Здавалка
Главная | Обратная связь

Модуль 1. От античности к XIX веку



Раздел № 1. Античная литература (6 ч.)

Понятие «античной литературы». Периодизация. Связь античной культуры с современностью. Античная мифология. Литература Древней Греции. Гомеровский эпос. Греческая лирика классического периода (Архилох, Солон, Мимнерм, Алкей, Сапфо, Анакреонт, Пиндар). Зарождение и развитие древнегреческой трагедии (Эсхил, Софокл. Еврипид). Древнеаттическая и новоаттическая комедия (Аристофан, Менандр). Проза классического периода: философская, ораторская, историография. Эллинистический период. Александрийская поэзия, греческий роман.

Литература Древнего Рима. Связь римской литературы с греческой. Римская трагедия (Сенека) и комедия (Плавт, Теренций). «Золотой век» римской литературы (I в. до н.э.) – расцвет поэзии (Катулл, Вергилий) и прозы (Цицерон). «Энеида» Вергилия – римский эпос. Римская историография. Эволюция римского романа: «Сатирикон» Петрония, «Метаморфозы, или Золотой Осел» Апулея.

Раздел № 2. Средневековая литература (4 ч.)

Общая характеристика Средневековья. Культура и история эпохи. Специфика развития литературы. Средневековый эпос: родовой (ирландские саги, исландские песни «Старшей Эдды», англосаксонский эпос) и феодальный («Песнь о Роланде», «Песнь о моем Сиде», «Песнь о Нибелунгах»). Рыцарская культура. Куртуазная лирика и рыцарский роман. Роман о Тристане и Изольде. Артуровские романы. Городская литература зрелого Средневековья. Предвозрождение в Италии. Итальянский город в XIII-XY вв.: социально-политическая борьба и культурное развитие. Данте Алигьери – поэт рубежа двух эпох. «Новая жизнь». Научно-философские трактаты Данте. Аллегорический смысл и композиция «Божественной комедии».

Раздел № 3. Литература эпохи Возрождения (4 ч.)

Общая характеристика эпохи. Специфика ренессансной литературы. Периодизация итальянского Возрождения. Значение научной и литературной деятельности Ф. Петрарки. Трактат «Моя тайна». «Книга песен»: жанр сонета, образ возлюбленной. «Декамерон» Дж. Боккаччо и европейская ренессансная новеллистика. Кризис итальянского гуманизма. Деятельность Н. Макиавелли. Трактат «Государь». Поэма Т. Тассо «Освобожденный Иерусалим». Возрождение в Германии. Реформация. Сборник «Письма темных людей». Жизнь и творчество Эразма Роттердамского. Возрождение во Франции и религиозные войны. «Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф. Рабле. Английский Ренессанс. Баллады о Робин Гуде. «Утопия» Т. Мора. Расцвет театра. Жанровое многообразие творчества У. Шекспира: исторические хроники, трагедии, комедии, сонеты. Возрождение в Испании. «Дон Кихот» М. Сервантеса. Пьесы Лопе де Вега.

 

Раздел № 4. Литература XVII века (4 ч.)

Основные развития западноевропейской литературы XYII века. Испанское барокко. П. Кальдерон. Французский классицизм: философская основа и эстетические принципы. Драматургия П. Корнеля и Ж. Расина. «Высокая комедия» Ж.-Б. Мольера. Английская литература XYII века. Роль буржуазной революции, пуританство. Политическая деятельность Дж. Мильтона, его поэма «Потерянный рай». Германия в XYII веке. События Тридцатилетней войны в романе Г. Гриммельсгаузена «Симплиций Симплициссимус».

 

Раздел № 5. Литература XVIII века (6 ч.)

