В соответствии с ФГОС, целями и задачами образовательной программы ОУ, в соответствии с требованиями ЕГЭ и ГИА.
Деятельность образовательного учреждения общего образования в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
1) в ценностно-ориентационной сфере — чувство гордости за российскую биологическую науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремленность;
2) в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
3) в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей познавательной деятельностью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
1) использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности;
2) использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
3) умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
4) умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
5) использование различных источников для получения биологической информации.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
1.В познавательной сфере:
· давать определения изученных понятий: признаки биологических объектов сущность биологических процессов (обмен веществ, питание, дыхание, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма).
· описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты;
· описывать и различать различные живые организмы и процессы в живых организмах и природе · классифицировать изученные объекты и явления;
· наблюдать процессы, протекающие в природе;
· делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных биологических закономерностей,
выявлять приспособления организмов к среде обитания
· структурировать изученный материал и биологическую информацию, полученную из других источников;
2.В ценностно-ориентационной сфере:
Принимать ценность жизни во всех ее проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, в том числе и человека.
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.
3. В трудовой сфере:
· проводить биологические наблюдения и эксперименты.
4. В сфере физической деятельности:
• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
5. В эстетической сфере:
• овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Основной учебник:
В.М. Пакулова, Н.В. Иванова Природоведение. Природа. Неживая и живая. – 5 кл. – М.: Дрофа, 2011. – 222 с
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Наименование тем
| Содержание учебного материала.
Основные дидактические единицы
| Требования к уровню освоения материала по теме
| Перечень контрольных мероприятий
| ВВЕДЕНИЕ (1 ч)
| Как изучают природу
| Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы
Умение работать с основными измерительными приборами
|
| Тема 1. Вселенная (9ч)
| Вселенная. Звезды на небе. Созвездия
| Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение космоса.
Формирование целостного образа Солнечной системы; формирование понятия уникальности Земли и необходимости бережного к ней отношения.
Знание основных понятий: Солнечная система, звезда, планета, астероид, метеор, метеорит; знание основных исторических дат, связанных с изучением и освоением космоса.
Умение работать с разными источниками информации (текст учебника, научно-популярная литература, научно-популярные фильмы).
Умение различать на таблицах космические тела, указывать их местоположения; умение находить созвездия при помощи звездной карты.
| Текущие проверочные работы
| История астрономии. Освоение космоса
| Солнце и солнечная система
| Планеты Солнечной системы
| Планеты Солнечной системы
| Планета Земля
| Луна – естественный спутник Земли
| Астероиды. Метеоры. Метеориты
| Обобщение и контроль знаний
| Тема 2. Строение и свойства веществ
(9 ч)
| Тела и вещества
| Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение строения и свойств окружающих веществ.
Формирование целостного образа состава и строения физических тел.
Знание основных понятий: тело, вещество, молекула, атом, явление.
Умение работать с разными источниками информации (текст учебника, научно-популярная литература, научно-популярные фильмы).
Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения ставить вопросы, наблюдать, проводить эксперименты, выделять существенные признаки, делать выводы и заключения.
Объяснение роли физики, химии и биологии в практической деятельности человека.
| Текущие проверочные работы
| Свойства твердых тел, жидкостей и газов
| Вещества и смеси
| Молекулы. Атомы. Элементы
| Движение частиц вещества. Взаимодействие частиц
| Разнообразие веществ
| Физические и химические явления
| Горение. Окисление. Дыхание
| Обобщение и контроль знаний
| Тема 3. Воздух (6ч)
| Воздух – смесь различных газов
| Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение атмосферы.
Знание основных понятий: атмосфера, кислород, азот, озон, атмосферное давление.
Формирование понятия озонового слоя Земли и глобальной экологической проблемы его разрушения, а также возможных путей решения этой проблемы.
Умение работать с разными источниками информации (текст учебника, научно-популярная литература, научно-популярные фильмы, географические атласы).
Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения ставить вопросы, наблюдать, выделять существенные признаки, делать выводы и заключения.
Объяснение роли метеорологии в практической деятельности человека.
| Текущие проверочные работы
| Свойства воздуха
| Вес воздуха и атмосферное давление.
| Изменение давления воздуха с высотой
| Погода и ее предсказание
| Обобщение и контроль знаний
| Тема 4. Вода (6 ч)
| Три состояния воды. Свойства воды.
| Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение гидросферы.
Знание основных понятий: гидросфера, состояния воды, свойства воды, работа воды.
Умение работать с разными источниками информации (текст учебника, научно-популярная литература, научно-популярные фильмы, географические атласы).
Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения ставить вопросы, наблюдать, проводить эксперименты, выделять существенные признаки, делать выводы и заключения.
Объяснение роли воды в природе и жизни человека; формирование понятия глобальной экологической проблемы загрязнения воды, а также возможных путей решения этой проблемы.
| Текущие проверочные работы
| Тепловое расширение воды
| Вода - растворитель
| Работа воды в природе.
| Охрана воды
| Обобщение и контроль знаний
| Тема 5. Горные породы. (4 ч)
| Внутреннее строение Земли. Горные породы.
| Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение литосферы.
Знание основных понятий: литосфера, горные породы, минералы, полезные ископаемые.
Умение работать с разными источниками информации (текст учебника, научно-популярная литература, научно-популярные фильмы, коллекции минералов, географические атласы).
Умение различать основные горные породы и минералы, указывать на карте самые крупные месторождения полезных ископаемых.
Объяснение роли полезных ископаемых в природе и жизни человека; формирование понятия глобальной экологической проблемы истощения природных ресурсов, а также возможных путей решения этой проблемы.
Объяснение роли геологии в практической деятельности человека.
| Текущие проверочные работы
| Разрушение горных пород
| Полезные ископаемые. Металлы
| Обобщение и контроль знаний
| Тема 6. Почва. (5 ч)
| Образование почв и их разнообразие
| Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы.
Знание основных понятий: почва, почвообразование, эрозия почв.
Умение работать с разными источниками информации (текст учебника, научно-популярная литература, научно-популярные фильмы, коллекции минералов, географические атласы).
Умение различать основные виды почв.
Объяснение роли почв в природе и жизни человека; формирование понятия глобальной экологической проблемы истощения природных ресурсов, а также возможных путей решения этой проблемы.
| Текущие проверочные работы
| Состав и свойства почв
| Влияние растений на почву
| Разрушение почв. Уход за почвой.
| Обобщение и контроль знаний
| Тема 7. Организмы (5 ч)
| Организм и его свойства
| Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы.
Формирование целостного образа живой природы; формирование понятия уникальности жизни и отношения к ней как к главной ценности.
Знание основных понятий: клетка, орган, организм, приспособленность.
Умение работать с разными источниками информации (текст учебника, научно-популярная литература, научно-популярные фильмы, микропрепараты).
Умение выделять существенные признаки живых организмов.
Умение различать на таблицах основные части клетки.
Знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии; соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами.
Объяснение роли биологии в практической деятельности человека.
| Текущие проверочные работы
| Где живут организмы
| Увеличительные приборы
| Строение организмов
| Обобщение и контроль знаний
| Тема 8. Растения
(8 ч)
| Признаки растений
| Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы.
Формирование целостного образа живой природы; формирование понятия уникальности жизни и отношения к ней как к главной ценности.
Знание основных понятий: растительная клетка, орган, растительный организм.
Умение работать с разными источниками информации (текст учебника, научно-популярная литература, научно-популярные фильмы, микропрепараты, живые объекты).
Умение выделять существенные признаки растений; умение классифицировать.
Умение различать на таблицах, гербарии, живых объектах основные части тела растений.
Знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии; соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами; знание приемов обращения с живыми объектами и ухода за ними.
