Упражнение «Биографическая атрибуция».
Цель:формирование внутреннего локуса контроля жизни. Оборудование:лист бумаги и карандаш для каждого участника. Необходимое время:40 минут. Инструкция и процедура:ведущий просит выделить 10 наиболее важных характеристик и 10 наиболее значимых событий индивидуального жизненного пути, после чего участники распределяются на подгруппы по 3 - 4 человека. Они по очереди отвечают на вопросы о причинах того или иного события или свойства жизни. Ответы конструируются по каузальному типу: «Моя жизнь несчастливая потому, что . . .», «Моя жизнь осмысленная потому, что ...» и т. п. Ответы записываются на бумаге. При выполнении задания рекомендуется придерживаться общих правил работы с проективными предложениями, а именно отзываться первым всплывающим в сознании ответом, подолгу не обдумывать и не цензурировать его. Основная задача работы в подгруппах - продуцирование максимального объема проективного материала. Затем подгруппы объединяются, и каждый участник дает причинное объяснение тому или иному состоянию дел в собственной жизни. Все объяснения можно условно классифицировать на четыре категории: Я (основной причиной такого положения дел в моей жизни являюсь я сам); Другие (основной причиной такого положения дел в моей жизни являются другие люди); Судьба (основной причиной такого положения дел в моей жизни является веление судьбы); Случай (основной причиной такого положения дел в моей жизни является случайное стечение обстоятельств). Основное направление работы в кругу - фасилитировать осознание схем каузальной атрибуции в сфере биографии, а также переформулировать ответы из категорий «Другие», «Судьба» и «Случай» в ответы из категории «Я». Упражнение «Биографические ожидания». Цель: осознание и коррекция системы биографических ожиданий и притязаний, формирование активной жизненной позиции и внутреннего локуса контроля жизни. Необходимое время: 25 минут. Инструкция и процедура: участники группируются в круг и по очереди завершают проективные предложения: Ø От жизни я ожидаю . . . Ø Надеюсь, что моя жизнь . . . Ø Хотелось бы, чтобы жизнь была более . . . Ø В жизни я делаю ставку на ... Ø Зачастую при реализации моих жизненных целей я полагаюсь на ... Ø Иногда мне неприятно, что реализация моих жизненных целей зависит от. . . После каждой серии организуется непродолжительное обсуждение, в процессе которого участники фиксируют собственные ответы и делятся собственными открытиями, откровениями, а также отмечают, что их потрясло в собственных и чужих ответах. После прохождения всех серий ведущий акцентирует внимание участников на том, как часто человек ждет от жизни и других людей многого и огорчается, когда этого не получает. Ведущий намеренно гиперболизирует ситуацию, расписывая негативные последствия пассивной жизненной позиции и ставя участников перед вопросом: «Не лучше ли полагаться в жизни на собственные силы?». Затем следует конкретная инструкция: «Переформулируйте собственные ответы так, чтобы Вы были единственным хозяином положения и ответчиком за все последствия своих действий и решений» (5 минут). После этого участники зачитывают и обсуждают свои ответы.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|