Эпоха Просвещения. Историко-политические, философские, эстетические идеи просветителей. Просветительский классицизм, рококо и сентиментализм. Эволюция английского романа. Д. Дефо и Дж. Свифт. Трактат Монтескье «Дух законов» и его персидские письма. Мировоззрение Ф. Вольтера, его поэзия, драматургия, философские повести. Д. Дидро и «Энциклопедия». Общественная и литературная деятельность Ж.-Ж. Руссо. Комедии П.-О. Бомарше. Движение «Буря и натиск» в Германии. Эстетические взгляды Г.Э. Лессинга и их выражение в его художественном творчестве. Эволюция творчества И.В. Гете. Лирика Гете. Выражение просветительского идеала античности в трагедии «Ифигения в Тавриде». «Страдания юного Вертера», трагедия «Фауст». «Разбойники» Ф. Шиллера и штюрмерство. Драмы «Заговор Фиеско» и «Дон Карлос». Трагедии «Валленштейн», «Мария Стюарт», «Орлеанская Дева». Драма «Вильгельм Телль».

Раздел № 6. Литература XIX в. Ч. 1. Романтизм (6 ч.)

Социально-политические и философские предпосылки развития романтизма в разных странах. Основные принципы эстетики и поэтики романтизма. Основные этапы развития романтизма в Германии. «Генрих фон Офтердинген» Новалиса. Творчество Э.Т.А. Гофмана. Английская романтическая поэзия. Дж. Г. Байрон. В. Скотт как создатель жанра исторического романа. Своеобразие французского романтизма. Образ «сына века» в произведениях Сенанкура, Констана, Мюссе. Роль А. де Ламартина, А. де Мюссе, В. Гюго в реформе лирической поэзии. Французский романтический театр. Драматургия А. де Мюссе, А. де Виньи, В. Гюго. Романное творчество Ж. Санд, В. Гюго. Основные этапы развития американского романтизма. Новеллистика Э. По.

Раздел № 7. Литература XIX в. Ч. 2. Реализм (6 ч.)

Реализм как художественный метод и литературное направление. Реалистическая литература во Франции. Историзм П. Мериме («Жакерия», «Хроника времен Карла IX). Новеллистика Мериме. Романы Ф. Стендаля «Красное и черное». «Пармская обитель». О. де Бальзак. Проблематика и структура «Человеческой комедии». Декадентские черты в творчестве Ш. Бодлера и Г. Флобера. Исторический и социальный пессимизм Г. Флобера. Современное общество в романе «Госпожа Бовари». Исторический роман «Саламбо». История и личность в «Воспитании чувств». Английский реализм. Движение чартистов. Творчество Ч. Диккенса. Эволюция диккенсовского романа от «Оливера Твиста» к «Домби и Сыну» и «Большим надеждам». Сатира У. Теккерея: «Книга снобов», «Ярмарка тщеславия». Своеобразие немецкого реализма. Творческая эволюция Г. Гейне.

Модуль 2. Литература конца XIX – XX вв.

Раздел № 8. Литература рубежа XIX – XX вв. (6 ч.)

Пути развития зарубежной литературы к. XIX – н. XX вв. Характеристика ведущих литературных направлений. Реализм и натурализм. Эстетика декаданса. Феномен мировой литературы. Французская литература. «Биологическая и общественная история одной семьи в эпоху Второй империи» в «Ругон-Маккарах» Э. Золя. Новеллистика Ги Де Мопассана. Проблематика романа «Милый друг». Идейная и творческая эволюция Р. Роллана. Цикл драм «Театр революции». Повесть «Кола Брюньон». Эпопея «Жан-Кристоф». Особенности философской проза А. Франса. Роман «Таис», тетралогия «Современная история». Сатирическое изображение истории цивилизации в «Острове пингвинов». Философское осмысление истории в романе «Боги жаждут». Английская литература. «Сага о Форсайтах» Дж. Голсуорси – роман-эпопея. Европейское движение «новой драмы» и Дж. Б. Шоу. Английский эстетизм (О. Уайльд). Неоромантические тенденции в английской литературе. Немецкая литература. Творчество Г. и Т. Маннов. Американская литература на рубеже веков. Жанр новеллы в творчестве О’Генри и М. Твена. Исторические романы Твена. Творчество Дж. Лондона и Т. Драйзера.

