Упражнение «Судьба с судьбою говорит».
Цель:коррекция субъективной картины жизненного пути, формирование внутреннего локуса контроля жизни, осознание межличностных событийных связей. Оборудование:лист бумаги и карандаш для каждого участника. Необходимое время:40 минут. Инструкция и процедура:ведущий высказывает мысль, что причинами некоторых событий нашей жизни могут выступить события жизни окружающих нас людей и, наоборот, события нашей жизни могут фигурировать в качестве причин, отзывающихся событиями-следствиями в жизни окружающих. После этого группе предлагается ряд заданий: 1. Записать имена тех людей, которые когда-либо встречались или встретятся на 2. Записать имена тех людей, с которыми их когда-либо сводила или сведет жизнь, на судьбы которых участники значительно повлияли, влияют или повлияют в будущем. 3. Записать 15 наиболее значимых событий своего жизненного пути. В пустых ячейках предлагаемой ниже формы указываются события жизни людей, которые стали причиной значимого события в жизни участника. Например, если событие «развод» в жизни Персоны 1 стало причиной События 2 в жизни участника, то зто отображается следующим образом:
В пустых ячейках предлагаемой ниже формы указываются события жизни людей, которые стали следствиями события жизненного пути участника коррекции.
После выполнения данного задания проводится коллективное обсуждение, на котором участники должны ответить на следующие вопросы:
После обсуждения проводится визуализация, в ходе которой участник представляет себя оказавшимся в картинной галерее, где выставлены портреты всех людей, с судьбами которых соприкоснулся его жизненный путь. У одних людей участник должен мысленно попросить прощения, извиниться за нарочное или ненарочное вторжение в их жизнь, а другим - должен предъявить претензию за грубое вмешательство в его жизнь и мысленно порвать связи зависимости, распрощаться.
Занятие 4. Цель: повышение общего уровня осмысленности жизни. Упражнение «Мой жизненный путь». Цель: оптимизация групповой динамики, развитие навыков биографической рефлексии, нейтрализация психологических защит биографии. Оборудование: лист бумаги и карандаш для каждого участника. Необходимое время: 30 минут. Инструкция и процедура: участникам предлагается изобразить на бумаге карту собственной жизни, на которой будут отмечены основные «перевалочные пункты» жизненного маршрута - 15 наиболее значимых событий прошлого, настоящего и будущего. В начале карты ставится дата рождения, в конце - ожидаемая продолжительность жизни. Все остальные обозначения на карту жизни наносятся по усмотрению участника. Ведущий предъявляет группе следующую инструкцию: «Представьте, что Вы картограф, который должен составить карту своего жизненного маршрута. Возможно, по этой карте будут ориентироваться люди, которые захотят повторить Ваш жизненный маршрут. Вам необходимо обозначить на карте те жизненные опасности, которые подстерегают путников, те жизненные преграды, которые им придется превозмочь и т. д.». По завершении рисования участники разбиваются на пары и рассказывают один другому о своем жизненном пути. После окончания работы в парах можно провести групповой конкурс на лучшую карту жизненного пути. Упражнение «Биографические контрасты». Цель: самодиагностика и коррекция эталонных представлений об осмысленной и бессмысленной жизни, определение индивидуального уровня осмысленности жизни. Оборудование: лист бумаги и карандаш для каждого члена группы. Необходимое время: 40 минут. Инструкция и процедура: в данном упражнении используется методический прием «рефлексивных контрастов», разработанный в рамках рефлексивно-гуманистической психологии сотворчества [264]. Лист бумаги необходимо расчертить на три графы, которые озаглавливаются как «Бессмысленная жизнь», «Осмысленная жизнь», «Моя реальная жизнь». Ведущий ставит перед участниками рефлексивные вопросы: Ø Каковы главные события жизни человека, чью жизнь можно считать осмысленной (бессмысленной)? Ø Каковы ведущие ценности жизни человека, чью жизнь можно считать осмысленной (бессмысленной)? Ø Каковы преобладающие эмоциональные переживания человека, чья жизнь является осмысленной (бессмысленной)? Ø Какие мысли владеют человеком, чью жизнь можно назвать осмысленной (бессмысленной)? Ø Каково социальное окружение человека чья жизнь осмысленна (бессмысленна)? Ø Каково мировоззрение человека, ведущего осмысленное (бессмысленное) существование? и т. д. Затем ведущий инструктирует участников описать основные события и ценности своей жизни, собственные эмоциональные переживания, социальное окружение и мировоззрение. Данное упражнение позволяет отрефлексировать шкалу субъективных представлений об осмысленной и бессмысленной жизни, распознать общий уровень осмысленности собственной жизни в «зеркале» контрастных вариантов максимально и минимально осмысленного бытия. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|