Здавалка
Главная | Обратная связь

Структура судебной власти.



Судебная власть в Российской Федерации состоит из трех ветвей (рис. 2.3).

I. Конституционные суды.Конституционный Суд России и конституционные суды в республиках, а также уставные суды в краях и областях составляют первую ветвь судебной власти. Их основная задача состоит в проверке на соответствие Конституции РФ актов органов государственной власти.

Состав Конституционного Суда.Деятельность Конституционного Суда РФ регулируется ст. 125 Конституции и Законом о Конституционном Суде (1994 г.). Конституционный Суд состоит из 19 судей, назначаемых Советом Федерации по представлению Президента России. Полномочия Конституционного Суда не ограничены сроком. Полномочия же конкретного судьи такое ограничение имеют: он не может занимать должность более 12 лет. Ограничен и предельный возраст для пребывания в должности судьи — 70 лет. Назначение на должность судьи на второй срок не допускается.

Рис. 2.3. Структура судебной власти

Структура Конституционного Суда.Вего составе выделяются две палаты, включающие соответственно десять и девять судей. Персональный состав определяется путем жеребьевки, проводимой в соответствии с Регламентом Конституционного Суда. Состав палат не должен оставаться неизменным более чем три года подряд. Полномочия председательствующего на заседаниях палаты выполняются судьями палаты по очереди. Судом проводятся пленарные заседания, на которых рассматриваются наиболее важные вопросы.

Возглавляет Конституционный Суд Председатель,который руководит подготовкой пленарных заседаний, созывает их, председательствует на них; представляет Конституционный Суд в отношениях с государственными органами, общественными объединениями, осуществляет общее руководство аппаратом Суда и др.

Председатель Конституционного Суда издает приказы и распоряжения.

Заместитель Председателя Конституционного Судавыполняет по уполномочию Председателя отдельные его функции, а также выполняет другие обязанности, возложенные на него Конституционным Судом.

Судья-секретарьосуществляет непосредственное руководство работой аппарата, организационно обеспечивает подготовку и проведение заседаний Суда, доводит до сведения соответствующих органов, организаций и лиц решения, принятые Конституционным Судом; организует информационное обеспечение судей и др.

Избираются указанные должностные лица сроком на три года на пленарном заседании Конституционного Суда тайным голосованием большинством голосов от общего числа судей.

Конституционный Суд в своей деятельности руководствуется следующими принципами: независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон.

Компетенция Конституционного Судавесьма широка. Ею суд наделяется для защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории России.

1. Конституционный Суд решает дела о соответствии Конституции РФ:

  • федеральных законов, актов Президента России, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;
  • конституций республик, уставов, краев и областей, а также законов и иных нормативных актов субъектов Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению федеральных органов и органов власти субъектов Федерации;
  • договоров между органами государственной власти России и органами власти субъектов Федерации, договоров между органами власти субъектов Федерации;
  • не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

2. Разрешает споры о компетенции:

  • между федеральными органами государственной власти;
  • между органами власти Федерации и субъектов Федерации;
  • между высшими государственными органами субъектов РФ.

3. Проверяет конституционность закона, примененного в конкретном деле, по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов.

4. Дает толкование Конституции РФ.

5. Дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента России в государственной измене или совершении тяжкого преступления.

6. Выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

Внутренняя деятельность Конституционного Суда регулируется его Регламентом. Решения Конституционного Суда обязательны для всех и обжалованию не подлежат.

II. Суды общей юрисдикции.Эти суды осуществляют уголовное, гражданское, административное судопроизводства.

Нижнее звено судов общей юрисдикции представлено мировыми судьями и районными судами. Они рассматривают основную массу дел в первой инстанции, им подсудны практически все дела, кроме тех, которые переданы в ведение вышестоящих судов.

Мировые судьи являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации. Районные суды являются федеральными судами.

