Здавалка
Главная | Обратная связь

Ограничения морфологического принципа орфографии



К ограничениям морфологического принципа орфографии относят явления двух типов:

1) связанные с правилами графики,

2) связанные с историческими чередованиями звуков.

Сравним написания падежных форм слов вода и земля: вод-а, земл-я, вод-ы земл-и, вод-ой земл-ей, вод-у земл-ю. Легко заметить, что одни и те же окончания (окончания одних и тех же падежных форм) обозначены на письме по-разному: и -я, -ой и -ей, -у и -ю, -ып-и. То же самое будет в окончаниях существительных других типов склонения: вол-акон-я, вол-у кон-ю,вол-ом кон-ём, сел-о пол-е, сел-а пол-я и т. п. То же во мн.ч.: вод-ы зёмл-и, вол-ы кон-и, сёл-а пол-я, вол-ам кон-ям, вол-ами – кон-ями, о вол-ах о кон-ях. То же в окончаниях прилагательных: нов-ая син-яя, нов-ую – син-юю, нов-ыми син-ими и т. п.; в суффиксах: пис-а-тьгул-я-ть и т. п.

Все это зависит от характера предшествующих согласных: после твердых согласных окончания и суффиксы (или их начала)обозначаются буквами типа а, после мягких – буквами типа я. Это, следовательно, типичный пример применения слогового принципа графики. Но так как это проявляется не в разных, а всякий раз в какой-либо одной и той же морфеме, то создается впечатление, что тут имеют место определенные отступления от морфологического принципа: одни и те же морфемы пишутся по-разному. Но такие написания возникли по требованию правил графики, и орфография отменить их не может, поэтому принято считать, что здесь не нарушения, а лишь ограничение морфологического принципа: сфера его действия ограничена определенными предписаниями графики. Сюда можно отнести также замену и на ы в положении после приставок на твердые согласные: играть разыграть, итог подытожить, история предыстория, искусный безыскусный и т. п.

2. Ограничения морфологического принципа орфографии, идущие от исторических чередований звуков.

Исторические чередования звуков всегда чередования разных фонем, каждая из которых может быть и в сильной, и в слабой позиции. Поэтому и буквенное обозначение их может быть опорным, т. е. создаваться по правилам графики, и проверяемым, создаваемым по правилам орфографии. Например: нога – ножной, поэтому и ног ножка; мазать мажу, поэтому мазь мажь; лезу лазить, следовательно, перелезать лазейка и т. п.

Таким образом, исторические чередования звуков приводят к разному буквенному обозначению одних и тех же морфем (маз-атьмаж-у и т. п.), но это никак не затрагивает морфологического принципа, так как находится в сфере графики; в своей же сфере (обозначение звуков слабых позиций) орфография и здесь добивается обычно единства: разновидности морфем, включающие исторически чередующиеся звуки, обозначаются одинаково – по сильной позиции этих звуков: маз-ать мазь, маж-у мажь и т. п. Здесь уместно заметить, что морфологический принцип орфографии характеризуется не абстрактными стремлениями к единству написания морфем, а к единству лишь в пределах позиционных чередований звуков.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.