Здавалка
Главная | Обратная связь

А.Р. Трощий, г. Ульяновск

 

Можно ли понять поведение человека, не найдя ответа на вопрос о смысле его жизни? Полагаем, что нельзя, как нельзя объяснить и спрогнозировать это поведение с высокой степенью вероятности. Косвенным свидетельством сказанного является кризисное состояние психологической науки, а также практика нашей постперестроечной действительности. Нет общепризнанных, единых, теорий – теории личности, теории поведения, теории воспитания, поэтому нет должного влияния психологии на законотворчество и политику. Отсутствие всех этих крайне важных для общественного развития теорий объясняется тем, что философия пока так и не нашла ответы на «вечные» вопросы, в том числе и на вопрос о смысле жизни человека.

Каждый человек, рано или поздно, задумывается над вопросом «Зачем живу?» или «Зачем жил?». Мы все хотим знать, зачем живём, для чего, какова цель нашего появления на земле. Но готовы ли мы принять ответ, если он нам не понравится? Нет, не готовы – в психику человека не зря встроено множество психозащитных механизмов. Да, они действительно защищают нас, как предохранители, от отрицательных эмоций, в том числе и путём сокрытия неприятной правды. Один из этих механизмов – отрицание. Благодаря ему уже на этапе восприятия отвергается информация, которая не отвечает потребностям человека, а поэтому вызывает отрицательные эмоции, чувства, состояния и переживания. Фундаментальной потребностью человека, по З. Фрейду, можно считать потребность в положительных эмоциях, дающих ощущение удовольствия («принцип удовольствия»). Не менее фундаментальна и потребность в избегании отрицательных эмоций (неудовольствия). И поведение человека определяется, в основном, этими двумя фундаментальными потребностями – их сочетание и совместное действие даёт нам двойной поведенческий принцип, корректируемый, конечно же, принципом реальности. Из двойного поведенческого принципа (стремления к удовольствию и к избеганию неудовольствия) проистекают многие заблуждения человечества. К их числу можно отнести следующие: мы созданы по образу и подобию Бога; Бог нас любит; вечная любовь существует; мы субъекты своей жизни и т. д. Заблуждения существуют, как существует и неправда, потому, что они приятны; потому, что люди предпочитают слышать, видеть, знать и принимать на веру то, что для них желательно.

Смысл жизни давно, по нашему мнению, найден, но люди не желают его принять. Посмотрим, из чего выбирают, и что именно люди выбирают в качестве смысла своей жизни.

Можно рассматривать следующие варианты смысла жизни человека:

1. Гармоничное и всестороннее развитие (личностное развитие).

2. Самосовершенствование.

3. Самореализация (самоактуализация).

4. Осмысление жизни, познание мира.

5. Служение обществу.

6. Смысл жизни - в самой жизни.

7. Быть счастливым.

8. Любить и быть любимым.

9. Жить для служения Богу.

10. Сделать жизнь на Земле лучше.

11. Внести свой вклад в культуру человечества.

12. Оставить о себе память.

13. Увеличить количество добра в мире.

14. Достичь определённого положения в обществе.

15. Заниматься любимым делом.

16. Продолжение рода.

 

Самыми распространёнными версиями смысла жизни являются личностное развитие и самосовершенствование (их можно объединить в саморазвитие). Результаты Интернет-опроса по типологии Д.А.Леонтьева и Е.Е. Осина (2004), показали, что 22,4 % респондентов назвали смыслом своей жизни саморазвитие [http://zpsy.ru/vote.htm, вход в систему 19.03.09]. Аналогичные результаты дали и наши собственные опросы. Но возникает вопрос: не потому ли респонденты дают такой ответ, что эта версия является личностно и социально одобряемой, а поэтому приятной? То есть здесь тоже может срабатывать двойной поведенческий принцип.

Из вышеприведённого списка самым прозаическим, низводящим человека до уровня любого живого существа, а поэтому обидным и не принимаемым, является продолжение рода. Получается, что главное предназначение человека – рождение детей. И предназначение это задано в инстинкте. Но мало родить, главное – вырастить, и вырастить не как-нибудь, а обеспечив своему потомству максимально благоприятные условия, в том числе и в будущем. И если как следует разобраться, то окажется, что практически всё, что человек делает, к чему стремится, – способствует реализации именно такого смысла – продолжению рода наилучшим образом. И даже влюбляется человек в того, с кем у него родится наиболее качественное потомство – по принципу комплементарности геномов (А. Шопенгауэр, 1844; Г. Симкин, 1991). Меняет любовных партнёров по мере старения на всё более молодых – по этой же причине – чтобы получилось качественное потомство (А. Шопенгауэр, 1844; А. Трощий, 2005). Все остальные смыслы – и перечисленные выше, и другие, «работают» на этот, главный смысл – продолжение рода наилучшим образом. Да, для этого нужны и здоровье, и средства, и работа, приносящая эти средства, и настроение, и членство в различных группах, и высокий статус, и многое другое, отражённое в многочисленных потребностях человека, полный список которых ещё не составлен. И саморазвитие, особенно официально признанное дипломами об образовании, помогает всего этого достичь.

Если же человек не может или не хочет продолжить свой род, то он может найти себе другие занятия (см., например, вышеприведённый список смыслов). В конце-концов, он может материально или морально помогать родственникам или другим людям растить их потомство.

Сейчас многие, вслед за В. Франклом (1946), считают, что у каждого есть свой личный смысл жизни, причём на различных этапах жизни он разный. «Во всех случаях является характерным изменение смысла существования в зависимости от этапа развития: на ранних этапах необходимо выжить, далее – максимально расширить ареал существования, на стадии регресса — сохраниться» (Википедия).

В конечном итоге смысл жизни заключается, как говорит народная мудрость, в трёх «Д»: Дом, Дерево, Дитя. То есть человек должен сначала создать условия, затем родить и вырастить ребёнка (детей), а лучше ещё и внуков. Наряду с этим он будет создавать материальные и духовные ценности, работая, чтобы жить и растить потомство, или делая это для самореализации, или для блага общества, или ничего не делая, т. е. не работая (если может себе это позволить). Обычно деятельность человека полимотивирована, но главные стремления, даже не вербализованные и не осознанные в полной мере, – хорошо жить и детей своих растить.

Итак, главным психологическим препятствием для постижения истинного смысла жизни человека является то, что этот смысл вызывает отрицательные эмоции, и поэтому отвергается. Так устроен человек – не любит он прозу жизни, всё стремится её облагородить. Вот и бьётся тысячелетия над разгадкой своего предназначения. Но рано или поздно он найдёт правильные ответы на все «вечные» вопросы, и жить ему станет легче. А силы, время, эмоции, которые расходовались на поиски смысла жизни, он сможет направить на достижение своего акме.

 


[1] Опубликовано в сборнике: Психологические проблемы смысла жизни и акме. Материалы XIV симпозиума / Под ред. Г.А. Вайзер, Н.В. Кисельниковой. – М.: ПИ РАО, 2009. – 166 с. – С. 44–46. Опубликовано в сети Интернет по адресу:

http://www.pirao.ru/ru/scilife/izdania/razdel_1.doc





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.