Налоговая система Российской Федерации
Налоговой системе свойственны признаки, характеризующие любую систему, - поэлементный состав систем, взаимозависимость элементов, органическая цельность и единство, непрерывное развитие и т.д. Итак, налоговая система - это взаимосвязанная совокупность действующих в данный момент в конкретном государстве существенных условий налогообложения. В этой связи необходимо подчеркнуть, что понятия "налоговая система" и "система налогов" (ст. 12-18 НК РФ) нетождественны. Налоговая система - более широкое понятие, т.к. она характеризуется экономическими и политико-правовыми показателями. Экономические показатели: - налоговый гнет (налоговое бремя). Он определяется как отношение общей суммы налоговых сборов к совокупному национальному продукту; соотношение налоговых доходов от внутренней и внешней торговли; соотношение прямого и косвенного налогообложения; структура прямых налогов. Политико-правовые показатели - соотношение компетенций центральных и местных органов власти. Существует три варианта соотношения компетенции:
Прямые налоги - налоги, непосредственно обращенные к налогоплательщику, т.е. его доходам, имуществу и другим объектам налогообложения (при прямом налоге юридический и фактический плательщики представлены одним и тем же лицом). Косвенные налоги - налоги, установленные в виде надбавки к цене реализуемых товаров и не связанные непосредственно с доходами или имуществом фактического плательщика (разновидность косвенных налогов - акциз, налог на добавленную стоимость). Юридическая обязанность уплаты косвенного налога возлагается на предприятие, производящее определенную продукцию. Фактический же плательщик- потребитель этой продукции, который приобретает ее по ценам, повышенным на сумму косвенного налога. Целевые налоги - налоги, зачисляемые в целевые внебюджетные фонды. Цит. по: Финансовое право: учебник / Л.Г.Вострикова. - М: Изд-во Юстицинформ, 2007. – с.100 -300.. Система налогов В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные. В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики (ст. 19 НК РФ) и следующие элементы налогообложения: 1) объект налогообложения (ст. 38 НК РФ); 2) налоговая база (ст. 53 НК РФ); 3) налоговый период (ст. 55 НК РФ); 4) налоговая ставка (ст. 53 НК РФ); 5) порядок исчисления налога (ст. 52 НК РФ); 6) порядок и сроки уплаты налога (ст. 57, 58 НК РФ). Не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ В необходимых случаях при установлении налога в нормативно-правовом акте могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками (ст. 56 НК РФ). Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено п.7 ст. 12 НК РФ. В соответствии со ст. 13 НК РФ к федеральным налогам и сборам относятся:
Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено п.7 ст. 12 НК РФ. При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены настоящим Кодексом. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ. Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения. В соответствии со ст. 14 НК РФ к региональным налогам и сборам относятся:
Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено п.7 ст. 12 НК РФ. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах. При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены НК РФ. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ. Представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) законодательством о налогах и сборах в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения. В соответствии со ст. 15 НК РФ к местным налогам относятся:
Специальные налоговые режимы. П.7 ст. 12 НК РФ предусмотрена возможность установления специальных налоговых режимов – это режимы, которые предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных вышеуказанных налогов и сборов. К специальным налоговым режимам относятся:
Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, указанных в статьях 13 - 15 НК РФ. Налоговый контроль Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Налоговым кодексом РФ. Налоговые органы, таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов и органы внутренних дел в порядке, определяемом по соглашению между ними, информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач. При осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции РФ, настоящего Кодекса, федеральных законов, а также в нарушение принципа сохранности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну. В целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным НК РФ. Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. Министерство финансов Российской Федерации вправе определять особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков, а также устанавливать особенности учета иностранных организаций. Особенности учета налогоплательщиков при выполнении соглашений о разделе продукции определяются гл. 26.4 НК РФ. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|