Необходимое время: 1 час.
Инструкция и процедура:ведущий отмечает, что иногда окружающие люди прямо или косвенно давят на нас своими ожиданиями и если наша жизнь не удовлетворяет этим ожиданиям, они критикуют и поучают нас как «правильно жить». Упражнение выполняется в пять циклов. Каждый участник по очереди завершает предложения: v Другие ожидают от моей жизни того, чтобы . . . v Меня не устраивает моей жизни то, что . . . v Других не устраивает в моей жизни то, что . . . v Я не согласен, когда мою жизнь критикуют за то, что . . . v Я уверен, что у меня есть право прожить свою жизнь так, как . После каждого нового цикла проводится обсуждение высказанных суждений. Ракурс обсуждения: «Что нового Вы для себя осознали?» и «Что Вы намерены с этим делать?». Ведущий переводит работу группы в плоскость проблемно-ориентированной дискуссии на тему «Биографические права человека». Участники коррекции погружаются в проблемную ситуацию: «Представьте себе, что мы с Вами образуем состав законотворческой комиссии, задача которой - разработать и кодифицировать свод неотъемлемых биографических прав, свобод и обязанностей человека. Для начала давайте условимся, что мы будем понимать под биографическими правами, свободами и обязанностями. Биографические права и свободы - это такие правила построения человеком собственного жизненного пути, которые гарантируют ему возможность беспрепятственной реализации смысла жизни и жизненных ценностей. Биографические обязанности - это такие правила построения человеком собственного жизненного пути, которые гарантируют окружающим людям возможность беспрепятственной реализации смысла жизни и жизненных ценностей». Ведущий призывает участников вносить законопроекты на рассмотрение комиссии. В процессе группового обсуждения шлифуются формулировки и отрабатывается содержание биографических прав и обязанностей человека. Каждый законопроект, новеллы или поправки к нему принимаются в порядке открытого голосования. Результаты групповой работы сводятся в единый «нормативный акт» -«Билль о биографических правах, свободах и обязанностях человека», который помещается на видное место. В этом документе могут содержаться самые различные нормы, которые желательно фиксировать в строгой единообразной форме. Например: Ø человек имеет право самостоятельно и беспрепятственно реализовывать смысл своей жизни, если это не ущемляет аналогичное право другого человека; Ø человек имеет право на свободный от внешнего принуждения выбор жизненного пути, если реализация этого права не притесняет аналогичного права другого человека; Ø человек несет полную персональную ответственность за результаты и последствия жизненных решений и действий, предпринятых им без принуждения со стороны окружающих; Ø человек имеет право на неприкосновенность своей личной жизни, на невмешательство в свои жизненные планы; Ø человек вправе совершать жизненные ошибки и исправлять их, а также менять жизненные взгляды и перевыбирать свою судьбу и т. д. В финале упражнения ведущий замечает, что эти нормы должны не «осесть» на бумаге, а быть перенесены и претворены в повседневную жизнь. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|