Правовые акты в сфере управления
Понятие правовых актов управления.Правовым актам управления присущи следующие признаки
Виды правовых актов управления.Основанием для классификации являются юридические свойства актов, в соответствии с которыми все правовые акты можно разделить на нормативные, индивидуальные и смешанные. Нормативные акты управленияустанавливают правила поведения, рассчитанные на длительное применение, регулируют однотипные отношения и имеют общий характер, т.е. ориентированы на неопределенный круг лиц. Такие акты, во-первых, издаются в развитие законов, во-вторых, могут устанавливать типовые правила в сфере государственного управления (например, таможенные правила), а также определять статус органов исполнительной власти, быть направленными на охрану отношений в сфере государственного управления, т.е. иметь правоохранительный характер. Индивидуальные акты управлениятакже являются юридическими актами, но они направлены на возникновение, изменение и прекращение административных правоотношений. Данные акты носят правоприменительный характер и издаются в отношении определенных, указанных в акте лиц, разрешая конкретные административные дела (например, приказ о назначении на должность, постановление о наложении административного наказания и т.п.). Смешанные акты управления— это такие акты, в которых сочетаются нормы и индивидуальные установления (например, акт устанавливает статус какого-либо государственного органа, и в нем же назначается руководитель этого органа).
Рис. 2.7. Виды правовых актов управления Действие правовых актов управления.Действующим является такой правовой акт, который обладает юридической силой, т.е. способностью вызывать правовые последствия. Поэтому всегда весьма важным является момент вступления акта в силу. Этот момент может быть определен в самом акте: акт может вступать в силу с момента опубликования, принятия, подписания, через некоторое время после опубликования и др. В сфере государственного управления действует презумпция действительности правовых актов управления. Это означает, что правовой акт предполагается имеющим юридическую силу до того момента, пока он не будет отменен в установленном законом порядке. Сомнение в законности акта не является основанием для его неисполнения. Правовые акты должны отвечать определенным требованиям, при несоблюдении которых акт не может иметь юридическую силу.
В том случае, если акт не удовлетворяет перечисленным требованиям, он должен быть отменен либо тем органом, который его принял, либо вышестоящим органом, либо судом по жалобе заинтересованных лиц. Возможен косвенный вариант отмены — путем принятия нового правового акта, регулирующего те же вопросы. Кроме того, для устранения недостатков акта возможна не полная его отмена, а лишь изменение, которое происходит, как правило, в форме нового решения, принятого тем же субъектом управления. В некоторых случаях при оспаривании правовых актов (обжаловании или опротестовании) возможно приостановление их действия или исполнения. Приостановление акта возможно в форме принятия акта о приостановлении (например, решение Президента РФ о приостановлении актов органов исполнительной власти субъектов РФ по мотивам противоречия Конституции РФ), а также в результате действия правового автоматизма (например, протест прокурора автоматически приостанавливает решение начальника уголовно-исполнительного учреждения — колонии, тюрьмы и др.). Цит. по: Российское право: учебник для вузов / Т.В. Кашанина, ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|