Здавалка
Главная | Обратная связь

Упадок и возрождение дзэн



 

Великий наставник Хакуин, возродивший в XVIII столетии школу Риндзай, учился у многих учителей. Однако именно Сёдзю Родзин раскрыл ему глаза на глубину и широту подлинного дзэн.

Сёдзю нередко говорил: "Наша школа дзэн пришла в упадок в правление династии Сун (960‑1278) и умерла в правление династии Мин (1368‑1644). И хотя некоторые остатки ее дошли до Японии, она блеклая, как звезды в дневном небе. Такое положение дел поистине печально".

Также Сёдзю говорил: "Ныне повсюду лишь мертвые подражатели, изучающие указатели, "дзэнские наставники", лишенные просветленного видения. Подобные люди даже не мечтают о том, что передается истинно просветленными".

Позднее, уже после обретения пробуждения, Хакуин скажет людям: "Когда я слушал гневные слова почтенного Сёдзю, я удивлялся, почему он так возмущен дзэнскими общинами того времени. А как же, думал я, быстрое увеличение числа монастырей и появление знаменитых наставников? Потом, когда я странствовал по всем дзэнским центрам и видел множество "наставников", мне не попалось ни одного подлинного учителя, который бы обладал высшим пониманием. Только тогда я понял, насколько Путь почтенного Сёдзю превосходил все прочие дзэнские школы".

 

Независимость

 

Как‑то дзэнского наставника Тэнкэя официально пригласили занять пост настоятеля и учителя одного монастыря. Тэнкэй отказался, сказав при этом: "Упадок все глубже и глубже день ото дня; поскольку основы учения утрачены, как может кто‑либо являться в мир в качестве учителя? Более не говорите об этом".

На что посланник, привезший приглашение, ответил: "Монастырская община просит вас занять пост только ради Великого Учения. Кто осмелится заявить, что это ересь?" Он так настойчиво продолжал упрашивать дзэнского наставника, что в конце концов Тэнкэй сдался.

Однако на следующий год по какой‑то причине Тэнкэй покинул монастырь. Он сказал об этом так в своих стихах:

 

Приход великолепен, но и уход прекрасен тоже;

Поток воды, плывущее облако ‑ словно нищие странники.

К чему позволять другим водить себя за нос?

Следуя за обстоятельствами, ныне я соглашаюсь снова.

 

 

Прощальные слова

 

Почтенная госпожа О‑сан обрела пробуждение под руководстом дзэнского наставника Тэцумона. Когда великий наставник Хакуин прибыл в ее провинцию, О‑сан отправилась на встречу с ним.

Чтобы проверить женщину, Хакуин спросил ее о "хлопках одной рукой". О‑сан быстро пробормотала стихотворение:

 

Чем слушать

Хлопки одной рукой Хакуина,

Хлопни обеими руками ‑

И все дела!

 

Когда О‑сан была уже смертельно больна, у постели собрались ее дети, чтобы услышать прощальные слова матери. О‑сан улыбнулась и пропела такие стихи:

 

В этом мире,

Где слова не задерживаются дольше,

Чем роса на листьях,

Что еще мне сказать

Для будущих поколений?

 

 

Рождение и смерть

 

Госю пришел к дзэнскому наставнику Юи‑э и сказал: "Многие годы я практиковал дзэн, но так и не преуспел. Прошу вас, укажите мне дорогу".

"В практиковании дзэн нет никакой хитрости. Нужно лишь освободиться от рождения и смерти", ‑ ответил наставник.

"Как же вырваться из круга рождения и смерти к свободе?" ‑ спросил Госю.

"Каждая мелькающая в твоем сознании мысль есть рождение и смерть", ‑ повысив голос, произнес Юи‑э.

И тут Госю испытал невиданный прежде восторг, почувствовав себя так, словно он сбросил с себя непосильную ношу.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.