Расположение рисунка
Формы и направления линий Мало гнутых линий, много острых углов — агрессивность, плохая адаптация в обществе. Преобладающие горизонтальные штрихи — слабость, боязненность, постоянная обеспокоенность собственной безопасностью или женственность. Вертикальные линии — самоуверенность, решительность, повышенная активность, упрямство, настойчивость. Преобладание кривых линий свойственно женственной или конфликтной личности. Прямые, жесткие штрихи — агрессивность, упрямство, настойчивость. Постоянное изменение направления штриховки — обеспокоенность возможно, незащищенность. Твердые уверенные штрихи — безопасность, упорство, решительность, амбициозность. Прерванные, зигзагообразные линии — чувство беззащитности, медлительность, зависимость. Длинные линии предполагают импульсивный, легко возбудимый темперамент. Штрихи справа налево — признак интроверсии, изоляции. Штриховка от себя — агрессия, экстраверсия. Брайан Шелби анализирует некоторые формы линий, характерные для ребенка 4—6 лет. 1. Твердая уверенная линия — решительность, волевой характер, ясность мысли, хорошее эмоциональное равновесие. 2. Чрезмерно сильный нажим (линия прервана от того, что при нажиме сломался карандаш) в случае, если такие линии характерны для рисовальщика, то это проявление сдерживаемой агрессии, эмоциональной неуверенности, склонности винить себя и «падать духом». 3. Сильный нажим, линия прерванная, кривая — недостаточная вера в себя, в свои силы, боязнь совершить ошибку. 4. Равномерная, правильно выполненная линия без перегибов при нажиме на карандаш, слегка волнообразной формы — развитый ум, хитрость, душевное равновесие, самообладание, отсутствие тревоги. 5. Неточная, легкая и прерывистая линия — нерешительность, подверженность колебаниям, боязнь взять на себя инициативу, рискнуть. «Это робкий ребенок, имеющий, возможно, проблемы с питанием и страдающий расстройством кишечника». Апатичность, нежелание прилагать усилия. 6. Линия, состоящая из прерывистых, коротких штрихов — проявляющаяся агрессия. «Такой ребенок не умеет действовать прямо, так как боится препятствий и коварства внешнего мира, поэтому использует повторяющиеся короткие и одиночные попытки для завоевания пространства и самовыражения». Подозрительность, недоверчивость. 7. Кривая, почти волнистая линия, то есть ребенок не может рисовать прямые линии — это может означать нарушение эмоционального состояния или проблемы психического характера. Размер рисунка Рисунки на весь лист — это компенсаторное превознесение себя в воображении. Рисунки большого размера предполагают агрессивную, экспансивную натуру, зачастую лишенную чувства меры, склонную к тщеславию, высокомерию. Рисунки малых размеров предполагают наличие комплекса неполноценности, возможную предрасположенность к депрессии, тревогу, эмоциональную зависимость, чувство дискомфорта. Расположение рисунка В центре — признак нормальной, уверенной личности, чувствующей себя и безопасности, эгоцентризм у ребенка, значимость для него нарисованного образа, иногда — незащищенность. В верхней части листа — высокий уровень надежд, иногда нереальный уровень оптимизма или завышенная самооценка. В нижней части листа — чувство беззащитности, депрессии, возможно, заниженная самооценка. На краю листа — неуверенность в себе, потребность в одобрении, поддержке, боязнь самостоятельных решений, стремление избегать нового опыта. Стирания рисунка слишком частые означают тревожность, нерешительность, недовольство собой. Если стираются и перерисовываются отдельные детали, следовательно, они имеют большую значимость для рисовальщика. Наличие дополнительных деталей на рисунке, фон, окружение. Стремление заполнить все пустоты на рисунке какими-нибудь изображениями обозначает наличие у рисовальщика чувства одиночества, незащищенности, недостаточного удовлетворения потребности в любви и тепле. Рисование линии опоры (например, контур земли), означает незащищенность, желание иметь дополнительную опору в жизни, тревожность, неуверенность. Наличие туч означает тревогу, боязливость, а солнце, лампочка, горящая печь и другие образы, связанные со светом или теплом означают потребность в дополнительном внимании, заботе, ласке. Последнее чаще всего встречается в детских рисунках. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|