Здавалка
Главная | Обратная связь

Расположение рисунка

Формы и направления линий

Мало гнутых линий, много острых углов — агрес­сивность, плохая адаптация в обществе.

Преобладающие горизонтальные штрихи — сла­бость, боязненность, постоянная обеспокоенность соб­ственной безопасностью или женственность.

Вертикальные линии — самоуверенность, реши­тельность, повышенная активность, упрямство, настой­чивость.

Преобладание кривых линий свойственно женствен­ной или конфликтной личности.

Прямые, жесткие штрихи — агрессивность, упрям­ство, настойчивость.

Постоянное изменение направления штриховки — обеспокоенность возможно, незащищенность.

Твердые уверенные штрихи — безопасность, упор­ство, решительность, амбициозность.

Прерванные, зигзагообразные линии — чувство без­защитности, медлительность, зависимость.

Длинные линии предполагают импульсивный, легко возбудимый темперамент.

Штрихи справа налево — признак интроверсии, изо­ляции.

Штриховка от себя — агрессия, экстраверсия.

Брайан Шелби анализирует некоторые формы ли­ний, характерные для ребенка 4—6 лет.

1. Твердая уверенная линия — решительность, во­левой характер, ясность мысли, хорошее эмоциональ­ное равновесие.

2. Чрезмерно сильный нажим (линия прервана от того, что при нажиме сломался карандаш) в случае, ес­ли такие линии характерны для рисовальщика, то это проявление сдерживаемой агрессии, эмоциональной не­уверенности, склонности винить себя и «падать духом».

3. Сильный нажим, линия прерванная, кривая — недостаточная вера в себя, в свои силы, боязнь совер­шить ошибку.

4. Равномерная, правильно выполненная линия без перегибов при нажиме на карандаш, слегка волнооб­разной формы — развитый ум, хитрость, душевное равновесие, самообладание, отсутствие тревоги.

5. Неточная, легкая и прерывистая линия — нере­шительность, подверженность колебаниям, боязнь взять на себя инициативу, рискнуть. «Это робкий ребе­нок, имеющий, возможно, проблемы с питанием и страдающий расстройством кишечника». Апатичность, нежелание прилагать усилия.

6. Линия, состоящая из прерывистых, коротких штрихов — проявляющаяся агрессия. «Такой ребенок не умеет действовать прямо, так как боится препят­ствий и коварства внешнего мира, поэтому использует повторяющиеся короткие и одиночные попытки для за­воевания пространства и самовыражения». Подозри­тельность, недоверчивость.

7. Кривая, почти волнистая линия, то есть ребенок не может рисовать прямые линии — это может озна­чать нарушение эмоционального состояния или проблемы психического характера.

Размер рисунка

Рисунки на весь лист — это компенсаторное превознесе­ние себя в воображении. Рисунки большого размера предпо­лагают агрессивную, экспансивную натуру, зачастую лишен­ную чувства меры, склонную к тщеславию, высокомерию.

Рисунки малых размеров предполагают наличие комплекса неполноценности, возможную предрасполо­женность к депрессии, тревогу, эмоциональную зави­симость, чувство дискомфорта.

Расположение рисунка

В центре — признак нормальной, уверенной лич­ности, чувствующей себя и безопасности, эгоцентризм у ребенка, значимость для него нарисованного образа, иногда — незащищенность.

В верхней части листа — высокий уровень надежд, иногда нереальный уровень оптимизма или завышен­ная самооценка.

В нижней части листа — чувство беззащитности, депрессии, возможно, заниженная самооценка.

На краю листа — неуверенность в себе, потребность в одобрении, поддержке, боязнь самостоятельных ре­шений, стремление избегать нового опыта.

Стирания рисунка слишком частые означают тре­вожность, нерешительность, недовольство собой. Если стираются и перерисовываются отдельные детали, следовательно, они имеют большую значимость для рисовальщика.

Наличие дополнительных деталей на рисунке, фон, окружение. Стремление заполнить все пустоты на ри­сунке какими-нибудь изображениями обозначает нали­чие у рисовальщика чувства одиночества, незащищен­ности, недостаточного удовлетворения потребности в любви и тепле.

Рисование линии опоры (например, контур земли), означает незащищенность, желание иметь дополни­тельную опору в жизни, тревожность, неуверенность.

Наличие туч означает тревогу, боязливость, а солн­це, лампочка, горящая печь и другие образы, связан­ные со светом или теплом означают потребность в до­полнительном внимании, заботе, ласке. Последнее чаще всего встречается в детских рисунках.





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.