Здавалка
Главная | Обратная связь

Основы бюджетного права



Бюджетное право - основной раздел финансового права, включающий в себя финансово-правовые нормы, устанавливающие структуру бюджетной системы РФ, перечень бюджетных доходов и расходов, порядок распределения их между различными видами бюджетов, бюджетные права РФ, субъектов РФ, административно-территориальных единиц; регламентирующие бюджетный процесс, а также регулирующие формирование и использование государственных внебюджетных фондов в целях финансового обеспечения социально-экономического развития страны и других потребностей общества.

Цит. по: Финансовое право: учебник / Л.Г.Вострикова. - М: Изд-во Юстицинформ, 2007. – с.100-300..

Бюджетная система Российской Федерации.

Бюджет — это центральный институт финансового права, так как именно в форме бюджетов различных уровней происходит аккумуляция, распределение и использование основной массы государственных и муниципальных денежных средств, о материальном смысле бюджет — это централизованный денежный фонд, формируемый Российской Федерацией, субъектами РФ, муниципальными образованиями для осуществления функций этих государственных и муниципальных образований.

Кроме того, существует экономическое понимание бюджета. Бюджетом в этом смысле является система экономических отношений, возникающих по поводу создания, распределения и использования средств бюджетных фондов различных уровней.

В юридическом смысле бюджет— это финансовый план образования и расходования денежных средств бюджетных фондов различного уровня, утверждаемый соответствующими представительными государственными и муниципальными органами для обеспечения функций государственных и муниципальных образований.

Цит. по: Российское право: учебник для вузов / Т.В. Кашанина,
А.В. Кашанин. - М.: Норма, 2005. - С. 574–645.

В соответствии со ст. 10 БК

РФ к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся:

  • федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
  • бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • местные бюджеты, в том числе: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; бюджеты городских и сельских поселений.

Правовая форма бюджетов. Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований.

Финансовый годвРоссийской Федерации продолжается с 1 января по 31 декабря соответствующего года. Бюджеты утверждаются ежегодно на этот срок. Однако ранее в условиях инфляции и связанных сэтим трудностей в принятии бюджетов практиковалось принятие бюджета и на более короткий (например, квартал).

Законом предусмотрено понятие консолидированного бюджета, который представляет собой свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории. Так, федеральный консолидированный бюджет включает собственно бюджет Российской Федерации, а также бюджеты субъектов РФ и муниципальных образований. Консолидированный бюджет района включает бюджеты района, городские, поселковые бюджеты. На основе консолидированных бюджетов рассчитываются нормативы бюджетной обеспеченности субъектов РФ и муниципальных образований, решается вопрос о предоставлении дотаций и субсидий из вышестоящего бюджета в нижестоящий.

Бюджетное устройство — это организация и принципы построения бюджетной системы, представляющей собой совокупность бюджетов государственных и муниципальных образований, существующих на территории страны.

Как видно из определения, бюджетное устройство государства зависит от государственного и административно-территориального устройства страны. Одно дело, если это унитарное государство, другое — если федеративное. Российская Федерация является федеративным государством, признающим права местного самоуправления.

Каждый субъект РФ и муниципальное образование в пределах своих полномочий самостоятельно устанавливают свою бюджетную систему исходя из государственного и административно-территориального устройства своей территории.

Однако дать полную характеристику бюджетной системы РФ исходя всего лишь из перечня элементов бюджетной системы абсолютно невозможно. Не менее важным представляется характеристика связей между перечисленными элементами, при отсутствии которых нельзя было бы говорить о наличии системы. Поэтому, строго говоря, легальное определение бюджетной системы является неточным: это не просто совокупность бюджетов страны, а совокупность бюджетов и связей между ними. Взаимосвязь элементов бюджетной системы становится ясна при анализе принципов ее построения.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.