Здавалка
Главная | Обратная связь

Подходы к пониманию права и их значение для юридической науки



От составителя: В юридической литературе нет однозначного подхода к определению понятия «право». Это одна из самых дискуссионных тем. В настоящее время выработано большое множество различных определений данного понятия, вместе с тем, никакое из них не может отразить все подходы и различия в его трактовке, а также полно передать сущность, содержание, назначение и т.д. Во многом это объясняется сложностью, неоднозначностью, многослойностью и сильной изменчивостью права как такового.

Наиболее известные теории права.

Теория естественно права (XVII – XVIII вв.). Её основоположниками считаются Г.Гроций, Т.Гоббс, Дж.Локк, Ш.-Л.Монтескье, Д.Дидро, Ж.-Ж.Руссо, А.Н.Радищев.
Основные положения данной теории:

  • Право и закон – не одно и тоже.
  • Право существует само по себе, имеет естественный (природный) характер. Оно выступает в качестве основания и критерия для различения должного (дозволенного) и недолжного (недозволенного) по своей природе, а не в силу волеустановленных (людьми или богом) предписаний.
  • Право – это совокупность высших нравственных ценностей (свобода, равенство, справедливость), т.е. фактически право и мораль едины;
  • Права человека имеют естественный характер, принадлежат человеку от рождения и не зависят от волеизъявления законодателя.
  • Законы– это искусственные конструкции, писанное право, созданное людьми и поддерживаемое государством. Не всегда законы соответствуют естественному праву.

Историческая школа права (конец XVIII – первая половина XIX вв.). Г.Гуго, К.Савиньи, Г.Пухта – австрийские и немецкие юристы.

Основные положения:

  • Подвергали критике естественно-правовую доктрину.
  • Право возникает спонтанно, формируется постепенно (подобно языку, нравам) и эволюционирует
  • Основу права составляют сложившиеся и устоявшиеся правовые обычаи (обычное право), право добровольно принимается народом в силу его адекватности жизненным обстоятельствам.
  • Нет смысла искусственно конструировать правовую систему, так как созданная отдельно от самой истории жизни народа (народного духа), она не может привиться обществу.
  • Позитивное право производно от права обычного. Законы, есть юридическое закрепление уже сложившихся обычаев.

«Нормативистский» подход к праву(первая треть XX в.). Х.Кельзен, Р.Штаммер, П.И.Новгородцев

Основные положения:

  • Право представляет собой иерархическую (ступенчатую) систему норм, представляемую в виде лестницы (пирамиды), где каждая верхняя ступенька обусловливает нижнюю, а нижняя вытекает из верхней, ей подчиняется.
  • Во главе данной пирамиды стоит «основная норма» (например, конституция), определяющая смысл и содержание нижестоящих норм.
  • Соответствие нижестоящих норм вышестоящим и есть утверждение строгой законности.
  • Право, есть совокупность охраняемых государством норм (фактически совокупность нормативных актов).
  • Право существует только в юридических кодифицированных нормах, не может быть права вне норм (например, естественного права).
  • Отделение права от философии, морали, религии и т.д. Считается, что юридическая наука должна отказаться от изучения права в его социально-экономической, политической, нравственной, исторической и т.д. оценке; право необходимо изучать в его "чистом" виде, только собственно правовую форму.

Психологическая теория права (первая половина XX в.). Л.И.Петражицкий, Г.Тард, М.А.Рейснер.

Основные положения:

  • Причины, обуславливающие существование права, коренятся в психологии личности и социальных групп.
  • В основе всех социальных ценностей и норм, в том числе и правовых, лежит инстинкт подражания.
  • Различается "официальное", или позитивное, право (т. е. действующая система правовых норм) и "подлинное" или интуитивное право, «императивно-атрибутивные переживания и нормы» интуитивного происхождения, продукт личных переживаний, психологии личности.
  • Истинным является интуитивное право, так как именно оно побуждает человека к самостоятельным, волевым действиям.
  • Цель юридической науки - разработка политики права как совокупности мер, призванных направленно способствовать упрочению "правового" в психике, а соответственно, и в поведении человека.

Марксистская теория права (вторая половина XIX в. - до конца 80-х гг. XX в.). К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин, являлась господствующей в СССР и в странах социалистического лагеря.

Основные положения:

  • Классовая сущность права. Диктатура господствующего класса.
  • Право - возведенная в закон воля господствующего класса.
  • Право - часть надстройки над экономическим базисом общества.
  • Государства формирует право и поддерживает его с помощью принуждения, насилия, подавления.

Социологическая теория права (конец XIX в. - XXв.). Е.Эрлих, Л.Дюги, Г.Канторович, Р.Паунд, М.М.Ковалевский, С.А.Муромцев

Основные положения:

  • Право коренится не в текстах законов («право в книгах»), а в обществе (в общественных институтах и их внутренних нормах-требованиях) («живое право». Оно находится в постоянном изменении.
  • Право является одним из способов контроля за поведением членов общества наряду с религией, моралью, обычаями и др.
  • Право есть совокупность юридических отношений (правовой порядок). Нормы же представляются как некоторый атрибут порядка.
  • Право - это правовой порядок, режим регулирования социальных отношений посредством применения силы органами государства, реализация закона (т.е. правопорядок, юридическая практика, правоприменение).

Для глубокого познания права все вышеуказанные направления имеют положительное значение, так как отражают различные аспекты права, но должна существовать определенность в понимании права, в противном случае право утрачивает своё стабилизирующее и упорядочивающее значение.

Понимая и принимая всю необходимость развития философии и теории права (вопроса о том, что есть, что представляет собой право, его сущность, назначение и т.д.), есть смысл делать акцент на его практической применимости, в этом смысле важна, прежде всего, совокупность изданных в надлежащем порядке, защищаемых государством, сохраняющих юридическую силу правовых положений и законных установок.

(Прим. сост. хрест. - Морева А.А., к.ю.н. - М.: МТИ "ВТУ", 2011)

Понятие права

Право в объективном смысле - это социальный институт, совокупность правовых норм, соблюдение которых обеспечивается принудительной силой государства.

Поскольку субъекты права в дозволенных им пределах могут поступать по своему усмотрению, право нередко называют мерой свободы. В любом, в том числе в правовом государстве нет и не может быть тотальной свободы. Свободное поведение каждого субъекта при помощи права соразмеряется с аналогичным поведением других субъектов.

Цит. по: Правоведение: курс лекций /к.ю.н. А.А.Рожнов. - ИнфоФонд, 2008. с. 11–36.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.