Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема: Человек. Личность. Гражданин



Цели: воспитывать уважение к себе, к другим людям, формировать гражданскую позицию.

Оборудование: магнитофон, видеокамера, газеты, высказывания о человеке, ватманы для работы групп (4 шт.), лото (4 шт.), кнопки или булавки, листы «социальные роли человека», распечатанные кроссворды, кроссворд на ватмане, ручки, анкеты, подарки.

Ход классного часа

Организационный момент.

Классный руководитель представляет присутствующих. Включает видеокассету с отрывком из фильма « Москва – Кассиопея», в котором звучит песня «я возьму этот большой мир…».

Все ученики рассаживаются группами. Руководители групп назначены заранее.

Классный руководитель. когда появился человек, он был награждён разумом, способностью к мастерству и искусству. Человек стал добывать пищу, делать красивые вещи, строить жилища и т. д., и сегодня наша задача разобраться в том, кто же такой человек, какова его миссия на планете Земля. И в начале XXI века эти философские вопросы волнуют нас. Известно: сколько людей, столько и мнений. Хочется выяснить вашу позицию в этом вопросе.

Ведущий (включает магнитофонную запись).

Живя в двадцатом веке

В отечестве своём,

Хочу о человеке

Поговорить простом.

Раскрыв листы газеты,

Раздумываю зло:

Определенье это

Откуда к нам пришло?

Ведущий. Человек на свет уже рождается человеком! Банальная истина?

Классный руководитель. Так что же такое человек? Какие понятия включает в себя это слово? Но, во-первых… (показывает на схему).

человек

индивид организм индивидуальность я личность гражданин

 

Все эти понятия относятся к каждому человеку. Попробуем разобраться сначала с понятиями «индивид», «организм», «индивидуальность» и «я». На столе у каждой группы находятся: ватман с одним из этих понятий и в конверте карточки лото. За 5 минут каждой группе необходимо выбрать и приклеить на ватмане карточки, которые подходят к данному понятию, раскрывают его суть. После окончания работы каждой группе необходимо вывесить свой ватман под соответствующим названием и объяснить, почему взяты именно эти карточки.

Игра в лото

1-я г р у п п а. человек-индивид.

Homo sapiens, единичное, природное существо, принадлежность к роду человеческому.

2-я г р у п п а. Человек-организм.

Голова, руки, ноги, сердце, система кровообращения, система пищеварения.

3-я г р у п п а. человек-индивидуальность.

Рост, вес, голос, почерк, походка, внешность.

4-я г р у п п а. человек-я.

Реальное представление о себе самом, самоуважение. Себялюбие, завоевание симпатий, каким хочет быть, каким хочет казаться окружающим.

(Командиры групп объясняют, почему они выбрали именно эти понятия.)

Классный руководитель. Спасибо всем группам. Переходим к следующей части нашего классного часа.

Ведущий.

Во всём мне хочется дойти

До самой сути.

В работе, в поисках пути,

в сердечной смуте.

До сущности протекших дней,

До их причины,

До основанья, до корней,

До сердцевины.

Всё время схватывая нить

Судеб, событий.

Жить, думать, чувствовать, любить,

Свершать открытья.

(Б. Пастернак.)

Классный руководитель. Продолжим работу по углублению и расширению наших представлений о человеке. Каждый родившийся человек естественно включается в жизнь общества. Общество – это все человечество в его истории и перспективе. В обществе между людьми складываются отношения. В разных жизненных ситуациях один и тот же человек играет в обществе разные социальные роли.

Перед вами лежат листы бумаги, сейчас мы предпримем «Мозговой штурм». Предлагаю вам в течение одной минуты, не совещаясь, написать: в какой социальной роли вы выступаете в разных жизненных обстоятельствах. Выразите своё социальное «я».

 

«Мозговой штурм»(1 мин).

Обсуждение ответов.

Классный руководитель. Мы назвали далеко не все социальные роли. Большинство из нас выступают в одинаковых социальных ролях. Но каждый выделяется из группы людей своей неповторимостью, своими особенными качествами, каждый из нас личность.

Ведущий.

Будь с людьми.

И сказать тут вправе я:

Радость – в складчину,

Горе – в складчину,

Чтоб не съело душу тщеславие,

Как съедает железо ржавчина.

Чтоб не вымерли твои помыслы,

Будто лужа при первом заморозке,

Будь с людьми.

Так с нивой цвесть колосу.

