Здавалка
Главная | Обратная связь

Упражнение «Жизненный сценарий».



Цель:рефлексивная переработка жизненного сценария, развитие лично­стных механизмов свободы и ответственности, формирование регуляторных функций оценивания и коррекции системы осознанной психобиографической регу­ляции.

Необходимое время:1, 5 часа.

Оборудование:лист бумаги и карандаш для каждого участника.

Инструкция и процедура:в качестве введения ведущий высказывает мысль о том, что некритически усвоенные убеждения и примеры других людей оказывают программирующее воздействие на нашу жизнь, играя порой судьбонос­ную роль. Ведущий отмечает, что все люди в той или иной степени подвержены программирующему воздействию со стороны других, особенно близких и родных людей. С целью организации непродолжительной групповой дискуссии можно использовать метод проблематизации, осветив две полярные точки зрения, напри­мер, «родители плохого не посоветуют» и «жить надо своим умом».

После этого ведущий дает инструкцию для самостоятельной работы: вспомнить те нотации, требования, убеждения, мнения и оценки, которые выска­зывались родственниками и просто близкими людьми (друзьями и подругами, школьными учителями, любимым человеком и др.) по поводу жизненного пути, жизненных целей, жизненных принципов и смысла жизни. Каждое из этих про­граммирующих положений должно быть именным, то есть иметь установленное авторство. Участникам коррекции необходимо оценить силу воздействия каждого положения на свою жизнь по 10-ти балльной шкале. Затем необходимо ответить на два важных вопроса по каждому из программирующих положений:

1. Согласуется ли данное программирующее положение с моими личными принципами, жизненными целями, жизненными решениями и смыслом жизни?

2. Конструктивный или деструктивный заряд вносит данное положение в мою
жизнь само по себе безотносительно того, как оно соотносится с моей жизнен­
ной философией?

Систематизировать результаты рефлексивной проработки элементов жизненного сценария поможет нижеследующая таблица:

 

Программирую­щее положение Автор Конструктивное / деструктивное Согласуется /не согласу­ется С чем согласу­ется / с чем не согласуется
         
         

Далее все программирующие положения необходимо разделить на четыре класса:

1. положения, которые гармонируют с жизненной философией участника и являются объективно конструктивными в его жизни;

2. положения, которые согласуются с жизненной философией участника, но разрушительно действуют на жизненный путь;

3. положения, которые конфликтуют с жизненной философией участника, но выступают как объективно конструктивные;

4. положения, которые конфликтуют с жизненной философией участника и обла­дают деструктивным потенциалом в его жизни.

Для облегчения работы на данном этапе можно воспользоваться вспомогательной формой:

 

  Конструктивный Деструктивный
Согласуется
Не согласуется

После этого аналитико-рефлексивный этап заканчивается и начинается синтетико-реконструктивный этап. Ведущий дает задание еще раз «пробежать» по программирующим положениям из категории № 1 и затем расслабиться, раскрепостить свое творческое воображение и представить себе, как сложится жизненный путь, если вооружиться этими программирующими положениями и методично про­водить их в действительность. Аналогичную визуализацию необходимо провести по всем классам программирующих положений. Основное направление визуали­зации - это прогнозирование того жизненного пути, который может явиться мате­риализованной формой того или иного класса программирующих положений. Да­лее участникам необходимо сделать ответственный выбор между четырьмя аль­тернативными вариантами жизненного пути.

В другой версии этого упражнения требуется, чтобы каждый участник стал «режиссером» и осуществил при содействии других участников психодраматиче­скую постановку своего жизненного сценария. При этом необходимо задейство­вать тот «сценарный аппарат» - круг лиц, оказывающих воздействие на жизнен­ный путь, и их программирующие положения, - который удалось объективировать на предыдущем этапе работы. После визуализации или драматизации проводится групповое обсуждение, на котором участники обмениваются вынесенным из уп­ражнения опытом, а также декларируют перед группой свое решение отречься от определенных программирующих положений и принять к исполнению некоторые из них.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.