Уровень конкурентоспособности, его расчет, выводы.
Экономическая теория оценивает уровень конкуренции на том или ином рынке по семи признакам: 1) число фирм-производителей; 2) различие ("дифференциация") товаров; 3) уровень концентрации (т.е. удельный вес каждой фирмы в производстве и реализации данного товара); 4) способ формирования цены товара; 5) возможности для появления новой фирмы на данном рынке; 6) степень информированности покупателей и продавцов о ценах и качестве товаров; 7) в какой мере покупка осуществляется без принуждения. Конкурентоспособность — показатель, который может применяться во многих сферах жизнедеятельности. По своей сути он остается понятием экономическим, и наиболее правильное его применение — к экономическим объектам. На сегодняшний день в литературе утвердилось мнение о трех наиболее укрупненных группах объектов оценки конкурентоспособности. Все многообразие конкурентных отношений, возникающих в сфере экономики, можно с определенной долей условности подразделить на три уровня: микроуровень (конкретные виды продукции, производства, предприятия); мезоуровень (отрасли, корпоративные объединения предприятий и фирм); макроуровень (народно-хозяйственные комплексы, страны, объединения стран). Соответственно конкурентные характеристики и факторы, их определяющие, подразделяются на микроуровневые (отражающие собственно качество и цены продукции); мезоуровневые (обеспечивающие устойчивое улучшение показателей эффективности использования имеющихся производственных ресурсов отраслей) и макроуровневые (отражающие общее состояние хозяйственных систем, их сбалансированность, инвестиционный климат, налоговый режим, тарифно-таможенную политику и т.п.). Приведенное структурирование субъектов конкурентной борьбы, а также факторов и характеристик конкурентоспособности позволяет более четко охарактеризовать состав элементов этой сложной категории и выявить их взаимосвязи. Это, в свою очередь, помогает обосновать эффективные подходы к ее анализу, что открывает дополнительные возможности раскрытия имеющихся резервов и определения стратегических направлений повышения конкурентоспособности на каждом из уровней. Уровень конкурентоспособности продукции — это относительная количественная характеристика способности продукции удовлетворять требования конкретного рынка по сравнению с продукцией конкурентов. Эта формулировка базируется на определении А.Н. Литвиненко и A.M. Татьянченко, которые в начале 1980-х гг. провели глубокое исследование конкурентоспособности машинотехнической продукции и предложили понимать под конкурентоспособностью "характеристику товара, которая отражает его отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее "удовлетворение". Уровень конкурентоспособности (К) определяется по следующей формуле: где Iо — интегральный показатель оцениваемой продукции; Ia — интегральный показатель продукции-аналога. Если К > 1, то оцениваемая продукция превосходит продукцию-аналог.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|