Избирательная система
Выборы — это способ формирования органов государственной власти и местного самоуправления, а также занятия отдельных государственных должностей, обеспечивающих представительный характер соответствующих органов. Выборы имеют очень важное социально-политическое значение, ведь они одновременно выполняют сразу несколько функций:
Поскольку эти отношения с точки зрения государства весьма значимы, они регулируются правовыми нормами, система которых и составляет избирательное право (подотрасль конституционного права). Основные вопросы организации и проведения выборов регулируются в Законе «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», Законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Законе «О выборах Президента Российской Федерации», Законе «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» и др. Принципы избирательного права.Граждане Российской Федерации участвуют в выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Всеобщееизбирательное право означает, что к выборам допускается практически все взрослое население и каждому дается возможность реализовать свое избирательное право независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Но есть определенные ограничения:
Равнымизбирательное право считается тогда, когда все избиратели и кандидаты участвуют в выборах на равных основаниях. Это означает, во-первых, что значение голосов всех избирателей одинаково, что достигается предоставлением каждому избирателю одинакового количества голосов, образованием одинаковых по численности избирателей избирательных округов. Во-вторых, равное право быть избранным проявляется в предоставлении равных возможностей состязаться в предвыборной борьбе (финансовых, информационных, организационных), существовании контроля государства за расходами кандидатов и т.п. Прямоеизбирательное право предполагает, что избиратели голосуют на выборах за или против кандидатов (списка кандидатов) непосредственно и лично. Тайноеголосование исключает возможность какого-либо контроля за волеизъявлением избирателей. В Российской Федерации тайна голосования обеспечивается предоставлением возможности использовать закрытую кабину для заполнения бюллетеней. В некоторых европейских странах тайна голосования обеспечивается предоставлением возможности каждому нажать кнопку ЭВМ так, чтобы это было сокрыто от глаз окружающих. Добровольность(свобода) участия гражданина в выборах означает, что никто не вправе его к этому принуждать и влиять на его свободное волеизъявление. Виды избирательных систем.Существуют два основных вида избирательных систем. 1. Мажоритарная избирательная системапредполагает подведение итогов выборов по большинству поданных за кандидата голосов. При этом различают:
Мажоритарная система имеет несомненные достоинства: она проста и позволяет создать прочное большинство в представительном органе власти. Парламент становится работоспособным органом, что в свою очередь стабилизирует общество. Кроме того, избиратели при такой системе голосуют за конкретного человека, а не за список кандидатов от партии, со многими из которых они, бывает, совершенно незнакомы. Однако мажоритарной системе свойственны и недостатки. При ее использовании меньшинство граждан, исповедующее иные политические взгляды, оказывается никем в парламенте не представленным. Следовательно, демократия в данном случае получается какой-то урезанной. Вполне может случиться так, что созданный таким путем парламент не будет отражать реальное соотношение сил в стране. Нельзя сбрасывать со счетов и то, что мажоритарная система относительно дорога, так как часто нужно проводить второй тур голосования для выявления победителя, а это требует немалых финансовых затрат 2.Пропорциональная системаоснована на подаче голосов за список кандидатов, принадлежащих какой-либо политической партии. Количество мест в парламенте, занимаемых депутатами определенной партии, определяется прямо пропорционально количеству (процентам) голосов, набранных данной партией на выборах Достоинства пропорциональной системы — это недостатки мажоритарной системы. Пропорциональная система отражает интересы также и меньшинства населения, которое представляют в парламенте партии, получившие небольшой процент голосов избирателей. Парламент, в котором представлены различные партии, но в разном объеме, отражает расстановку сил в стране. Но она имеет и недостатки: довольно сложна, и ее применение предполагает наличие относительно высокого уровня политической грамотности населения. Оно должно уметь разбираться в партиях всего политического спектра, притом что их различия зачастую трудноуловимы. Труден и подсчет голосов при пропорциональной системе. Во многих странах, для того чтобы обеспечить эффективное использование этой системы, устанавливается заградительный барьер,лишающий малые партии, набравшие слишком мало голосов, возможности участвовать в распределении депутатских мандатов. В нашей стране он равен 7% (в других встречается и несколько меньший). В Российской Федерации на данный момент при формировании представительного законодательного органа используется пропорциональная избирательная система. Голосование происходит за федеральные списки кандидатов политических партий, принимающих участие в выборах. Все 450 мест в Государственной Думе заполняются путём распределения мандатов среди кандидатов, включённых в списки политических партий, преодолевших 7% барьер на выборах. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|