Здавалка
Главная | Обратная связь

Упражнение «Биографическая атрибуция».



Цель:формирование внутреннего локуса контроля жизни.

Оборудование:лист бумаги и карандаш для каждого участника.

Необходимое время:40 минут.

Инструкция и процедура:ведущий просит выделить 10 наиболее важных характеристик и 10 наиболее значимых событий индивидуального жизненного пу­ти, после чего участники распределяются на подгруппы по 3 - 4 человека. Они по очереди отвечают на вопросы о причинах того или иного события или свойства жизни. Ответы конструируются по каузальному типу: «Моя жизнь несчастливая потому, что . . .», «Моя жизнь осмысленная потому, что ...» и т. п. Ответы запи­сываются на бумаге. При выполнении задания рекомендуется придерживаться общих правил работы с проективными предложениями, а именно отзываться первым всплывающим в сознании ответом, подолгу не обдумывать и не цензурировать его. Основная задача работы в подгруппах - продуцирование максимального объема проективного материала.

Затем подгруппы объединяются, и каждый участник дает причинное объ­яснение тому или иному состоянию дел в собственной жизни. Все объяснения можно условно классифицировать на четыре категории: Я (основной причиной та­кого положения дел в моей жизни являюсь я сам); Другие (основной причиной та­кого положения дел в моей жизни являются другие люди); Судьба (основной при­чиной такого положения дел в моей жизни является веление судьбы); Случай (ос­новной причиной такого положения дел в моей жизни является случайное стече­ние обстоятельств). Основное направление работы в кругу - фасилитировать осознание схем каузальной атрибуции в сфере биографии, а также переформули­ровать ответы из категорий «Другие», «Судьба» и «Случай» в ответы из категории «Я».

Упражнение «Биографические ожидания».

Цель: осознание и коррекция системы биографических ожиданий и притя­заний, формирование активной жизненной позиции и внутреннего локуса контроля жизни.

Необходимое время: 25 минут.

Инструкция и процедура: участники группируются в круг и по очереди за­вершают проективные предложения:

Ø От жизни я ожидаю . . .

Ø Надеюсь, что моя жизнь . . .

Ø Хотелось бы, чтобы жизнь была более . . .

Ø В жизни я делаю ставку на ...

Ø Зачастую при реализации моих жизненных целей я полагаюсь на ...

Ø Иногда мне неприятно, что реализация моих жизненных целей зависит от. . .

После каждой серии организуется непродолжительное обсуждение, в про­цессе которого участники фиксируют собственные ответы и делятся собственны­ми открытиями, откровениями, а также отмечают, что их потрясло в собственных и чужих ответах. После прохождения всех серий ведущий акцентирует внимание участников на том, как часто человек ждет от жизни и других людей многого и огорчается, когда этого не получает. Ведущий намеренно гиперболизирует ситуа­цию, расписывая негативные последствия пассивной жизненной позиции и ставя участников перед вопросом: «Не лучше ли полагаться в жизни на собственные си­лы?». Затем следует конкретная инструкция: «Переформулируйте собственные ответы так, чтобы Вы были единственным хозяином положения и ответчиком за все последствия своих действий и решений» (5 минут). После этого участники за­читывают и обсуждают свои ответы.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.