Здавалка
Главная | Обратная связь

Субъекты административных правоотношений



Субъекты административного права — это конкретный участник административно-правовых отношений, в которые они вступают либо по своему усмотрению, либо в силу обязанности, возложенных на них специальными правовыми нормами.

Административно-правовые отношения возникают тогда, когда субъекты этих отношений имеют административную правоспособность, т. е. обладают необходимым объемом прав и обязанностей, создающих основу для их вступления в правоотношения.

В специальной литературе принято выделять индивидуальные (граждане, лица без гражданств, иностранные граждане, государственные служащие, должностные лица) и коллективные (государственные и негосударственные организации) субъекты административных отношений.

Физические лица как субъекты административных правоотношений
Административно-правовое положение граждан определяется прежде всего объемом и характером их административной правосубъектности, которая состоит из административной правоспособности и дееспособности.

Административная правоспособность— это признаваемая законом возможность гражданина быть субъектом административного права, иметь права и обязанности административно-правового характера. Правоспособность как таковая возникает с момента рождения гражданина и прекращается с его смертью. Объем и содержание административной правоспособности устанавливается и изменяется при помощи норм административного права, которые основываются на положениях, закрепленных в Конституции РФ.

Административная правоспособность граждан не может быть отчуждаема или передаваема. Ее объем изменяется лишь законом. Административная правоспособность может быть лишь временно ограничена для отдельных категорий граждан и в случаях, предусмотренных законом.

Например, в связи с совершением уголовного или административного правонарушения. В соответствии с Конституцией РФ право на жизнь, свобода совести, неприкосновенность частной жизни, равно как и другие права и свободы не подлежат ограничению.

Административная правоспособность предполагает неразрывную связь прав и обязанностей граждан, а также их взаимодействие с органами исполнительной власти в сфере государственного управления; с системой местного самоуправления; с государственными предприятиями, учреждениями и организациями; с негосударственными предприятиями, учреждениями, организациями.

Таким образом, система исполнительной власти является важнейшей сферой реализации административной правоспособности граждан, связанной с правом граждан на участие в государственном управлении.

Административная дееспособность граждан— это способность личными действиями приобретать права и обязанности административно-правового характера, осуществлять их, а также нести личную ответственность за совершенные правонарушения. Дееспособность в полном объеме возникает по достижении 18 лет. Правовые нормы, которые бы ограничивали дееспособность граждан, в административном праве отсутствуют.

Права и обязанности граждан в сфере государственного управления закреплены Конституцией РФ. В административно-правовой литературе их подразделяют на две основные группы: статутные и адекватные.

Статутные указывают на положение гражданина в социальной структуре страны. Они не связаны с какими-либо сферами общества и имеют универсальное значение. К этой группе относятся: право на жизнь, на пользование родным языком, запрет на принудительный труд и др.

Адекватные права и обязанности связаны с теми сферами, в которых эти права и обязанности могут реализоваться. К этой группе относятся: личные права и обязанности, социально-экономические, социально-культурные и социально-политические.

Во взаимодействии с управленческими структурами реализуются следующие права и свободы.

Во-первых, право граждан участвовать в управлении государством как непосредственно, так и через своих представителей. Это право, в свою очередь, закреплено правом избирать и быть избранным в центральные и местные органы самоуправления.

Во-вторых, право граждан на объединение, включая право на создание профсоюзов.

В-третьих, право граждан проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования.

Кроме того, во взаимодействии с управленческими структурами реализуются такие права, как право граждан на свободу и личную неприкосновенность (до судебного решения лицо может быть задержано на срок не более 48 ч); право на неприкосновенность жилища; на свободное передвижение; право обращаться лично в государственные органы; право свободно искать, получать, передавать информацию любым законным способом, за исключением сведений, составляющих государственную тайну; право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями, и др.

Помимо прав, граждане имеют ряд обязанностей, также закрепленных в Конституции РФ. К ним относятся обязанности платить законно установленные налоги и сборы; сохранять природу и окружающую среду; сохранять природные богатства; защищать Отечество; соблюдать Конституцию РФ и законы страны.

Важнейшей обязанностью граждан как субъектов административного права является соблюдение ими административно-правовых норм. Конкретный объем обязанностей фиксируется в различных нормативно-правовых актах.

Несоблюдение гражданами своих обязанностей создает возможность применения мер воздействия. Неправомерные действия граждан образуют административные правонарушения, влекущие за собой административное принуждение.

Цит. по: Правоведение: учебник / М.Н.Марченко,
Е.Н.Дерябина.
- М: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – с.282-292 .







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.