Так с волнами волне плыть взаплески.

Никого бедой не испытывай.

Рядом с горем не празднуй оргии,

На чужой урожай не рассчитывай.

Сам паши, сам и сей,

Сорняки сам выдёргивай.

И ни облачка опасения.

И любая напасть развеется,

Как листва на ветру осенняя.

Классный руководитель. что же такое личность? «Личность» – очень многозначное слово. В этом понятии выражается самое главное, что присуще данному человеку, – совокупность его внутренних свойств как существа общественного, таких, как черты разума, души, поведения: что любит, ценит, как относится к другим, умеет ли твёрдо держать своё слово, самостоятелен он или податлив чужой воле. Человек и личность – это не синонимы. Человек ещё не может быть личностью (например, новорождённый), но личность – это всегда человек, и личностью не может быть никто, кроме человека. Личность неповторима, как и человек. Личность – это человек как носитель сознания. Личностью не рождаются, а становятся в определённых общественных условиях. В зависимости от многих жизненных обстоятельств человек может стать цельной, уважаемой в обществе личностью, а может ею и не стать. Какими же качествами должен обладать человек, которого можно назвать цельной, гармоничной личностью? На этот вопрос вам поможет ответить литературный кроссворд.

Возьмите, пожалуйста, кроссворды и заполните их в течение 5 минут. Для этого из предложенных стихотворных строчек выберите слова, характеризующие личность, и впишите их в клетки кроссворда. (Группы заполняют.)

Кроссворд

 

 

В о п р о с ы к кроссворду:

1. Ум легкомыслен и упорен.

В суждениях скор и слишком смел.

Нет, человек не так-то бел,

Да и, опять, не так-то чёрен.

2. Если люди тебя уважают,

Часто просят дать им совет,

И тебя очень многие знают,

Значит, завоевал ...

3. Цель творчества – самоотдача,

А не шумиха, не успех.

4. Владеет собой среди толпы смятенной,

Ответственность несёт всегда за тех,

Кто верит вновь, наперекор Вселенной,

В тебя и в твой в делах успех.

5. сравнима любовь твоя

С чем в настоящем?

Сравнима с огнём она,

Вечно горящим.

6. Можно жить безмятежно, условясь

Зло считать для удобства добром.

Но что делать тому, чья совесть

Всё нежданно поставит ребром?

7. Оттенков множество для глаз:

Нет в людях краски безусловной,

Добра не чужд иной виновный,

И праведник грешит сто раз.

8. Всегда бывает счастлив тот человек.

Кто цель благородную в жизни поставит.

Кто живёт для людей свой недолгий век,

Тот след глубокий на земле оставит.

О т в е т ы: 1. смелость; 2. авторитет; 3. творчество; 4. ответственность; 5. любовь; 6. совесть; 7. доброта; 8. цель.

Классный руководитель (после заполнения кроссворда). Согласны ли вы, что именно эти черты присущи цельной, гармоничной личности? Особым авторитетом пользуются люди, которые отказываются от своих интересов ради общества, других людей, проявляют целеустремлённость и силу духа. Таких людей называют сильными людьми, сильными личностями. Именно благодаря им происходит развитие общества. И не всегда сильные личности являются людьми известными. Например, в сталинские времена были личности, которых не сломили тюрьмы и лагеря, которые выдержали все испытания, не предали своих товарищей, оставались верными своим идеалам, ценностям, принципам, не открещивались от своих поступков, не изменили себе.

Каждый из нас личность, каждому присущи свои положительные качества, и если бы каждый смог применить их в полной мере, то наше общество усовершенствовалось бы в нравственном отношении.

Ведущий.

молодость! возьми с собой в дорогу

Самую заветную мечту;

За людей душевную тревогу,

сердца жар и мыслей красоту,

мудрость чувства,

Стойкость в бурях жизни,

Мужество во всём и до конца,

верность другу,

Преданность отчизне,

Имя гражданина и борца.

 

Классный руководитель. Гражданин – это человек, владеющий правами. Слово «гражданин» употребляется в различных смыслах: во-первых, это жители какой-то страны, имеющие право гражданства. Во-вторых, начиная с античных времён и до наших дней, оно имеет и более глубокий смысл, связанный с правами человека, его свободой и ответственностью. в Древней Греции быть гражданином могли не многие, это было почётно. Гражданином называли не всякого свободного человека, не говоря уже о рабах. Гражданин обладал важными правами как в личной, так и в политической жизни. Но у него были и серьёзные обязанности: прежде всего, соблюдать законы и защищать отечество.