 

Раздел № 9. Литература первой половины XX века (6 ч.)

ХХ век как литературная эпоха, периодизация. Ведущие литературные направления. Новые черты реализма. Связь декаданса и модернизма. Первая мировая война как важный исторический рубеж. Литература «потерянного поколения. Экзистенциализм в философии и литературе.

Французская литература. Первая мировая война в творчестве А. Барбюса. Авангардизм во Франции (неосимволизм, дадаизм, сюрреализм, кубизм). Модернизм (М. Пруст, А. Жид) и реализм (Р. Роллан, Р. Мартен дю Гар, А. де Сент-Экзюпери). «Литературный экзистенциализм». Концепция человека у Ж.-П. Сартра. Мысли об абсурдности бытия в эссеистике и прозе А. Камю. Немецкая литература. Экспрессионизм. Тема «потерянного поколения» в романах Э. М. Ремарка. «Интеллектуальный роман» Т. Манна. Философские романы Г. Гессе. «Эпический театр» Б. Брехта. Литература Австрии. Ф. Кафка – представитель пражской немецкоязычной литературы. Английская литература. Модернизм. Дж. Джойс и В. Вульф. Роман-антиутопия О. Хаксли «О дивный новый мир». Р. Олдингтон – представитель литературы «потерянного поколения». Драматургия Б. Шоу.Литература США. Социально-политические тенденции. Публицистическая направленность американской литературы. Феномен «масовой культуры». Послевоенное творчество Т. Драйзера. «Век джаза» в романах Ф.С. Фицджеральда. «Потерянное поколение» и Э. Хемингуэй. Южноамериканская школа. Художественная манера У. Фолкнера.

Раздел № 10. Литература второй половины XX века (7 ч.)

Развитие новейшей зарубежной литературы. Осмысление глобальных последствий цивилизации и экологического кризиса. Проблема «массовой культуры». Литература и современные средства информации. Тесное соприкосновение искусства со всей сферой гуманитарного знания. Постмодернизм – новейшая художественная система.

Французская литература. Литература Сопротивления, майские баррикады 1968 года. Творчество Р. Мерля. «Антидрама» и «антироман». Шозизм. К. Симон, Ж. Перек, С. де Бовуар. Романы П. Модиано, Ф. Бегбедера. Английская литература. Движение «сердитых молодых людей». Интерес к жанру антиутопии и притчи в послевоенной литературе: «1984» Дж. Оруэлла и «Повелитель мух» У. Голдинга. Особенности «серьезных» и «развлекательных» романов Г. Грина. Творчество А. Мердок. Черты постмодернизма в творчестве Дж. Фаулза. Немецкая литература. Социально-политическая обстановка в Германии после 1945 г. Разделение страны и его последствия. Литературы ГДР и ФРГ. «Магический реализм» Г. Казака. Творчество Г. Белля. Специфика сатиры Г. Грасса. Творчество П. Зюскинда. Швейцарская немецкоязычная литература (М. Фриш, Ф. Дюрренматт). Литература США. «Битники» в американской литературе. Творчество Т. Уайлдера, Дж. Сэлинджера, Дж. Хеллера. Утопия и фантастика в романах Р. Брэдбери и К. Воннегута. Функции мифа в романе Дж. Апдайка «Кентавр». Американская драматургия: А. Миллер и Т. Уильямс. Своеобразие литературы стран Латинской Америки. Аргентина: эссе и новеллы Х.Л. Борхеса, понятие «игры» в романах и новеллах Х. Кортасара («Игра в классики», «62. Модель для сборки», «Ночью на спине, лицом кверху»). Бразилия: романы Ж. Амаду («Мертвое море», «Генералы песчаных карьеров», «Дона Флор и два ее мужа). Колумбия: творчество Г.Г. Маркеса, художественная условность в его романе «Сто лет одиночества».







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.