Практическое занятие 10. Английский эстетизм. Роман О. Уайлда «Портрет Дориана Грея»
1. Формирование английского эстетизма. Влияние идей Дж. Раскина и У. Пейтера. "Братство прерафаэлитов". 2. Своеобразие творческого метода О. Уайльда. Уайльд и эстетизм. 3. Концепция "чистого искусства" в эстетике О. Уайльда: соотношение искусства и жизни, понятия искусства и красоты; вопрос о назначении искусства. 4. Реализация эстетических принципов О. Уайльда в философско-символистском романе «Портрет Дориана Грея»: а) проблематика романа; б) тема искусства в романе; идейное значение образов Бэзила Холлуорда и Сибилы Вэйн; в) идейная и композиционная роль образа лорда Генри; г) тема красоты в романе; сущность трагедии Дориана Грея; д) роль парадокса в романе.
Литература: 1. Аникин А. Эстетика Джона Рескина и английская литература XIX века. - М.,1986. 2. Аникст А.А. Оскар Уайльд. – В кн.: Уайльд О. Избранные произведения в 2-х т. М., 1960, т.1. 3. Ланглад Ж. Оскар Уайльд, или Правда масок.- М., 2006. 4. Урнов М.В. Ужасные дети. – В кн.: Урнов М.В. На рубеже веков. М., 1970. 5. Эллман Р. Оскар Уайльд: биография / пер. с англ. – М., 2000.
Практическое занятие 11. Пьеса Г. Ибсена «Кукольный дом» как образец «новой драмы» 1. Г. Ибсен как основоположник «новой драмы». Общая характеристика «новой драмы». 2. Место пьесы «Кукольный дом» в творческой эволюции Ибсена. Специфика аналитической драмы. 3. Сущность конфликта, его развитие. Внешний и внутренний конфликт. Эволюция сознания Норы. 4. Особенности ретроспективной композиции. Функции «тайны». Специфика развязки. 5. Подтекст в пьесе. Роль символов. Литература: 1.Адмони В.Г. Генрик Ибсен: Очерк творчества. Л., 1989. 2. Зингерман Б.И. Очерки истории драмы 20 века. М., 1979. 3. Неустроев В.П. Литература скандинавских стран (1870-1970). М., 1980. 4. Хейберг Х. Генрик Ибсен. М., 1975. 5.Храповицкая Г.Н. Ибсен и западноевропейская драма его времени. М., 1979. 6.Шах-Азизова Т.К. Чехов и западноевропейская драма его времени. М., 1966.
Практическое занятие 12. Тема «потерянного поколения» в зарубежной литературе. Роман Э.М. Ремарка «На западном фронте без перемен» 1. Тема “потерянного поколения” в мировой литературе первой половины ХХ века. 2. Жизненный и творческий путь Э.М. Ремарка. Фронтовая тематика романов, антивоенная, антифашистская направленность творчества. Пацифистский индивидуализм Ремарка. 3. “На Западном фронте без перемен” Э.М. Ремарка – “попытка рассказать о поколении, которое погубила война, о тех, кто стал жертвой, даже если спасся от снарядов”: а) Образы Пауля Боймера и его товарищей в романе. Ощущение “потерянности”, одиночества, обреченности, утрата юношеских иллюзий. б) Крушение либеральной идеи уникальности личности. Потеря индивидуальности. Человек как объект манипуляции. в) Тема бессмысленности и преступности войны. Вопрос об ответственности поколений. г) Тема «двух Германий» в романе: демагоги в тылу и обманутые ими жертвы в окопах. д) Жанровые особенности книги (психологическая повесть-плач). Способы выражения авторской позиции.
Литература: 1. Лейтес Н.С. Немецкий роман 1918-1945 гг. (Эволюция жанра). Пермь,1995 2. Павлова Н.С. Типология немецкого романа. 1900-1945.М., 1982 3. Николаева Т.С. Творчество Ремарка-антифашиста. Саратов, 1983 ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|