Кто же такой гражданин сегодня в нашей стране?

Это человек, имеющий права и обязанности, соблюдающий закон и отвечающий за свои поступки. Каждый человек общества должен иметь свою гражданскую позицию. А гражданская позиция невозможна без политической, нравственной и правовой культуры. Я хочу предложить вам несколько ситуаций, которые нужно обсудить с точки зрения гражданской позиции всех действующих лиц и вас. (Учащиеся просматривают видеосюжеты.)

Ситуация 1. Учитель обсуждает с учеником вопрос о его курении за пределами школы.

Вопросы:

1. Личное ли это дело каждого? Почему?

2. Имеет ли право курить в общественном месте? Почему?

3. Наносит ли вред окружающим и себе? Каким образом?

4. Какую гражданскую позицию он занимает? Какие законы, права нарушает?

5. Какой вред он наносит государству?

6. Какой должна быть гражданская позиция в этом вопросе?

 

Ситуация 2. Два ученика во время перемены о чём-то беседуют. Один раскачивается на учительском стуле и ломает его. Друзья договариваются никому об этом не говорить. Учитель замечает, что стул сломан, начинает расспрашивать о случившемся. Не добившись ответа от класса, собирает деньги на новый стул.

Вопросы:

1. Имел ли ученик право брать стул учителя? Почему?

2. Какое право здесь нарушено?

3. Должен ли человек, если он добропорядочный гражданин, сознаться в содеянном? Если должен, то как и с какими последствиями?

4. Как мы видим на этом простом примере, наказывается не один человек, а целый класс. Получается наказание невиновных, способно ли оно пробудить совесть?

5. Какое отношение будет к этому человеку в классе, если одноклассники потом всё-таки узнают, кто истинный виновник?

6. что должен сделать данный школьник, чтобы исправить сложившееся положение?

Заключение.

Классный руководитель. Я надеюсь, что наш разговор о гражданской позиции каждого школьника не закончен, и вы ещё раз задумаетесь над этим, оказавшись в других, скорее всего, более сложных жизненных ситуациях. И пусть каждый из вас выберет своё правильное решение. И пусть каждый чаще задаёт себе такие вопросы:

Зачем любить и ненавидеть?

Растить цветы и звёзды видеть?

Зачем терять, зачем искать,

Зачем былое вспоминать?

Зачем живые все живут?

В чём смысл жизни заключён?

В чём заключён её закон?

И не даёт покоя мне,

Моей недетской голове

Один единственный вопрос:

Зачем родился я и рос?


 

общение – это искусство
(Классный час)

I. Подготовка.

С о б е с е д о в а н и е с у ч а щ и м и с я п о в о п р о с а м.

– Удовлетворяют ли вас формы общения в нашем классе, между учениками и учителями, дома?

– О каком общении и с кем вы мечтаете?

– Как вы понимаете «простоту» в общении?

– Что вы больше всего цените в общении?

– Ощущаете ли вы взаимопонимание со стороны своих друзей?

II. Оформление.

1. Э п и г р а ф ы:

«Общение – взаимные сношения, деловая или дружеская связь». (Словарь толковый С. И. Ожегова.)

«Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения». (А. Сент-Экзюпери.)

«Лошадь узнают в езде, а человека в общении». (Народная пословица.)

«Труженик постоянно ощущает потребность в том величайшем богатстве, каким является другой человек». (К. Маркс.)

«Смотрите на людей с мыслью, что вам их обязательно надо написать красками… Скоро вы заметите, что люди окажутся гораздо интереснее, чем раньше, когда вы смотрели на них бегло и торопливо». (К. Г. Паустовский.)

2. Репродукции картин, на которых эмоциональное состояние людей передавалось бы с помощью мимики, жестов или благодаря взаимоотношениям между ними (например, Рокотов «Завтрак аристократа»).

III. Беседа.

Классный руководитель. Дружеские отношения в семье, коллективе – основа хорошей работы. Каждый человек нуждается в том, чтобы его понимали, поддерживали. «Счастье – это когда тебя понимают» – говорил герой фильма «Доживем до понедельника».

Возраст 13–14 лет особенно остро нуждается в полноценном общении. «Вдруг я не такой, как все? Вдруг я такой, как все?»

Общение существует не ради общения как такового. В общении мы узнаем людей, показываем себя. Общение может быть пустым времяпрепровождением: «Дело было вечером, делать было нечего…».