Компетенция между мировыми судьями и районными судами определяется методом исключения, т.е. все дела подсудны районным судам, кроме тех которые отнесены законом к компетенции мировых судей. Мировые судьи рассматривают в первой инстанции в основном некрупные, несложные дела: (например, уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает 3 лет лишения свободы, имущественные споры при цене иска не более 50 тыс. рублей, несложные семейные споры и т.п.)

Районные суда выступают так же в качестве второй (апелляционной) инстанции по проверке законности и обоснованности решений мировых судей.

Суды среднего звена — это суды субъектов Федерации (республиканские, областные, краевые, окружные, городов Москвы и Санкт-Петербурга).Количество судей в этих судах неодинаково и зависит от численности населения субъекта Федерации. Они рассматривают по первой инстанции дела о наиболее опасных преступлениях (например, дела о взятках, крупных хищениях), выступают в роли судов второй (кассационной) инстанции, а также осуществляют проверку решений судов нижнего звена (в порядке надзора).

Военные суды — это специализированные суды, но они являются органичной частью судебной системы, о чем свидетельствует тот факт, что высшей инстанцией для военных судов является Верховный Суд России. Система военных судов состоит из судов основного звена (военные суды гарнизонов, объединений армий, флотилий), среднего звена (военные суды военных округов, флотов групп войск, судов видов, родов войск) и, наконец, высшего звена (Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации). Военные суды рассматривают дела о преступлениях военнослужащих и военнообязанных, совершенных во время военных сборов, и некоторые другие.

Верховный Суд РФ возглавляет систему судов общей юрисдикции. Он имеет следующие судебные полномочия:

  1. рассмотрение дел по первой инстанции, если они отличается особой сложностью и особой важностью;
  2. проверка обоснованности и законности решений, не вступивших в законную силу (по второй кассационной инстанции);
  3. проверка приговоров, вступивших в законную силу (в порядке надзора).

Организационные полномочия Верховного Суда также очень значимы:

  1. изучение и обобщение судебной практики, судебной статистики;
  2. дача руководящих разъяснений законов, которые обязательны для всех судов (вынесение постановлений Пленумом Верховного Суда РФ);
  3. осуществление права законодательной инициативы.

III. Арбитражные суды.Эти суды разрешают споры между юридическими лицами, а также гражданами-предпринимателями, государственными органами:

  1. в сфере экономики (о заключении и расторжении договоров, исполнении договорных обязательств, о признании права собственности, о возмещении убытков и др.);
  2. в сфере управления, касающейся действий органов исполнительной власти;
  3. между органами исполнительной власти субъектов Федерации;
  4. о банкротстве;
  5. о защите чести, достоинства и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности;
  6. о возврате из бюджета денежных средств, списанных в бесспорном (безакцептном) порядке, и др.

Основную нагрузку в рассмотрении дел, относящихся к ведению арбитражных судов, несут арбитражные суды субъектов Федерации.Они являются нижним звеном в системе арбитражных судов.

Вторым звеном этой системы судов являются арбитражные апелляционные суды (всего их 20).

Федеральные арбитражные суды округов являются судами по проверке законности и обоснованности решений арбитражных судов субъектов Федерации в кассационной инстанции.

Высший Арбитражный Суд в первой инстанции рассматривает жалобы на ненормативные акты Президента, палат Федерального Собрания, Правительства, нарушающие права и законные интересы организаций и граждан-предпринимателей, а также экономические споры между Российской Федерацией и субъектами Федерации, между субъектами РФ. В его компетенцию входит и рассмотрение дел в порядке надзора. В обязанности Высшего Арбитражного Суда входит изучение и обобщение судебной практики, разработка предложений по совершенствованию законов, он может выступать с законодательной инициативой и др.

В целом же надо отметить, что судебная власть — это действенный и необходимый инструмент, посредством которого право воздействует на общественные отношения, инструмент не единственный, но главенствующий в конфликтных ситуациях.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.