Порядок установления заработной платы
Порядок установления заработной платы регулируется ст. 135 ТК. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов, доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера, в том числе системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством. При этом локальные нормативные акты принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.140 Тема 8. Оплата и нормирование труда Таким образом, большинство вопросов, связанных с установлением систем оплаты труда, размеров заработной платы, условий стимулирования, организацией оплаты труда работников, занятых в производственной и иной хозяйственной сфере, решается на местах и входит в компетенцию работодателей. В ряде случаев они требуют учета мнения выборного профсоюзного органа. Закрепляются эти положения в коллективных договорах, соглашениях, а также в локальных нормативных актах, издаваемых работодателем. При этом условия оплаты труда в организациях не могут ухудшать положение работников и снижать уровень правовых гарантий в области оплаты труда, установленных законодательством, а также соответствующими соглашениями в области социально-трудовых отношений. В порядке индивидуального договорного регулирования условия оплаты труда отдельных работников определяются в трудовых договорах. Закон никак не регламентирует нормы и размеры оплаты, системы оплаты и другие вопросы. Единственное требование — в трудовые договоры нельзя включать условия, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством, соглашениями, коллективными договорами. Как видим, государство предоставило свободу работодателям в области установления условий оплаты труда работников и сняло ограничения размеров заработной платы. Это привело к ряду негативных последствий в организации оплаты труда работников. В масштабе страны оказался нарушенным основной принцип, провозглашенный законом, — оплата по труду, в соответствии с квалификацией работника, общественной значимостью его труда, условиями, в которых протекает трудовая деятельность, количеством и качеством труда. Квалифицированный труд перестал быть более высокооплачиваемым, как этого требует закон и здравый смысл. В итоге образовался огромный разрыв (более чем в 20 раз) между заработной платой самых низко- и самых высокооплачиваемых категорий работников. Это привело к резкому расслоению общества по уровню материального положения со всеми негативными социальными последствиями этого явления. Нормализация ситуации с организацией оплаты труда работников требует усиления государственно-правового воздействия на эти процессы, ибо государство не может и не должно оставаться в стороне от решения подобных проблем. В значительной мере это зависит и от работодателей. Осуществляя свои права в области оплаты труда работников, они обязаны руководствоваться принципами и требованиями 8.3. Организация оплаты труда рабочих, служащих, специалистов, руководителей 141 трудового законодательства (прежде всего ст. 132 ТК), соглашениями в области социально-трудовых отношений (федеральными, отраслевыми, территориальными), а также коллективными договорами и соглашениями, заключенными в рамках хозяйствующего субъекта. Особенности установления систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений регламентируются ст. 144 ТК. Они устанавливаются: • в федеральных государственных учреждениях — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральным законодательством; • в государственных учреждениях субъектов РФ — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ; • в муниципальных учреждениях — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с законодательством РФ, субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Системы оплаты труда указанных работников устанавливаются с учетом Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. В соответствии со ст. 135 ТК Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно до внесения в Государственную думу проекта закона о федеральном бюджете на очередной год разрабатывает рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов. Рекомендации учитываются Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления при определении объемов финансирования учреждений бюджетной сферы. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|