Здавалка
Главная | Обратная связь

Д) Формулирование целей и задач работы



В определении цели работы намечается стратегическая программа всего исследования.

Цель исследования – это то, что в самом общем виде автор должен или намерен достигнуть в итоге работы, т.е. для чего выполняется работа, какой ожидается конечный результат. Для формулировки цели можно использовать следующие глаголы: разработать, обосновать, проанализировать, обобщить, выявить и т.д.

Задачи исследования темы намечают пути, средства и методы достижения поставленной цели, т. е. исполняют роль тактического плана для обеспечения стратегической программы исследования в целом. Постановка задач наглядно демонстрирует, что необходимо сделать исследователю, чтобы добиться поставленной цели. Это обычно делается в форме перечисления (изучить, описать, установить, выявить, вывести формулу, разработать методику и т.п.). Формулировки этих задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав научной работы. Это важно также и потому, что заголовки глав рождаются именно из формулировок задач предпринимаемого исследования.

Таким образом, решение всех поставленных задач в итоге должно обеспечить выполнение поставленной цели. Задачи формируются в форме вопросов, на которые необходимо ответить для раскрытия темы. Эти проблемы выносятся в название соответствующих глав курсового сочинения.

Далее в работах эмпирического характера приводится гипотеза исследования - научное предположение, выдвигаемое для объяснения изучаемых явлений. Кроме того, общую гипотезу нередко конкретизируют в дополнительных частных гипотезах.

е) Методологическая основа работы;

Обязательным элементом введения научной работы является также указание на методы исследования, которые служат инструментом в добывании фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в работе цели.

Методспособ построения и обоснования системы философского и научного знания, совокупность принципов, приемов, правил и операций практического и теоретического освоения действительности. Слово методология происходит от греческого, что означает «путь исследования», «способ познания».

При характеристике методов исследования, необходимо объяснить, почему были использованы именно указанные методы. Использование тех или иных методов определяются целью и задачами исследования.

Общенаучные методы:

1) Методы эмпирического исследования - на эмпирическом уровне исследование реальности происходит без объяснения причинно-следственных связей; основная задача – характеристика объекта исследования

  • Описание
    • познавательная операция, состоящая в фиксировании результатов опыта (наблюдения или эксперимента) с помощью определенных систем обозначения, принятых в науке.
  • Наблюдение
    • целенаправленное пассивное изучение предметов, опирающееся в основном на чувственные способности человека. Наблюдение не позволяет исследователю влиять на изучаемый объект (принцип невмешательства). Основные требования к научному эксперименту – возможность контроля путем повторного наблюдения либо с помощью других методов.
  • Эксперимент
    • научно-поставленный опыт; активный целенаправленный метод изучения явлений в точно фиксированных условиях их протекания, который могут воссоздаваться и контролироваться самим исследователем.
  • Сравнение
    • познавательная операция, выявляющая сходство или различие объектов (либо ступеней развития одного и того же объекта, т.е. их тождество и различия. Оно имеет смысл только в совокупности однородных предметов, образующих класс.

2) Методы теоретического исследования - на теоретическом уровне исследователь пытается выявить и объяснить существование причинно-следственных связей в исследуемой реальности; выстраивает, классифицирует, систематизирует.

  • Теоретический анализ и синтез
    • мысленное разделение предмета с целью изучения его по составным частям (анадиз) и мысленное воссоединение целого из частей или соединение различных элементов, сторон объекта в единое целое (синтез). Синтез и анализ взаимодействуют друг с другом.
  • Функциональный анализ
    • установление связи отдельных элементов со всей структурой, системой (особенности развития, функции и роль элементов)
  • Абстрагирование и конкретизация
    • процесс мышления, в результате которого исследователь, отвлекаясь о т несущественного, образует понятия, восходя от конкретного к абстрактному, наполняя абстрактное конкретным содержанием, одновременно выделяя интересующие свойства. В результате образуются различного рода «абстрактные понятия», как отдельно взятые («развитие», противоречие»), так и их системы.
  • Обобщение
    • процесс установления общих свойств и признаков предмета. Тесно связано с абстрагированием.
  • Дедукция
    • знание, в рамках которого из общих положений выводится частное объяснение; восхождение процесса познания от общего к единичному.
  • Индукция
    • переход от частных моделей к общим. Движение мысли от единичного (опыта, фактов) к общему (их обобщение в выводах). Индукция и дедукция – противоположные, взаимодополняющие ходы мысли.
  • Метод аналогии
    • установление сходства в некоторых сторонах, свойствах и отношениях между нетождественными объектами. Т.е. на изучаемый объект, который исследователю не известен, переносятся знания с аналогичного объекта, уже изученного и известного исследователю. На основании выявленного сходства делается соответствующие вывод умозаключение по аналогии Аналогия дает не достоверное, а вероятностное знание.
  • Моделирование
    • метод исследования определенных объектов путем воспроизведения их характеристик на другом объекте – модели, которая представляет собой аналог того или иного фрагмента действительности (вещественного или мыслительного) – оригинала модели. По характеру модели выделяют материальное (предметное) и идеальное моделирование, выраженное в соответствующей знаковой форме. При идеальном моделировании модели выступают в виде графиков, формул и т.д. В настоящее время широко распространено компьютерное моделирование.
  • Системный подход
    • совокупность общенаучных методологических принципов (требований), в основе которых лежит рассмотрение объектов как систем. Специфика такого подхода ориентирует исследователя на раскрытие целостности развивающего объекта и обеспечивающих ее механизмов, на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину.
  • Структурный метод
    • строится на основе выделения в целостных системах их структуры – совокупности устойчивых отношений и взаимосвязей между ее элементами и их роли (функций) относительно друг друга. Структура понимается как нечто неизменное при определенных преобразованиях/
  • Генетический метод
    • выяснение происхождения и причин изучаемого явления, комплекса предшествующих условий, а не просто ссылка на действие общих законов и стадий развития.
  • Конциляционный метод
    • (фр. – примирение, соглашение) требует бережного отношения к работам своих предшественников, этического отношения к науке; ставит задачей исследователя соединить истины, присутствующие в каждой публикации по изучаемой теме.
  • Статистический метод

Кроме того, необходимо указать специальные методы, использованные при проведении исследования.

Пример формулировки этого раздела введения:

  • Исследование осуществлено при комплексном использовании общенаучных, специальных методов и методов теоретического исследования. Общенаучные методы исследования позволили дать характеристику объекту исследования. Универсальные методы (описание, сравнение, наблюдение) были использованы при анализе предмета исследования. Разобраться в нюансах темы позволили методы теоретического исследования, такие как теоретический анализ и синтез, функциональный анализ, абстрагирование и конкретизация, обобщение, методы дедукции и индукции, метод аналогии, системный подход, конциляционный и статистический методы.






©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.