Здавалка
Главная | Обратная связь

Понятие государственной службы и государственного служащего



Государственная служба — это не просто работа по найму в государственном органе или в учреждении, а профессиональная деятельность граждан по обеспечению полномочий Российской Федерации, субъектов РФ, органов государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ, а также лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и ее субъектов.

Соответственно, государственным служащимпризнается гражданин Российской Федерации, осуществляющий такую профессиональную служебную деятельность и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств соответствующего бюджета.

Государственная служба подразделяется на следующие виды:

  • государственная гражданская служба (федеральная и субъектов Федерации);
  • военная служба;
  • правоохранительная служба.

Понятие и виды государственных должностей.Необходимо различать два понятия: должность и должность государственной службы.

Должностью признается штатная единица организации, учреждения, которой соответствует служебное полномочие, определяемое кругом прав и обязанностей служащего, связанных с занимаемой им должностью. В теории выделяют следующие виды должностей. Во-первых, это должности представителей власти (лиц, которые, работая в государственных органах и учреждениях, наделены правом в пределах своей компетенции принимать решения, обязательные для исполнения не подчиненными им субъектами). Во-вторых, это должности, связанные с выполнением организационно-распределительных функций (функций по осуществлению руководства трудовым коллективом, участком работы и т.п.). В-третьих, это должности, связанные с осуществлением административно-хозяйственных обязанностей (обязанностей по управлению и распоряжению имуществом).

Но говорить о государственной службе позволяет осуществление не любой должности, а только осуществление должностей государственной службы. К ним относятся только должности в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов РФ, в иных государственных органах с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей. Должности государственной гражданской службы включаются в реестр должностей государственной гражданской службы.

Выделяются следующие категории должностей гражданской службы:

  1. руководители— должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, представительств государственных органов, а также структурных подразделений указанных государственных органов, замещаемые на определенный срок или без ограничения срока полномочий;
  2. помощники (советники)— должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;
  3. специалисты— должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;
  4. обеспечивающие специалисты— должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

Должности гражданской службы подразделяются на следующие группы:

  1. высшие должности гражданской службы. Гражданским служащим, замещающим должности этой группы, Президентом РФ присваивается классный чин действительного государственного советника РФ 1, 2 или 3-го класса;
  2. главные должности гражданской службы. Гражданским служащим, замещающим должности указанной группы, Правительством РФ либо руководителем соответствующего органа власти присваивается классный чин государственного советника РФ 1, 2 или 3-го класса;
  3. ведущие должности гражданской службы(советник государственной гражданской службы РФ 1, 2 или 3-го класса);
  4. старшие должности гражданской службы(референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса);
  5. младшие должности гражданской службы(секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса).

Должности категорий «руководители» и «помощники (советники)» подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы.

Должности категории «специалисты» подразделяются на высшую, главную, ведущую и старшую группы должностей гражданской службы. Должности категории «обеспечивающие специалисты» подразделяются на главную, ведущую, старшую и младшую группы должностей гражданской службы.

Для того чтобы занимать определенную должность, гражданин должен удовлетворять определенным квалификационным требованиям,в число которых входит высшее либо среднее профессиональное образование (в зависимости от категории и группы должности), стаж государственной службы либо опыт работы по специальности и др.

Принципы государственной службы.Деятельность любого государственного служащего должна определяться следующими основными принципами, установленными законодательством Российской Федерации:

  1. Законность,т.е. точное соблюдение требований нормативных актов всеми государственными служащими
  2. Федерализм,обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ.
  3. Приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты.
  4. Равный доступ граждан, владеющих государственным языком, к государственной службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего.
  5. Принцип единства правовых и организационных основ государственной службы предполагает законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы, как федеральной, так и субъектов Федерации. В настоящее время основы государственной службы определяются федеральными законами от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».
  6. Принцип взаимосвязи государственной и муниципальной службы, предполагающий, в частности, единство требований и ограничений при прохождении службы, включение в стаж гражданской службы периодов замещения должностей в органах местного самоуправления и др.
  7. Открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю,объективное информирование общества о деятельности государственных служащих.
  8. Профессионализм и компетентность государственных служащих, обеспечиваемые предъявлением к подготовке государственных служащих определенных требований как при поступлении на государственную службу, так и в процессе ее прохождения.
  9. Защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.
  10. Стабильность гражданской службы.
  11. Взаимодействие с общественными объединениями и гражданами.

В теории административного права также выделяются:

  • принцип обязательности для государственных служащих решений, принимаемых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законом;
  • принцип ответственности государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;
  • принцип внепартийности и внерелигиозности государственной службы, отделения религиозных объединений от государства.

