Победа без стремления к победе
Школа боевых искусств "Путь победы без стремления" была основана воином по имени Цукахара Бокудэн. Одна известная история, связанная с ним, объясняет название и метод этой школы. Однажды, направляясь на восток страны, Бокудэн пересекал залив в маленькой лодке, в которой кроме него находилось еще пять или шесть человек. Во время путешествия все находившиеся в лодке вели себя спокойно, за исключением одного человека, крупного и сильного, который непрерывно говорил, громко расхваливая свои несравненные заслуги в боевых искусствах. Поначалу Бокудэн пытался дремать и не обращать внимания на грубияна. Однако, устав в конце концов от его хвастовства, Бокудэн повернулся к нему и сказал: "Что ж, теперь мы услышали все, что только можно представить, не так ли? Единственное, чего я не понял, так это хвастливых историй о боевых искусствах. Я сам с юности практикую боевые искусства, следуя установленным принципам, но вплоть до сего дня у меня и мысли не было о том, чтобы попытаться кого‑нибудь одолеть. Все, к чему я стремился, ‑ это не проиграть". Выслушав его, верзила спросил: "И какой же школе боевых искусств ты следуешь?" "Школе "победы без стремления", или Пути непоражения", ‑ ответил Бокудэн. "Если речь идет о победе без стремления, то зачем тебе мечи?" "Два меча "соединения сознания с сознанием" убивают тщеславие и отсекают ростки неправильных мыслей". После этого грубиян вызвал Бокудэна на поединок, сказав: "Стало быть, во время дуэли ты победишь, не стремясь к победе?" "В таком случае, хотя меч моего сердца ‑ это меч, дарующий жизнь, раз противник невежа, он превратится в меч, насылающий смерть". Высокомерный наглец уже не мог сдерживать нараставший гнев и велел лодочнику немедленно причалить к берегу, чтобы они с Бокудэном могли сразиться. Бокудэн потихоньку подал лодочнику сигнал, а затем сказал хвастуну: "На берегу ‑ большой порт, там слишком людно для поединка. Я покажу тебе Путь победы без стремления вон там, на маленьком островке, что напротив мыса прямо по курсу. Хотя я знаю, что все сидящие в лодке торопятся по своим делам, если ты так хочешь, мы можем устроить поединок здесь". И лодочник пристал к островку. Только выпрыгнув на берег, грубиян выхватил длинный меч и закричал Бокудэну "Давай, давай! Сейчас я рассеку твой череп надвое!" Бокудэн, оставаясь в лодке, ответил: "Подожди чуть‑чуть, Путь победы без стремления требует сперва успокоить сознание". Произнеся это, Бокудэн снял с пояса оба меча и передал их лодочнику, взяв взамен его шест. В какой‑то момент показалось, что Бокудэн собирается вытолкнуть лодку на берег, как вдруг он перенес шест в противоположную сторону; оттолкнулся, и лодка отплыла от берега. Увидев это, грубиян закричал: "Эй, ты почему не сходишь на берег?" Бокудэн в ответ рассмеялся: "А зачем? Если тебе что‑то не нравится, плыви сюда, и я напоследок преподам тебе урок. Это и есть Путь победы без стремления!"
Дзэнский отшельник
Дзэнский наставник какое‑то время жил в уединении высоко в горах к северу от Киото. В память о своем отшельничестве он написал два стихотворения:
Нет более городской суеты, Нет более шумных споров: Осенью смотрю на листья, плывущие по воде, Весной наслаждаюсь пением птиц на деревьях. Весна приходит к людям в мир, Являя беспредельную великую доброту; Каждый весенний цветок говорит о Будде. Как‑то вдруг исчез последний снег ‑ Мириады форм являют свой лик, Все, как одна, в полном согласии.
Основание храма
Когда в середине XVII столетия Дзэнский наставник Тайгу прибыл в столицу Эдо, сам сегун Токугава Иэмицу выразил желание встретиться с великим учителем. Однако Тайгу исчез в тот самый день, когда его вызвали на аудиенцию к сегуну. И десять лет о нем никто ничего не слышал. Как‑то осенью Тайгу отправился в одну провинцию, чтобы искупаться в горячих источниках, в надежде излечить свой артрит. Путь его лежал через Заснеженную страну, и зиму он провел в качестве гостя в доме одного благочестивого мирянина, следовавшего заветам Будды. Случилось так, что в этот же дом прибыл и прославленный Дзэнский наставник Гудо, давний друг Тайгу. Губернатор провинции, прослышав, что в его владениях находятся сразу два величайших наставника, пригласил их в свою резиденцию, чтобы побеседовать об Учении. Страдавший артритом и ревматизмом ног Тайгу всегда сидел на толстой подушке. Когда его и Гудо ввели в зал для гостей в резиденции губернатора провинции, к их удивлению, губернатор, заметив, что Тайгу нездоров, и проявив предельную почтительность и внимание, самолично положил на циновку толстую подушку. "Губернатор в высшей степени чуток, но, боюсь, он не проживет долго", ‑ сказал Гудо. Тайгу покраснел и заметил: "Старый Гудо не отличает плохого от хорошего ‑ он назначает людей наобум. Что могут знать незрелые юнцы?" Губернатор высказал высокую похвалу Тайгу и сказал: "Он действительно достоин роли учителя". После встречи губернатор приказал воздвигнуть храм и сделал Тайгу первым наставником.
Обучение дзэн
Губернатор провинции спросил как‑то Тайгу: "Правду ли говорят, что "Записи Голубой скалы" ‑ самое выдающееся из дзэнских сочинений?" "Да, это так", ‑ ответил Тайгу. "Прошу вас, расскажите мне одну или две истории из этой книги", ‑ попросил губернатор. "Я боюсь, что вы не поймете", ‑ сказал Тайгу. Но губернатор настаивал, и в конце концов Тайгу сдался и громко произнес первую фразу из дзэнской книги: "Быть пустым ‑ здесь нет никакой святости". "Я не понимаю", ‑ сказал губернатор. "В конечном счете вы не смогли бы сохранить твердость", ‑ сказал Тайгу.
Уход наставника
Прославленный Дзэнский наставник Банкэй скончался в деревенском храме в последнее десятилетие XVII века. В соответствии с древней дзэнской традицией собравшиеся вокруг него ученики попросили его составить прощальное стихотворение. Наставник сказал: "Я прожил в этом мире семьдесят три года, из которых сорок четыре я занимался тем, что проповедовал дзэн, чтобы спасти людей. Все то, на что я вам указывал большую часть своей жизни, и есть мое прощальное стихотворение. Добавить к этому мне нечего. К чему заниматься подражательством и каяться в чем‑то на смертном одре?" Сказав это, великий Дзэнский наставник Банкэй, продолжая сидеть прямо, скончался.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|