Здавалка
Главная | Обратная связь

В соответствии с ФГОС, целями и задачами образовательной программы ОУ, в соответствии с требованиями ЕГЭ и ГИА.



Деятельность образовательного учреждения общего образования в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

1) в ценностно-ориентационной сфере — чувство гордости за российскую биологическую науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремленность;


2) в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;

3) в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей познавательной деятельностью.


Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:


1) использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности;

2) использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;


3) умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

4) умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;


5) использование различных источников для получения биологической информации.


Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:


1.В познавательной сфере:


· давать определения изученных понятий: признаки биологических объектов сущность биологических процессов (обмен веществ, питание, дыхание, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма).


· описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты;


· описывать и различать различные живые организмы и процессы в живых организмах и природе
· классифицировать изученные объекты и явления;


· наблюдать процессы, протекающие в природе;


· делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных биологических закономерностей,

выявлять приспособления организмов к среде обитания


· структурировать изученный материал и биологическую информацию, полученную из других источников;


2.В ценностно-ориентационной сфере:

Принимать ценность жизни во всех ее проявле­ниях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, в том числе и че­ловека.


анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.


3. В трудовой сфере:


· проводить биологические наблюдения и эксперименты.

 

 

4. В сфере физической деятельности:


• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.


5. В эстетической сфере:


• овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

 

 

Основной учебник:

В.М. Пакулова, Н.В. Иванова Природоведение. Природа. Неживая и живая. – 5 кл. – М.: Дрофа, 2011. – 222 с


СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Наименование тем Содержание учебного материала. Основные дидактические единицы Требования к уровню освоения материала по теме Перечень контрольных мероприятий
ВВЕДЕНИЕ (1 ч) Как изучают природу Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы Умение работать с основными измерительными приборами  
Тема 1. Вселенная (9ч) Вселенная. Звезды на небе. Созвездия Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение космоса. Формирование целостного образа Солнечной системы; формирование понятия уникальности Земли и необходимости бережного к ней отношения. Знание основных понятий: Солнечная система, звезда, планета, астероид, метеор, метеорит; знание основных исторических дат, связанных с изучением и освоением космоса. Умение работать с разными источниками информации (текст учебника, научно-популярная литература, научно-популярные фильмы). Умение различать на таблицах космические тела, указывать их местоположения; умение находить созвездия при помощи звездной карты. Текущие проверочные работы
История астрономии. Освоение космоса
Солнце и солнечная система
Планеты Солнечной системы
Планеты Солнечной системы
Планета Земля
Луна – естественный спутник Земли
Астероиды. Метеоры. Метеориты
Обобщение и контроль знаний
Тема 2. Строение и свойства веществ (9 ч) Тела и вещества Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение строения и свойств окружающих веществ. Формирование целостного образа состава и строения физических тел. Знание основных понятий: тело, вещество, молекула, атом, явление. Умение работать с разными источниками информации (текст учебника, научно-популярная литература, научно-популярные фильмы). Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения ставить вопросы, наблюдать, проводить эксперименты, выделять существенные признаки, делать выводы и заключения. Объяснение роли физики, химии и биологии в практической деятельности человека. Текущие проверочные работы
Свойства твердых тел, жидкостей и газов
Вещества и смеси
Молекулы. Атомы. Элементы
Движение частиц вещества. Взаимодействие частиц
Разнообразие веществ
Физические и химические явления
Горение. Окисление. Дыхание
Обобщение и контроль знаний
Тема 3. Воздух (6ч) Воздух – смесь различных газов Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение атмосферы. Знание основных понятий: атмосфера, кислород, азот, озон, атмосферное давление. Формирование понятия озонового слоя Земли и глобальной экологической проблемы его разрушения, а также возможных путей решения этой проблемы. Умение работать с разными источниками информации (текст учебника, научно-популярная литература, научно-популярные фильмы, географические атласы). Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения ставить вопросы, наблюдать, выделять существенные признаки, делать выводы и заключения. Объяснение роли метеорологии в практической деятельности человека. Текущие проверочные работы
Свойства воздуха
Вес воздуха и атмосферное давление.
Изменение давления воздуха с высотой
Погода и ее предсказание
Обобщение и контроль знаний
Тема 4. Вода (6 ч) Три состояния воды. Свойства воды. Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение гидросферы. Знание основных понятий: гидросфера, состояния воды, свойства воды, работа воды. Умение работать с разными источниками информации (текст учебника, научно-популярная литература, научно-популярные фильмы, географические атласы). Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения ставить вопросы, наблюдать, проводить эксперименты, выделять существенные признаки, делать выводы и заключения. Объяснение роли воды в природе и жизни человека; формирование понятия глобальной экологической проблемы загрязнения воды, а также возможных путей решения этой проблемы. Текущие проверочные работы
Тепловое расширение воды
Вода - растворитель
Работа воды в природе.
Охрана воды
Обобщение и контроль знаний
Тема 5. Горные породы. (4 ч) Внутреннее строение Земли. Горные породы. Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение литосферы. Знание основных понятий: литосфера, горные породы, минералы, полезные ископаемые. Умение работать с разными источниками информации (текст учебника, научно-популярная литература, научно-популярные фильмы, коллекции минералов, географические атласы). Умение различать основные горные породы и минералы, указывать на карте самые крупные месторождения полезных ископаемых. Объяснение роли полезных ископаемых в природе и жизни человека; формирование понятия глобальной экологической проблемы истощения природных ресурсов, а также возможных путей решения этой проблемы. Объяснение роли геологии в практической деятельности человека. Текущие проверочные работы
Разрушение горных пород
Полезные ископаемые. Металлы
Обобщение и контроль знаний
Тема 6. Почва. (5 ч) Образование почв и их разнообразие Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. Знание основных понятий: почва, почвообразование, эрозия почв. Умение работать с разными источниками информации (текст учебника, научно-популярная литература, научно-популярные фильмы, коллекции минералов, географические атласы). Умение различать основные виды почв. Объяснение роли почв в природе и жизни человека; формирование понятия глобальной экологической проблемы истощения природных ресурсов, а также возможных путей решения этой проблемы. Текущие проверочные работы
Состав и свойства почв
Влияние растений на почву
Разрушение почв. Уход за почвой.
Обобщение и контроль знаний
Тема 7. Организмы (5 ч) Организм и его свойства Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. Формирование целостного образа живой природы; формирование понятия уникальности жизни и отношения к ней как к главной ценности. Знание основных понятий: клетка, орган, организм, приспособленность. Умение работать с разными источниками информации (текст учебника, научно-популярная литература, научно-популярные фильмы, микропрепараты). Умение выделять существенные признаки живых организмов. Умение различать на таблицах основные части клетки. Знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии; соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами. Объяснение роли биологии в практической деятельности человека. Текущие проверочные работы
Где живут организмы
Увеличительные приборы
Строение организмов
Обобщение и контроль знаний
Тема 8. Растения (8 ч) Признаки растений Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. Формирование целостного образа живой природы; формирование понятия уникальности жизни и отношения к ней как к главной ценности. Знание основных понятий: растительная клетка, орган, растительный организм. Умение работать с разными источниками информации (текст учебника, научно-популярная литература, научно-популярные фильмы, микропрепараты, живые объекты). Умение выделять существенные признаки растений; умение классифицировать. Умение различать на таблицах, гербарии, живых объектах основные части тела растений. Знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии; соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами; знание приемов обращения с живыми объектами и ухода за ними. Объяснение роли растений в природе и жизни человека; формирование понятия глобальной экологической проблемы сокращения биоразнообразия, а также возможных путей решения этой проблемы. Знание основных правил безопасности и основ здорового образа жизни; анализ и оценка влияния факторов риска на здоровье человека. Умение оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы. Текущие проверочные работы
Разнообразие растительного мира
Строение цветковых растений
Дикорастущие растения
«Зеленая аптека». Красная книга растений
Культурные растения
Комнатные растения.
Обобщение и контроль знаний
Тема 9. Грибы (2 ч) Разнообразие грибов Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. Формирование целостного образа живой природы; формирование понятия уникальности жизни и отношения к ней как к главной ценности. Знание основных понятий: клетка гриба, грибница, плодовое тело. Умение работать с разными источниками информации (текст учебника, научно-популярная литература, научно-популярные фильмы, микропрепараты, живые объекты). Умение выделять существенные признаки грибов; умение классифицировать. Умение различать на таблицах, живых объектах основные части тела гриба. Знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии; соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами; знание приемов обращения с живыми объектами. Объяснение роли грибов в природе и жизни человека; формирование понятия глобальной экологической проблемы сокращения биоразнообразия, а также возможных путей решения этой проблемы. Знание основных правил безопасности и основ здорового образа жизни; анализ и оценка влияния факторов риска на здоровье человека. Текущие проверочные работы
Шляпочные грибы
Тема 10. Животные (6 ч) Признаки животных Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. Формирование целостного образа живой природы; формирование понятия уникальности жизни и отношения к ней как к главной ценности. Знание основных понятий: животная клетка, орган, животный организм. Умение работать с разными источниками информации (текст учебника, научно-популярная литература, научно-популярные фильмы, микропрепараты, живые объекты). Умение выделять существенные признаки животных; умение классифицировать. Умение различать на таблицах, живых объектах основные части тела животных. Знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии; соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами; знание приемов обращения с живыми объектами и ухода за ними. Объяснение роли животных в природе и жизни человека; формирование понятия глобальной экологической проблемы сокращения биоразнообразия, а также возможных путей решения этой проблемы. Знание основных правил безопасности и основ здорового образа жизни; анализ и оценка влияния факторов риска на здоровье человека. Умение оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы. Текущие проверочные работы
Многообразие диких животных
Охрана животных. Красная книга животных.
Домашние животные
Мои домашние животные
Обобщение и контроль знаний
Тема 11. Природа едина (2 ч) Связи живого и неживого Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение окружающего мира. Формирование целостного образа природы; формирование понятия уникальности жизни и отношения к ней как к главной ценности. Умение работать с разными источниками информации (текст учебника, научно-популярная литература, научно-популярные фильмы). Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения ставить вопросы, наблюдать, проводить эксперименты, выделять существенные признаки, делать выводы и заключения. Формирование понятий глобальных экологический проблем, а также возможных путей решения этих проблем. Объяснение роли физики, химии и биологии в практической деятельности человека. Текущие проверочные работы
Мы в ответе за природу
Тема 12. Человек и его здоровье (4 ч) Тело человека Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение тела человека Формирование понятия уникальности жизни и отношения к ней как к главной ценности. Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения ставить вопросы, наблюдать, проводить эксперименты, выделять существенные признаки, делать выводы и заключения. Объяснение роли здорового образа жизни Текущие проверочные работы
Уровень физического развития человека
Как сберечь свое здоровье
Вредные привычки
Резерв (3 ч)      

ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

В.М. Пакулова, Н.В. Иванова Природоведение. Природа. Неживая и живая. – 5 кл. – М.: Дрофа, 2011. – 222 с

 

Авторская рабочая тетрадь

 

Авторские презентации к урокам








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.