Здавалка
Главная | Обратная связь

Основания возникновения, изменения и прекращения административных правоотношений, их виды



Как и любые правоотношения, административно-правовые отношения возникают при наличии юридических фактов. Юридическими фактами являются обстоятельства, при которых возникают правоотношения, обусловленные требованиями конкретных административно-правовых норм.

В качестве юридических фактов, порождающих, изменяющих или прекращающих административные правоотношения, выступают действия (бездействие) сторон.

Действия делятся на правомерные и неправомерные.

Правомерные действия соответствуют требованиям административно-правовых норм.

Неправомерные действия нарушают требования административно-правовых норм. Это прежде всего дисциплинарные или административные проступки, а также бездействие.

Основным видом правомерных действий служат правовые акты субъектов исполнительной власти, имеющие адресный характер. Их юридическим последствием является возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений.

Административно-правовым отношениям присущ элемент юридической властности. В соответствии с этим положением можно выделить две группы административно-правовых отношений: отношения, выражающие властную природу государственно-управленческой деятельности, и отношения, выходящие за рамки управляющего воздействия.

К первой группе относятся отношения между вышестоящими и нижестоящими органами исполнительной власти; между руководителями и подчиненными. Ко второй группе — отношения между сторонами, не связанными между собой соподчиненностью.

Нередко административные правоотношения делятся на субординационные и координационные. Субординационные отношения содержат значительную долю авторитарности. В координационных отношениях этот элемент якобы отсутствует. Однако такое предположение не согласуется с основным проявлением административных правоотношений в государственно-управленческой сфере, т. е. с их юридически-властными проявлениями.

Одной из наиболее распространенных в юридической литературе является классификация административно-правовых отношений по юридическому характеру взаимодействия их участников на вертикальные и горизонтальные правоотношения.

На практике вертикальность правоотношений означает, что у одной стороны есть юридически-властные полномочия, которых нет вообще или объем их меньше у другой стороны.

Горизонтальные административно-правовые отношения отличаются от вертикальных тем, что участвующие в них стороны фактически и юридически равноправны.

Такого рода отношения в сфере государственного управления не имеют широкого распространения. Административно-правовая теория и практика тем не менее исходит из того, что горизонтальными по своему характеру являются административно-процедурные, административно-процессуальные и административно-договорные отношения.

Административно-процедурные отношения возникают между исполнительными органами или должностными лицами одного уровня по поводу принятия совместных нормативных актов в сфере управления; по согласованию совместных действий; по формированию межведомственных комиссий; для проведения совместных заседаний, коллегий.

Административно-процессуальные отношения возникают между сторонами при рассмотрении административно-правовых споров.

Наконец, отношения административно-договорного характера возникают в результате различного рода соглашений, заключаемых между субъектами исполнительной власти.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.