Упражнение «Жизненный сценарий».
Цель:рефлексивная переработка жизненного сценария, развитие личностных механизмов свободы и ответственности, формирование регуляторных функций оценивания и коррекции системы осознанной психобиографической регуляции. Необходимое время:1, 5 часа. Оборудование:лист бумаги и карандаш для каждого участника. Инструкция и процедура:в качестве введения ведущий высказывает мысль о том, что некритически усвоенные убеждения и примеры других людей оказывают программирующее воздействие на нашу жизнь, играя порой судьбоносную роль. Ведущий отмечает, что все люди в той или иной степени подвержены программирующему воздействию со стороны других, особенно близких и родных людей. С целью организации непродолжительной групповой дискуссии можно использовать метод проблематизации, осветив две полярные точки зрения, например, «родители плохого не посоветуют» и «жить надо своим умом». После этого ведущий дает инструкцию для самостоятельной работы: вспомнить те нотации, требования, убеждения, мнения и оценки, которые высказывались родственниками и просто близкими людьми (друзьями и подругами, школьными учителями, любимым человеком и др.) по поводу жизненного пути, жизненных целей, жизненных принципов и смысла жизни. Каждое из этих программирующих положений должно быть именным, то есть иметь установленное авторство. Участникам коррекции необходимо оценить силу воздействия каждого положения на свою жизнь по 10-ти балльной шкале. Затем необходимо ответить на два важных вопроса по каждому из программирующих положений: 1. Согласуется ли данное программирующее положение с моими личными принципами, жизненными целями, жизненными решениями и смыслом жизни? 2. Конструктивный или деструктивный заряд вносит данное положение в мою Систематизировать результаты рефлексивной проработки элементов жизненного сценария поможет нижеследующая таблица:
Далее все программирующие положения необходимо разделить на четыре класса: 1. положения, которые гармонируют с жизненной философией участника и являются объективно конструктивными в его жизни; 2. положения, которые согласуются с жизненной философией участника, но разрушительно действуют на жизненный путь; 3. положения, которые конфликтуют с жизненной философией участника, но выступают как объективно конструктивные; 4. положения, которые конфликтуют с жизненной философией участника и обладают деструктивным потенциалом в его жизни. Для облегчения работы на данном этапе можно воспользоваться вспомогательной формой:
После этого аналитико-рефлексивный этап заканчивается и начинается синтетико-реконструктивный этап. Ведущий дает задание еще раз «пробежать» по программирующим положениям из категории № 1 и затем расслабиться, раскрепостить свое творческое воображение и представить себе, как сложится жизненный путь, если вооружиться этими программирующими положениями и методично проводить их в действительность. Аналогичную визуализацию необходимо провести по всем классам программирующих положений. Основное направление визуализации - это прогнозирование того жизненного пути, который может явиться материализованной формой того или иного класса программирующих положений. Далее участникам необходимо сделать ответственный выбор между четырьмя альтернативными вариантами жизненного пути. В другой версии этого упражнения требуется, чтобы каждый участник стал «режиссером» и осуществил при содействии других участников психодраматическую постановку своего жизненного сценария. При этом необходимо задействовать тот «сценарный аппарат» - круг лиц, оказывающих воздействие на жизненный путь, и их программирующие положения, - который удалось объективировать на предыдущем этапе работы. После визуализации или драматизации проводится групповое обсуждение, на котором участники обмениваются вынесенным из упражнения опытом, а также декларируют перед группой свое решение отречься от определенных программирующих положений и принять к исполнению некоторые из них. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|