Здавалка
Главная | Обратная связь

Упражнение «Судьба с судьбою говорит».



Цель:коррекция субъективной картины жизненного пути, формирование внутреннего локуса контроля жизни, осознание межличностных событийных свя­зей.

Оборудование:лист бумаги и карандаш для каждого участника.

Необходимое время:40 минут.

Инструкция и процедура:ведущий высказывает мысль, что причинами некоторых событий нашей жизни могут выступить события жизни окружающих нас людей и, наоборот, события нашей жизни могут фигурировать в качестве причин, отзывающихся событиями-следствиями в жизни окружающих. После этого группе предлагается ряд заданий:


1. Записать имена тех людей, которые когда-либо встречались или встретятся на
их жизненном пути и существенно повлияли, влияют или повлияют на их судь­бу.

2. Записать имена тех людей, с которыми их когда-либо сводила или сведет жизнь, на судьбы которых участники значительно повлияли, влияют или повлияют в будущем.

3. Записать 15 наиболее значимых событий своего жизненного пути.

В пустых ячейках предлагаемой ниже формы указываются события жизни людей, которые стали причиной значимого события в жизни участника. Например, если событие «развод» в жизни Персоны 1 стало причиной События 2 в жизни участника, то зто отображается следующим образом:

 

 

События Персона 1 Персона 2 Персона 3 Персона N
Событие 1        
Событие 2 «развод»      
Событие N        

 

В пустых ячейках предлагаемой ниже формы указываются события жизни людей, которые стали следствиями события жизненного пути участника коррек­ции.

 

 

События Персона 1 Персона 2 Персона 3 Персона N
Событие 1        
Событие 2        
Событие N        

После выполнения данного задания проводится коллективное обсуждение, на котором участники должны ответить на следующие вопросы:

  • Какие люди оказывают позитивное, а какие - негативное воздействие на Вашу жизнь?
  • От влияния каких людей Вам необходимо освободиться? Чье влияние на Ваш жизненный путь необходимо сгладить?
  • На чью жизнь Вы оказываете конструктивное, а на чью - разрушительное воздействие?
  • На чью жизнь Вам следует прекратить воздействовать? С чьей жизнью необ­ходимо обращаться бережнее?

После обсуждения проводится визуализация, в ходе которой участник представляет себя оказавшимся в картинной галерее, где выставлены портреты всех людей, с судьбами которых соприкоснулся его жизненный путь. У одних лю­дей участник должен мысленно попросить прощения, извиниться за нарочное или ненарочное вторжение в их жизнь, а другим - должен предъявить претензию за грубое вмешательство в его жизнь и мысленно порвать связи зависимости, рас­прощаться.

 

Занятие 4.

Цель: повышение общего уровня осмысленности жизни.

Упражнение «Мой жизненный путь».

Цель: оптимизация групповой динамики, развитие навыков биографиче­ской рефлексии, нейтрализация психологических защит биографии.

Оборудование: лист бумаги и карандаш для каждого участника.

Необходимое время: 30 минут.

Инструкция и процедура: участникам предлагается изобразить на бумаге карту собственной жизни, на которой будут отмечены основные «перевалочные пункты» жизненного маршрута - 15 наиболее значимых событий прошлого, на­стоящего и будущего. В начале карты ставится дата рождения, в конце - ожидае­мая продолжительность жизни. Все остальные обозначения на карту жизни нано­сятся по усмотрению участника. Ведущий предъявляет группе следующую инст­рукцию: «Представьте, что Вы картограф, который должен составить карту своего жизненного маршрута. Возможно, по этой карте будут ориентироваться люди, ко­торые захотят повторить Ваш жизненный маршрут. Вам необходимо обозначить на карте те жизненные опасности, которые подстерегают путников, те жизненные преграды, которые им придется превозмочь и т. д.».

По завершении рисования участники разбиваются на пары и рассказывают один другому о своем жизненном пути. После окончания работы в парах можно провести групповой конкурс на лучшую карту жизненного пути.

Упражнение «Биографические контрасты».

Цель: самодиагностика и коррекция эталонных представлений об осмыс­ленной и бессмысленной жизни, определение индивидуального уровня осмыслен­ности жизни.

Оборудование: лист бумаги и карандаш для каждого члена группы. Необходимое время: 40 минут.

Инструкция и процедура: в данном упражнении используется методиче­ский прием «рефлексивных контрастов», разработанный в рамках рефлексивно-гуманистической психологии сотворчества [264]. Лист бумаги необходимо расчер­тить на три графы, которые озаглавливаются как «Бессмысленная жизнь», «Ос­мысленная жизнь», «Моя реальная жизнь». Ведущий ставит перед участниками рефлексивные вопросы:

Ø Каковы главные события жизни человека, чью жизнь можно считать осмыслен­ной (бессмысленной)?

Ø Каковы ведущие ценности жизни человека, чью жизнь можно считать осмыс­ленной (бессмысленной)?

Ø Каковы преобладающие эмоциональные переживания человека, чья жизнь яв­ляется осмысленной (бессмысленной)?

Ø Какие мысли владеют человеком, чью жизнь можно назвать осмысленной (бес­смысленной)?

Ø Каково социальное окружение человека чья жизнь осмысленна (бессмыслен­на)?

Ø Каково мировоззрение человека, ведущего осмысленное (бессмысленное) су­ществование? и т. д.

Затем ведущий инструктирует участников описать основные события и ценности своей жизни, собственные эмоциональные переживания, социальное ок­ружение и мировоззрение. Данное упражнение позволяет отрефлексировать шка­лу субъективных представлений об осмысленной и бессмысленной жизни, распо­знать общий уровень осмысленности собственной жизни в «зеркале» контрастных вариантов максимально и минимально осмысленного бытия.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.