Здавалка
Главная | Обратная связь

Упражнение «Психологические часы».



Цель: коррекция самооценки психологического возраста, формирование умений ориентации в психологическом времени и самодиагностики психологиче­ского возраста.

Оборудование:лист бумаги и карандаш для каждого участника.

Необходимое время:15 минут,

Инструкция и процедура:в качестве небольшого теоретического введе­ния ведущий знакомит участников коррекции с элементарными положениями кон­цепции психологического времени и фокусирует внимание на многомерности вре­мени человеческой жизни и возрастов человека. Необходимо разъяснить сущ­ность психологического времени как относительного времени реализации челове­ком смысла своей жизни и психологического возраста как индивидуальной меры самореализации.

Ведущий, в частности, сообщает, что каждый человек является обладате­лем «внутренних психологических часов», которые ведут счет психологическому времени и на «циферблате» которых высвечивается психологический возраст. Предлагается принять релаксационную позу, расслабиться и погрузиться в мир внутренних ощущений и переживаний с тем, чтобы отрефлексировать субъектив­ное чувство возраста. Обязательным условием является выражение каждым уча­стником своего субъективного чувства возраста в единицах условных лет.

Затем участники поднимаются и начинают двигаться по залу, спрашивая друг друга: «А сколько времени на Ваших психологических часах?». Через какое-то время ведущий усаживает группу и заявляет, что подобно тому, как обычный хронометр может спешить, отставать и ломаться, в «психологических часах» так­же могут быть небольшие неполадки. Для их предотвращения и устранения необ­ходимо регулярно «заводить» и «смазывать» «психологические часы» при помощи некоторых средств.

Содержание второго этапа упражнения составляет обучение участников приемам самодиагностики психологического возраста. Технически самодиагности­ка психологического возраста подразумевает необходимость ответить на три про­стых вопроса:

1. Если жизненные планы, которые я намереваюсь реализовать в течение
целой жизни, принять за 100 %, то сколько процентов удалось осуществить к на­
стоящему моменту (процент реализованности - ПР)?

2. Сколько лет я ожидаю прожить (ожидаемая продолжительность жизни -
ОПЖ)?

3. Каков мой паспортный возраст?
После этого составляется пропорция:
100% - ОПЖ (лет)

ПР(%) - X (условных лет психологического возраста), которая переверты­вается в уравнение с одним неизвестным: X = ПР • ОПЖ/100. Полученный показа­тель является психологическим возрастом личности и исчисляется в условных годах. Ведущий обучает способам интерпретации полученного показателя через его

сравнение с хронологическим возрастом:

Ø если ХВ приблизительно равняется ПВ, то Вы нашли оптимальный режим реа­лизации смысла собственной жизни. Так держать и Ваши жизненные планы бу­дут реализованы в срок;

Ø если ХВ много больше ПВ, то Вы запаздывайте с реализацией смысла жизни. Необходимо подналечь и ускорить осуществления жизненных целей;

Ø если ХВ намного меньше ПВ, то Вы торопитесь с реализацией смысла жизни. Не стоит ли сбавить «обороты»?

Ведущий отмечает, что этим приемом можно самостоятельно пользовать­ся в повседневной жизни для определения своего психологического возраста и

для наладки внутренних «психологических часов».







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.