Объяснение роли растений в природе и жизни человека; формирование понятия глобальной экологической проблемы сокращения биоразнообразия, а также возможных путей решения этой проблемы.
Знание основных правил безопасности и основ здорового образа жизни; анализ и оценка влияния факторов риска на здоровье человека.
Умение оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
| Текущие проверочные работы
| Разнообразие растительного мира
| Строение цветковых растений
| Дикорастущие растения
| «Зеленая аптека». Красная книга растений
| Культурные растения
| Комнатные растения.
| Обобщение и контроль знаний
| Тема 9. Грибы (2 ч)
| Разнообразие грибов
| Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы.
Формирование целостного образа живой природы; формирование понятия уникальности жизни и отношения к ней как к главной ценности.
Знание основных понятий: клетка гриба, грибница, плодовое тело.
Умение работать с разными источниками информации (текст учебника, научно-популярная литература, научно-популярные фильмы, микропрепараты, живые объекты).
Умение выделять существенные признаки грибов; умение классифицировать.
Умение различать на таблицах, живых объектах основные части тела гриба.
Знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии; соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами; знание приемов обращения с живыми объектами.
Объяснение роли грибов в природе и жизни человека; формирование понятия глобальной экологической проблемы сокращения биоразнообразия, а также возможных путей решения этой проблемы.
Знание основных правил безопасности и основ здорового образа жизни; анализ и оценка влияния факторов риска на здоровье человека.
| Текущие проверочные работы
| Шляпочные грибы
| Тема 10. Животные (6 ч)
| Признаки животных
| Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы.
Формирование целостного образа живой природы; формирование понятия уникальности жизни и отношения к ней как к главной ценности.
Знание основных понятий: животная клетка, орган, животный организм.
Умение работать с разными источниками информации (текст учебника, научно-популярная литература, научно-популярные фильмы, микропрепараты, живые объекты).
Умение выделять существенные признаки животных; умение классифицировать.
Умение различать на таблицах, живых объектах основные части тела животных.
Знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии; соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами; знание приемов обращения с живыми объектами и ухода за ними.
Объяснение роли животных в природе и жизни человека; формирование понятия глобальной экологической проблемы сокращения биоразнообразия, а также возможных путей решения этой проблемы.
Знание основных правил безопасности и основ здорового образа жизни; анализ и оценка влияния факторов риска на здоровье человека.
Умение оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
| Текущие проверочные работы
| Многообразие диких животных
| Охрана животных. Красная книга животных.
| Домашние животные
| Мои домашние животные
| Обобщение и контроль знаний
| Тема 11. Природа едина (2 ч)
| Связи живого и неживого
| Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение окружающего мира.
Формирование целостного образа природы; формирование понятия уникальности жизни и отношения к ней как к главной ценности.
Умение работать с разными источниками информации (текст учебника, научно-популярная литература, научно-популярные фильмы).
Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения ставить вопросы, наблюдать, проводить эксперименты, выделять существенные признаки, делать выводы и заключения.
Формирование понятий глобальных экологический проблем, а также возможных путей решения этих проблем.
Объяснение роли физики, химии и биологии в практической деятельности человека.
| Текущие проверочные работы
| Мы в ответе за природу
| Тема 12. Человек и его здоровье (4 ч)
| Тело человека
| Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение тела человека
Формирование понятия уникальности жизни и отношения к ней как к главной ценности.
Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения ставить вопросы, наблюдать, проводить эксперименты, выделять существенные признаки, делать выводы и заключения.
Объяснение роли здорового образа жизни
| Текущие проверочные работы
| Уровень физического развития человека
| Как сберечь свое здоровье
| Вредные привычки
| Резерв (3 ч)
|
|
|
|
ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
В.М. Пакулова, Н.В. Иванова Природоведение. Природа. Неживая и живая. – 5 кл. – М.: Дрофа, 2011. – 222 с
Авторская рабочая тетрадь
Авторские презентации к урокам
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|