Оценка наличия количественной связи между параметрами учебного процесса
Исследуемые параметры учебного процесса являются случайными величинами, поэтому для определения количественной связи между ними применяют статистические методы. В таблице 1 представлены исходные параметры экспериментальных наблюдений учебного процесса. Для выполнения задач анализа учебного процесса для группы студентов нас может интересовать, например, влияние посещаемости текущих занятий на результаты выполнения теста. В этом случае, мы полагаем посещаемость занятий X независимой переменной, а результаты тестирования Y – зависимой. Обработка экспериментальных данных таблицы параметров проводится для всех пар значений группы студентов. На первом этапе вычисляют среднеарифметические и значения, а также эмпирические дисперсии и : ; ; ; . Нас интересует наличие связи между X и Y , а также сила (теснота) этой связи. Для этого мы должны определить эмпирический коэффициент корреляции: . Этот коэффициент является выборочной оценкой для истинного коэффициента корреляции , который является мерой силы (тесноты) и направления линейной связи между значениями компонент случайного вектора (X,Y). Если < <1, то существует линейная связь между значениями , внутренняя природа которой более сложна, чем простая линейная функциональная зависимость. На основе полученного эмпирического коэффициента можно оценить наличие линейной связи между исследуемыми случайными параметрами. Для этого решается вопрос о статистической значимости полученного коэффициента. Выдвигается гипотеза , а затем проверяют, не противоречит ли она экспериментальным данным. Для этого находят эмпирический коэффициент корреляции [ ], вероятность превышения которого в рамках гипотезы не может быть больше заданного малого числа - уровня значимости. Если >[ ], то гипотеза отвергается и считают, что значимо отличается от нуля, так что . Следовательно, существует линейная связь между параметрами X и Y с доверительной вероятностью . При условии нормального распределения исследуемых параметров X и Y , проверку значимости коэффициента корреляции осуществляют по таблице, содержащей рассчитанные заранее критические значения коэффициентов корреляции. Так, для уровня значимости и числа степеней свободы m = n- 2 эти значения:
Например, значим ли эмпирический коэффициент корреляции , если он получен из выборки объема n = 22. Для m = n – 2 = 20 , с доверительной вероятностью 0,95 корреляция значима ( >0.42).
1.3 Пример вычисления и оценки связи между текущей успеваемостью и результатами тестирования
Для выборки
Условие: если то корреляция значима.
- корреляция незначима, отсутствует линейная связь между , т.е. между текущей успеваемостью и результатами тестирования. Для степени свободы с доверительной вероятностью 0,95, значимость полученного коэффициента корреляции определяется из условия: если то корреляция значима и линейная связь между существует, в противном случае наблюдаем отсутствие связи между . Здесь, - табличное критическое значение коэффициента корреляции с доверительной вероятностью 0,95. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Порядок выполнения Для выполнения лабораторной работы необходимо: 1. Использовать исходную таблицу параметров учебного процесса лабораторной работы № 1. 2. Выполнить анализ результатов учебного процесса в рамках следующих задач: a. Как зависят результаты текущей успеваемости от образовавшихся резервов учебного процесса. b. Как классифицируются студенты по результатам тестирования в зависимости от времени выполнения теста. c. Как классифицируются студенты по результатам теста в зависимости от резерва времени выполнения теста. d. Влияют ли результаты текущей успеваемости на результаты выполнения теста. e. Влияет ли посещаемость текущих занятий на: а) результаты этих занятий; б) результаты выполнения теста. 3. Определить зависимости, границы и классы студентов группы, а также координаты центров этих классов. 4. Составить таблицу значений центров классов для всех пар параметров. 5. Дать графическую иллюстрацию, полученных зависимостей и центров классов. 6. Оценить зависимости и влияние указанных параметров на основе оценки коэффициентов корреляции. 7. Сделать выводы по работе. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|