Основы статуса государственных служащих.Статус государственных служащих состоит из двух частей: общегражданские права и обязанности и служебные (рис. 2.6).

Служебные права и обязанности не могут выходить за пределы прав и обязанностей органа, где проходят службу государственные служащие. Чаще всего права должностного лица одновременно являются и его обязанностями, а осуществление этих прав гарантируется государственным принуждением. Служебные права и обязанности каждого государственного служащего можно разделить на общие для всех служащих и специальные, т.е. такие права и обязанности, которые свойственны только определенной должности и вытекают из полномочий конкретного государственного органа. Специальные права и обязанности определяются в законах, должностных инструкциях, регламентах и т.п.

Рис. 2.6. Статус государственных служащих

Общегражданские права и обязанности государственных служащихявляются предметом изучения науки конституционного права. В рамках административного права рассматривается лишь один аспект данного вопроса: ограничения, налагаемые на государственных служащих. Они устанавливаются в интересах эффективной работы государственного аппарата. Государственному служащему запрещается:

  • участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;
  • замещать должность гражданской службы в случае:
  1. избрания или назначения на государственную должность;
  2. избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;
  3. избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе;
  • осуществлять предпринимательскую деятельность;
  • приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;
  • быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы;
  • получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта РФ и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленных ГК РФ;
  • использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;
  • допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности;
  • использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;
  • использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его Должностные обязанности, и др.

Кроме того, гражданин после увольнения с гражданской службы не вправе замещать в течение двух лет должности, а также выполнять работу на условиях гражданско-правового до говора в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями непосредственно входили в его должностные обязанности.

Прохождение государственной службы.Прохождение гocyдарственной службы включает несколько этапов.

Поступление на госслужбу.Законодательством установлен принцип равного доступа к государственной службе, предполагающий единство требований к кандидатуре государственного служащего. Так, право поступления на государственную служб) имеют граждане РФ не моложе 18 лет, владеющие государственным языком. Определенные квалификационные требования предъявляются к уровню подготовки, стажу, возрасту, здоровью.

Закон предусматривает перечень ситуаций, когда гражданин не может быть принят на государственную службу: недееспособность, ограниченная дееспособность; решение суда, исключающее возможность исполнения должностных обязанностей (например, лишение права занимать определенные должности), а также наличие судимости; наличие заболевания, препятствующего исполнению должностных обязанностей; близкое родство или свойство с государственным служащим, если их государственная служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного другому; наличие гражданства иностранного государства; представление при поступлении на госслужбу заведомо ложных сведений о доходах и имуществе и др.

Способом замещения государственной должности государственной службы является назначение, т.е. юридический акт компетентного государственного органа или должностного лица, определяющий момент официального возложения на служащего прав и обязанностей, соответствующих занимаемой должности. Иногда основанием для занятия государственной должности является избрание кандидата. В ряде ситуаций акт назначения может состояться только в случае успешного прохождения конкурса на замещение вакантной должности либо в форме конкурса документов, когда конкурсная комиссия оценивает участников конкурса на основании документов об образовании, о прохождении государственной службы, другой трудовой деятельности и др., либо в форме конкурса-испытания на соответствующую государственную должность.

После назначения на должность гражданин заключает служебный контракт на неопределенный срок либо на определенный срок.

Прохождение госслужбы.При прохождении государственной службы на гражданина распространяются нормы трудового права в части, не урегулированной специальными законами о государственной службе. Закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» устанавливает многочисленные правила, регламентирующие служебные отношения, в частности, нормы о служебном контракте, служебном времени и времени отдыха, оплате труда, государственных гарантиях на службе, поощрениях и дисциплинарных взысканиях (замечание, выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, освобождение от замещаемой должности, увольнение), рассмотрении индивидуальных служебных споров и др. Кроме того, закон устанавливает в качестве обязательного требования прохождение госслужащим аттестации один раз в три года.

Прекращение госслужбы.Законодательство предусматривает расширенный по сравнению с трудовым законодательством перечень оснований для увольнения госслужащего по инициативе руководителя государственного органа. Так, кроме оснований, предусмотренных ТК РФ, руководитель может уволить госслужащего в следующих случаях:

  • достижение госслужащим предельного возраста нахождения на госслужбе (он установлен в 65 лет);
  • прекращение гражданства Российской Федерации;
  • несоблюдение обязанностей и ограничений, установленных для госслужащего;
  • разглашение государственной и иной охраняемой законом тайны;
  • возникновение обстоятельств, препятствующих поступлению на госслужбу, и др.






©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.