Упадок и возрождение дзэн
Великий наставник Хакуин, возродивший в XVIII столетии школу Риндзай, учился у многих учителей. Однако именно Сёдзю Родзин раскрыл ему глаза на глубину и широту подлинного дзэн. Сёдзю нередко говорил: "Наша школа дзэн пришла в упадок в правление династии Сун (960‑1278) и умерла в правление династии Мин (1368‑1644). И хотя некоторые остатки ее дошли до Японии, она блеклая, как звезды в дневном небе. Такое положение дел поистине печально". Также Сёдзю говорил: "Ныне повсюду лишь мертвые подражатели, изучающие указатели, "дзэнские наставники", лишенные просветленного видения. Подобные люди даже не мечтают о том, что передается истинно просветленными". Позднее, уже после обретения пробуждения, Хакуин скажет людям: "Когда я слушал гневные слова почтенного Сёдзю, я удивлялся, почему он так возмущен дзэнскими общинами того времени. А как же, думал я, быстрое увеличение числа монастырей и появление знаменитых наставников? Потом, когда я странствовал по всем дзэнским центрам и видел множество "наставников", мне не попалось ни одного подлинного учителя, который бы обладал высшим пониманием. Только тогда я понял, насколько Путь почтенного Сёдзю превосходил все прочие дзэнские школы".
Независимость
Как‑то дзэнского наставника Тэнкэя официально пригласили занять пост настоятеля и учителя одного монастыря. Тэнкэй отказался, сказав при этом: "Упадок все глубже и глубже день ото дня; поскольку основы учения утрачены, как может кто‑либо являться в мир в качестве учителя? Более не говорите об этом". На что посланник, привезший приглашение, ответил: "Монастырская община просит вас занять пост только ради Великого Учения. Кто осмелится заявить, что это ересь?" Он так настойчиво продолжал упрашивать дзэнского наставника, что в конце концов Тэнкэй сдался. Однако на следующий год по какой‑то причине Тэнкэй покинул монастырь. Он сказал об этом так в своих стихах:
Приход великолепен, но и уход прекрасен тоже; Поток воды, плывущее облако ‑ словно нищие странники. К чему позволять другим водить себя за нос? Следуя за обстоятельствами, ныне я соглашаюсь снова.
Прощальные слова
Почтенная госпожа О‑сан обрела пробуждение под руководстом дзэнского наставника Тэцумона. Когда великий наставник Хакуин прибыл в ее провинцию, О‑сан отправилась на встречу с ним. Чтобы проверить женщину, Хакуин спросил ее о "хлопках одной рукой". О‑сан быстро пробормотала стихотворение:
Чем слушать Хлопки одной рукой Хакуина, Хлопни обеими руками ‑ И все дела!
Когда О‑сан была уже смертельно больна, у постели собрались ее дети, чтобы услышать прощальные слова матери. О‑сан улыбнулась и пропела такие стихи:
В этом мире, Где слова не задерживаются дольше, Чем роса на листьях, Что еще мне сказать Для будущих поколений?
Рождение и смерть
Госю пришел к дзэнскому наставнику Юи‑э и сказал: "Многие годы я практиковал дзэн, но так и не преуспел. Прошу вас, укажите мне дорогу". "В практиковании дзэн нет никакой хитрости. Нужно лишь освободиться от рождения и смерти", ‑ ответил наставник. "Как же вырваться из круга рождения и смерти к свободе?" ‑ спросил Госю. "Каждая мелькающая в твоем сознании мысль есть рождение и смерть", ‑ повысив голос, произнес Юи‑э. И тут Госю испытал невиданный прежде восторг, почувствовав себя так, словно он сбросил с себя непосильную ношу.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|