ 7.0.5-2008. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления» (утв. и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 28.04.2008 N 95-ст), который введен в действие с 01 января 2009 года. Данный стандарт устанавливает общие требования и правила составления библиографической ссылки: основные виды, структуру, состав, расположение в документах. Стандарт распространяется на библиографические ссылки, используемые в опубликованных и неопубликованных документах, на любых носителях и предназначен для авторов, редакторов, издателей.

По каждому источнику следует приводить такие данные: фамилия и инициалы автора, полное название книги (статьи, журнала), город, издание, название издательства, год издания, номер журнала, страницы (первую и последнюю), на которых статья или тезисы опубликованы или количество страниц в книге. При ссылке на сборники работ – данные об авторе, название статьи, полное наименование сборника, город и издательская организация, год и номера страниц, на которых расположена эта статья[5].

Составляя описание, необходимо придерживаться таких требований: использовать элементы описания, которые отвечают межгосударственным стандартам; придерживаться единой формы написания элементов описания и последовательности их расположения; точно воссоздавать сведения об использованном источнике.

В курсовой работе, кроме текстовой формы, для представления результатов можно использовать и графические формы: чертежи, диаграммы, пространственно-графические описания, таблицы, графики, которые выносятся в приложения.

Приложения не являются обязательным элементом курсовой работы и не входят в основной лимит объема ее печатного текста. Вместе с тем приложения повышают уровень доверия к полученным исследователем научным результатам, удостоверяют их достоверность.

В приложениях размещают вспомогательный материал, необходимый для полноты восприятия исследования: статистические данные, результаты анализа управленческих решений, юридических дел, таблицы вспомогательных цифровых данных, тексты (проекты) нормативно-правовых актов, разработанных студентом, описание частных методик и результатов исследования, иллюстрации вспомогательного характера и др.

Приложения обязательно делают тогда, когда теоретический или эмпирический материал весьма велик. Основную его часть подают в приложениях, а главные положения и идеи с соответствующим анализом – в основном тексте курсовой работы. При этом дается соответствующая ссылка.

Иллюстративный материал, как в тексте работы, так и в приложениях следует подавать на стандартных белых листах или наклеивать на них.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.