В. Даль дает такое толкование общения – изящество, изобилие прекрасного, богатство, полнота, великодушие, щедрость.

О том, что такое общение, чем оно характеризуется, мы поговорим сейчас.

Идет обмен мнениями в классе.

В процессе обсуждения ребята приходят к выводу, что культура общения предполагает:

· внешнюю сторону (скромность, тактичность, ненавязчивость, соблюдение основных правил хорошего поведения);

· внутреннюю (на основе каких интересов ведется общение и к чему оно сводится);

· общение дает возможность правильно оценивать своих товарищей, видеть достоинства тех, кто по каким-то причинам лишен внешней броскости.

Классный руководитель. Самое главное – умение понять друга и видеть, что он тоже тебя понимает.

Как вы понимаете стихотворение М. Ю. Лермонтова?

Без Вас хочу сказать Вам много,

При Вас я слушать Вас хочу;

Но молча Вы глядите строго,

И я в смущении молчу.

Что ж делать, речью неискусной

Занять Ваш ум мне не дано.

Все это было бы смешно

Когда бы не было так грустно.

З а д а н и е 1.«Исповедь».

Выслушайте исповедь и дайте совет.

«В классе у меня не было друзей. Мне было очень трудно. Иногда я не могла сдерживаться и плакала. У них много своих общих интересов. Я им не нужна. Я не могу подойти к ним. Вдруг подумают, что я навязываюсь?»

З а д а н и е 2. Знаете ли вы друг друга.

Приготовить словесный портрет:

1) физические данные (рост, вес, телосложение);

2) внешность (цвет, волос, глаз);

3) выразительность поведения (осанка, походка, жесты);

4) темперамент (вялость, активность, подвижность, молчаливость);

5) увлечения, привычки.

З а д а н и е 3. «Прогнозируем поступок».

Попросить выйти из класса несколько человек, зачитать ситуацию оставшимся. Попросить учащихся сказать, как поступит каждый из вышедших. Затем пригласить вышедших обратно, ознакомить с ситуацией, сверить ответы.

З а д а н и е 4. «Анализ картины». (Репродукции выбирает учитель.)

– Что можно сказать о внутреннем состоянии человека?

– По каким признакам вы это обнаружили?

– Чем оно вызвано?

– Попытайтесь охарактеризовать его род занятий? Духовный мир?

– Каков он по своему характеру?

З а д а н и е 5.

– Посмотрите друг другу в глаза. Попробуйте определить в каком настроении ваш товарищ.

З а д а н и е 6. «Улови настрой класса».

2–3 ученика выходят из класса. В это время остальные договариваются изобразить радость (обиду, огорчение, удивление). Вошедшие должны угадать.

Ребята делают вывод, что если быть внимательным друг к другу, можно увидеть настроение другого человека, разделить с ним печаль и радость.

Звучат стихи К. Клиева.

Чужой бедой жить не все умеют,

Голодных сытые не разумеют.

Тобою, жизнь, балован я и пытан,

И впредь со мною делай, что угодно,

Корми как хочешь, но не делай сытым,

Глухим, не понимающим голодных.

З а д а н и е 7. «Войди в положение другого».

И г р а 1. Двум ученикам предлагают разыграть сценку: учитель и ученик беседуют по поводу ухудшения успеваемости ученика.

И г р а 2. Ученик в роли учителя убеждает класс выйти на пришкольный участок (можно добавить, что у ребят в это время кружки или секции).

И г р а 3. Два ученика играют сценку встречи классного руководителя и родителя одного из нерадивых учеников.

После обсуждения того, как удалось учащимся перевоплотиться в других людей, ребятам предлагается принять на вооружение советы В. А. Сухомлинского:

· Будь терпим к отдельным человеческим слабостям и непримирим к злу. Терпимость и непримиримость – очень важные элементы духовной культуры.

· Скромность и мера в радости и благополучии – очень ценная черта, свидетельствующая о твоей порядочности.

· Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое слово отражается на окружающих людях.

Домашнее задание:

1. Стараться воспитывать в себе тактичность в общении с близкими.

2. Приглядитесь к родителям, пришедшим с работы (расспросить, разогреть ужин, дать домашние тапочки, поцеловать).

3. Выражай чаще одобрение товарищам.

4. Постарайтесь угадать, кто в ваш случайный встречный, выработая в себе наблюдательность.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.